Конвейеры. Общие требования безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:47, реферат

Краткое описание

Конвейер — машина непрерывного действия для перемещения
сыпучих, кусковых или штучных грузов. Конвейеры наиболее целесообразно
классифицировать по принципу действия и конструктивным признакам, типу
тягового и грузонесущего органа, роду перемещаемого груза, назначению и
областям применения

Оглавление

Конвейер. Общие понятия.....................................................................................3
Общие требования безопасности..........................................................................6
1. Общие положения ..........................................................................................6
2. Требования к безопасности...........................................................................6
3. Требования к средствам защиты...................................................................7
4. Требования к размещению конвейеров в производственных зданиях,
галереях, тоннелях и на эстакадах....................................................................9
Заключение............................................................................................................12
Список использованной литературы.......

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.docx

— 159.16 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт – Петербургский государственный политехнический институт

 

Институт металлургии, машиностроения и транспорта

Кафедра ‹‹Безопасность жизнедеятельности ››

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по курсу: Безопасность жизнедеятельности

 

на тему: Конвейеры. Общие требования безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

доцент 

 

Студент группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2014

Оглавление

 

 

 

 

Конвейер. Общие понятия

Конвейер — машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Конвейеры наиболее целесообразно классифицировать по принципу действия и конструктивным признакам, типу тягового и грузонесущего органа, роду перемещаемого груза, назначению и областям применения.

Основной классификационный признак конвейера — тип тягового и грузонесущего органов. Различают конвейеры с ленточным, цепным, канатным и другими тяговыми органами и конвейеры без тягового органа (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типу грузонесущего органа конвейеры могут быть: ленточные, пластинчатые, скребковые, подвесные грузонесущие, толкающие, тележечные, ковшовые и люлечные, а также винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые.

 

 

Рисунок 1 – Конвейеры: слева – ленточный, справа – винтовой.

По принципу действия различают конвейеры, перемещающие груз на непрерывно движущейся сплошной ленте или настиле, в непрерывно движущихся ковшах, подвесках, платформах, тележках; по неподвижному желобу или трубе непрерывно движущимися скребками.

По назначению различают конвейеры стационарные и передвижные для насыпных, штучных грузов и для пассажиров, а по направлению перемещения грузов — с вертикально замкнутой, горизонтально замкнутой и пространственной трассами. По областям применения конвейеры подразделяют на машины общего назначения и специальные (стакеры, элеваторы, эскалаторы, движущиеся тротуары).

Конвейеры являются составной, неотъемлемой частью современного технологического процесса, они устанавливают и регулируют темп производства, обеспечивают его ритмичность, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Наряду с выполнением транспортно-технологических функций конвейеры являются основными средствами комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских операций.

 

На современных предприятиях конвейеры используют в качестве:

    • высокопроизводительных транспортных машин, передающих грузы из одного пункта в другой на участках внутризаводского и, в ряде случаев, внешнего транспорта;
    • транспортных агрегатов мощных перегрузочных устройств (например, мостовых перегружателей, отвалообразователей и т. п.) и погрузочно-разгрузочных машин;
    • машин для перемещения грузов-изделий по технологическому процессу поточного производства от одного рабочего места к другому, от одной технологической операции к другой, устанавливая, организуя и регулируя темп производства и совмещая, в ряде случаев, функции накопителей (подвижных складов) и распределителей грузов-изделий по отдельным технологическим линиям;
    • машин и передаточных устройств в технологических автоматических линиях изготовления и обработки деталей и узлов изделий.

Тесная связь транспортирующих машин с общим технологическим процессом производства обусловливает высокую ответственность их работы и назначения. Поэтому конвейеры должны быть надежными (безотказными), прочными, удобными в эксплуатации и способными работать в автоматических режимах.

Перемещаемые конвейерами грузы подразделяются на штучные и насыпные. Их физико-механические свойства имеют решающее значение при выборе и расчете конвейеров.

Штучные грузы характеризуются формой и размерами, массой одной штуки, коэффициентом трения о поверхность ленты, настила или лотка и особыми свойствами. Размеры штучных грузов колеблются в широких пределах: от нескольких сантиметров (почтовые отправления) до нескольких метров (лесоматериалы, прокат), а масса их — от долей ньютона до десятков килоньютонов. Коэффициент трения штучных грузов об опорные поверхности составляет 0,1—0,7, К особым свойствам штучных грузов относятся: хрупкость (изделия из стекла), склонность к качению из-за округлости формы (арбузы), загрязненность или склонность к пылению (мешки с цементом), взрывоопасность и пожароопасность (бочки с горючим), наличие острых выступов, повреждающих элементы конвейера, и т. п.

Насыпные грузы характеризуются крупностью кусков (частиц), насыпной плотностью, коэффициентами внутреннего и внешнего трения, влажностью, абразивностью, липкостью, слеживаемостью, смерзаемостью, а также особыми свойствами (химической активностью, пылением, взрывоопасностью, самовозгораемостью и т. п.).

