Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:18, реферат
По смыслу Положения предметом криминологической экспертизы проектов законов является риск криминогенного характера (криминогенный риск), под которым понимается возможность возникновения криминогенных последствий в результате реализации норм проекта закона. С точки зрения правового регулирования такая дефиниция является достаточной для того, чтобы с необходимой степенью детализации выразить средствами юридической техники сущность криминологической экспертизы на законодательном уровне
Криминогенный риск как предмет
криминологической экспертизы проектов законов
Е.В. Богданов
Республика
Беларусь первой на постсоветском пространстве
закрепила правовые и организационные
основы проведения криминологической
экспертизы проектов законов на законодательном
уровне. В 2004 г. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000
По
смыслу Положения предметом
В современном социальном и гуманитарном знании существуют различные определения риска. Понятие риска связывается с опасностью, с вероятностью наступления неблагоприятных последствий, со способом снятия неопределенности, с социокультурным способом восприятия ситуации как опасной. Существуют понятия технологического риска, информационного риска.
Для прикладных целей криминологической экспертизы больше всего подходит определение риска как характеристики деятельности, состоящей в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. С учетом данного подхода под криминогенным риском мы будем понимать вероятность (возможность) наступления криминогенных последствий, обусловленную неопределенностью параметров социально-правового регулирования общественных отношений.
Преступность как социальное явление существует всегда. Могут изменяться лишь ее уровень, динамика, структура, формы противоправного поведения и их оценка как преступных. Эта существенная особенность преступности проявляется как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных сфер социальной жизни. Не является исключением и сфера регулирования общественных отношений посредством законов. Криминогенные риски в законодательстве носят непреходящий, объективный характер, поскольку всегда существует теоретическая вероятность, что реализация закона будет способствовать возникновению криминальной ситуации, порождению криминальной обстановки, чревато преступлением, то есть повлечет те или иные криминогенные последствия.
В буквальном смысле криминогенность последствий означает возможность совершения деяния, запрещенного уголовным законом. Однако, использование такого подхода при проведении криминологической экспертизы необоснованно ограничивает сферу ее применения волей законодателя, криминализовавшего или декриминализовавшего те или иные деяния. Формальные (формально-юридические) признаки преступления, безусловно, следует учитывать при прогнозировании последствий реализации закона. Однако, не исключена вероятность, что такие последствия будут обладать признаком общественной опасности и при отсутствии уголовно-правового запрета. Поэтому возникновение криминогенных рисков в процессе реализации закона означает возможность наступления общественно опасных последствий, как запрещенных уголовным законом, так и не запрещенных им.
Криминологический анализ предполагает изучение преступления в его взаимосвязи с тем, что его породило. Наступление криминогенных последствий в процессе реализации закона детерминировано неопределенностью результатов воздействия закона на общественные отношения, в равной степени допускающего наступление социально полезных и негативных (в том числе – криминогенных) последствий. Неопределенность предписаний закона возникает как следствие противоречивости социально-правового регулирования в целом, которое отличается целым лабиринтом неопределенностей, вызванных как множественностью и противоречивостью права в целом, так и сложностью системы законодательства.
К противоречиям, которые объективно могут способствовать возникновению рисков криминогенного характера, могут быть отнесены противоречия:
Неопределенность социально-правового регулирования будет иметь место там, где существует потребность в упорядочивании общественных отношений, но средствами закона эту задачу решить невозможно. В большинстве случаев социальной пользы реализация такого закона не принесет, а возможности для злоупотреблений создать может.
Криминогенность закона может являться следствием конфликта существующих социокультурных традиций с инновационным потенциалом закона. Опыт постсоветских государств свидетельствует, что всякая реформа, особенно если она основана на заимствовании чуждых национальной системе права правовых идей и концепций, чревата криминогенными последствиями.
Вероятность
наступления криминогенных
Вместе с тем, криминогенный риск субъективен. В отличие от стихийных бедствий, от экологических или техногенных катастроф (если они произошли в силу объективных причин) криминогенные последствия всегда неразрывно связаны с человеком, представляют собой результат его деятельности.
В субъективном смысле криминогенный риск характеризует ситуацию неопределенности выбора индивидом между правомерным и противоправным вариантами поведения. Если закон не снимает эту неопределенность, он является криминогенно рискованным. В этом большую роль играет восприятие норм закона участниками общественных отношений, его влияние на склонности субъекта к противоправному поведению и на формирование представления о возможной ответственности за правонарушения.
Криминогенно рискованная ситуация может быть вызвана противоречиями:
Выбор противоправной модели поведения может быть следствием отсутствия в законе конкретизированных и строго определенных моделей правомерного поведения. Криминогенность такого закона обусловлена возможностью разночтения и понимания требований, предъявляемых законом к правореализующим субъектам.
Нормы закона действуют в пространстве иных социальных норм и ценностей – юридических, нравственных, религиозных и т. п. Если предписания закона не согласуются с социокультурным опытом индивида, его представлениями о возможном и должном, то вероятность выбора запрещенного или непредусмотренного законом поведения значительно возрастает, даже несмотря на установление ответственности за такое поведение.
Закон
может стимулировать
Различение объективных и субъективных криминогенных рисков имеет большое значение для оценки криминогенности законодательства. Эта дифференциация позволяет определить направления криминологического анализа норм права, повысить достоверность криминологического прогноза последствий реализации закона, сформулировать конкретные предложения по доработке проекта закона.
Так,
объективные криминогенные
Недостатки
проектов законов, способствующих возникновению
субъективных рисков криминогенного характера,
напротив, могут быть полностью устранены
путем повышения качества законодательства.
И в этом большую роль играет разработка
методик, описывающих типичные криминогенно
дефектные нормы, реализация которых может
повлечь те или иные криминогенные проявления.
Наряду с уже описанными в литературе
в качестве положений, способствующих
возникновению субъективных криминогенных
рисков, можно указать декларативность
регулятивной направленности закона;
избыточную обременительность контрольных
процедур для подконтрольных лиц; наличие
юрисдикционных иммунитетов, исключающих
возможность привлечения виновных к ответственности
и др.
Информация о работе Криминогенный риск как предмет криминологической экспертизы проектов законов