 

Общие требования безопасности

1. Общие положения

1.1. Конвейеры должны соответствовать  требованиям настоящего стандарта  и ГОСТ 12.2.003-91.

1.2. Дополнительные требования безопасности  к конвейерам конкретных видов, не устанавливаемые настоящим  стандартом, должны быть указаны  в стандартах или технических  условиях на эти конвейеры.

2. Требования к безопасности

2.1. В установленных на конвейерах  загрузочных и разгрузочных устройствах  не допускается заклинивание  и зависание груза, образование  просыпей. Не допускается загрузка конвейера сверх расчетных норм для условий эксплуатации, установленных в технических условиях или эксплуатационной документации.

2.2. Не допускается падение груза  с конвейера или машины в  местах передачи транспортируемого  груза с одного конвейера на  другой конвейер или машину.

2.3. Приемная часть конвейеров, загружаемых  вручную штучными грузами, должна  быть расположена на горизонтальном  или наклонном участке конвейера  с уклоном не более 5° в сторону  загрузки.

2.4. На наклонных конвейерах (наклонных  участках конвейеров) штучные грузы  при транспортировании должны  находиться в неподвижном состоянии  по отношению к плоскости грузонесущего  элемента конвейера и не менять  положения, принятого при загрузке.

2.5. Не допускается самопроизвольное  перемещение в обратном направлении  грузонесущего элемента с грузом  при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные  участки трассы. Неприводные конвейеры (роликовые, дисковые) должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.

2.6. На трассах конвейеров с  передвижными загрузочными и  разгрузочными устройствами должны  быть установлены конечные выключатели  и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных  устройств.

2.7. Грузовые натяжные устройства  конвейеров должны иметь концевые  упоры для ограничения хода  натяжной тележки и конечные  выключатели, отключающие привод  конвейера при достижении натяжной  тележкой крайних положений.

2.8. Наклонные и вертикальные  участки цепных конвейеров должны  быть снабжены ловителями для  захвата цепи в случае ее  обрыва, угрожающего обслуживающему  персоналу.

2.9. В конструкциях составных  частей конвейеров массой более 50 кг, подлежащих подъему или перемещению  грузоподъемными средствами при  транспортировании, монтаже, демонтаже и ремонте, должны быть предусмотрены соответствующие приливы отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.

2.10. Шумовые характеристики конвейеров - по ГОСТ 12.1.003-83.

2.11. Вибрационные характеристики  на рабочих местах обслуживания  конвейеров - по ГОСТ 12.1.012-90.

2.12. Концентрация вредных веществ  в воздухе рабочей зоны обслуживания  конвейеров, находящихся в помещениях  и предназначенных для транспортирования  грузов, выделяющих вредные вещества, не должна превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.005-88.

2.13. Требования к электрооборудованию, монтажу электрических цепей  и заземлению конвейеров должны  быть установлены в нормативно-технической  документации на конвейеры конкретных  видов и соответствовать «Правилам устройства электроустановок», «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Госэнергонадзором РФ.

3. Требования к средствам  защиты

3.1. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т. п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты) должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

3.2. Защитные ограждения должны  быть снабжены приспособлениями  для надежного удержания их  в закрытом (рабочем) положении и  в случае необходимости быть  сблокированы с приводом конвейера  для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

3.3. Ограждения следует изготовлять  из металлических листов, сетки  и других прочных материалов.

В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

3.4. В зоне возможного нахождения  людей должны быть ограждены  или защищены:

смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т. п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

проходы (проезды) под конвейерами сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

3.5. Конвейеры, передвигающиеся по  рельсам, если они не закрыты  специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных  зданиях ниже уровня пола, должны  быть ограждены по всей длине  перилами высотой не менее 1,0 м  от уровня пола.

Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

3.6. На конвейерах, входящих в  автоматизированные транспортные  или технологические линии, должны  быть предусмотрены устройства  для автоматической остановки  привода при возникновении аварийной  ситуации.

3.7. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т. п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полной разгрузки транспортируемого груза.

3.8. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой  частях должны быть оборудованы  аварийными кнопками для остановки  конвейера.

Конвейеры большой протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

3.9. В схеме управления конвейерами  должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного  включения привода до ликвидации  аварийной ситуации.

3.10. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости  оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя  предупредительная предпусковая  звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до  включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, невидимых оператору, о готовности конвейера к пуску.

При отсутствии постоянных рабочих мест на трассе конвейера предусматривать подачу ответного сигнала не требуется.

3.11. На рабочих местах должны  быть помещены таблички, поясняющие  значения применяемых средств  сигнализации и порядок управления  конвейером.

3.12. Конвейеры, транспортирующие горячие  грузы, должны иметь средства  защиты обслуживающего персонала  от ожогов.

Информация о работе Конвейеры. Общие требования безопасности