Классификация чрезвычайных ситуаций и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Успешно решать задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях можно только проведением целого комплекс мероприятий и, прежде всего упреждением ЧС. А для этого необходимо знать причины возникновения этих событий (ЧС), движущие силы,
характер и стадии развития, природу этих явлений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…......3
1.Чрезвычайные ситуации. Понятие, классификация и источники возникновения……………………………………………………………….….……4
1.1 Понятие о чрезвычайных ситуациях……………………………….….…….4
1.2. Источники и сферы возникновения чрезвычайных ситуаций….…..……..5
1.3. Чрезвычайные ситуации по масштабу распространения….……….……..5
2. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения………………………………….…….……..………7
2.1. Аварии на химически опасных объекта………………….….……………...7
2.2. Аварии на радиационно-опасных объектах…………….….……………….8
2.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах………….………………...8
2.4. Аварии на транспорте…………………………………….………………….9
2.5. Аварии на гидротехнических сооружениях………………………….……10
2.6. Аварии на коммунально-энергетических сетях…………………………...11
3. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения……..12
3.1. Стихийные бедствия геологического характера………………………….12
3.2. Стихийные бедствия метеорологического характера…………………….13
3.3. Стихийные бедствия гидрологического характера……………………….14
3.4. Природные пожары…………………………………………………………15
3.5. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации……………………………16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 53.39 Кб (Скачать)

Опасными  химическими веществами (ОХВ)  называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей  промышленности, черной и цветной  металлургии.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

На предприятиях создаются  запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется  замкнутая земляная обваловка или  ограждающая стенка их несгорающих  или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенные ОХВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная  кислота, фосген и др. В большинстве  случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях  жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения  различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают  десятки километров.

2.2. Аварии на  радиационно-опасных объектах.

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической  промышленности, объекты по переработке  и захоронению радиоактивных  отходов и т.д.

При авариях или катастрофах  на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное  заражение окружающей среды, повлекшее  поражение людей, животных, растительного  мира на длительное врем).

Радиационная  авария — происшествие, приведшее к выбросу радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Радиационное воздействие  население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения  людей. Под внешним понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего  излучения, расположенного вне его  тела, главным образом от источников гамма-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего  излучения от источников, находящихся  внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение  происходит за счет источников альфа, бета и гамма- излучения.

2.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах, связанные с сильными взрывами и пожарами, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Вызываются они в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов. Пожары при промышленных авариях вызывают разрушения сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур.

Наиболее опасны пожары в  административных зданиях. Как правило, внутренние стены облицованы панелями из горючего материала. Потолочные плиты  также выполнены из горючих древесных  плит. Во многих случаях возникновению  возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков.

Аварии на объектах нефтегазодобывающей  промышленности всегда приносят большие  бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной  или газовый фонтан при воспламенении  перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, на компрессорные установки  и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы. Бушующее пламя горящего фонтана поднимается  огромным смерчем к небу, тяжелый  дым застилает окрестности. Температура  внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки  и другие конструкции.

Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках, во время  пожаров на железнодорожном транспорте, как правило, обрываются провода, из-за чего парализуется все движение.

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии на транспорте довольно частые явления в нашей жизни и, к сожалению, их число из года в год увеличивается. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.

На железнодорожном транспорте чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Не исключаются размывы  железнодорожных путей, обвалы, оползни. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные  вещества, происходят взрывы, пожары.

Причинами аварий на железнодорожном  транспорте являются изношенность путевого и вагонного хозяйства, неисправности  средств сигнализации, централизации  и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

На автомобильном транспорте одной из основных проблем стало  обеспечение безопасности движения. Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют  права на управление транспортным средством  соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупаются. Наиболее опасным видом нарушений  по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

На воздушном транспорте, несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций  самолета, отказ двигателя, нарушение  работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива  или его низкое качество, перебои  в жизнеобеспечении экипажа и  пассажиров.

На водном транспорте большинство  крупных аварий и катастроф происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей  – капитанов, лоцманов и членов экипажа.  Половина происшествий на реках и  морях является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка  на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

В метрополитене чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

2.5. Аварии на  гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения  затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток  воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные  разрушения происходят из-за большой  скорости и все сметающего на своем  пути огромного количества бегущей  воды.

Высота и скорость волны  прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот  в верхнем и нижнем бьефах. Для  равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит  до 100 км/час.

Значительные участки  местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу  имеются схемы и карты, где  показаны границы зоны затопления и  дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство  жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины  для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей  связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные  участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или  не будет получено сообщение о  том, что опасность миновала.

2.6. Аварии на коммунально-энергетических сетях.

Аварии на коммунально-энергетических сетях в нашей жизни стали  обыденным явлением. В последние  зимы замерзали целые города. Из-за старения оборудования, коррозии и  ветхости труб, деформации почвы разрывы  на водопроводных, канализационных  сетях и трубопроводах  стали  настоящим бичом для работников жилищно-коммунальных служб.    При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что в своем развитии они проходят пять характерных черт:

- накопление отклонений от нормального процесса;

- инициирование аварии;

- развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;

- проведение спасательных и других неотложных работ,

- восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.

В связи с тем, что количество аварий  имеет тенденцию к увеличению из года в год, аварийно-спасательные службы, команды спасателей, формирования МЧС и ГО должны находиться  в  готовности к выполнению задач по ликвидации непредвиденных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

ЧС природного характера возникают в результате стихийных бедствий. Они нарушают нормальную жизнедеятельность населения,  часто приводят к гибели людей, уничтожению материальных ценностей. В большинстве случаев стихийные действия имеют катастрофические последствия для людей и окружающей среды. За каждой природной катастрофой, словно лавина, следуют другие:  голод, инфекции, болезни.

Сами  по себе ЧС природного характера весьма разнообразны. Исходя из причин  (условий) возникновения природных ЧС, их делят на 5 групп: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические.

 

   3.1. Стихийные бедствия геологического характера.

Стихийные бедствия геологического характера подразделяются на бедствия, вызванные землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями, селями, снежными лавинами, обвалами, просадками земной поверхности в результате карстовых  явлений.

Землетрясения — это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Размеры очага землетрясения обычно колеблются в пределах от нескольких десятков метров до сотен километров. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.  

Возникают землетрясения  неожиданно и, хотя продолжительность  главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагическими. В Российской Федерации около 40 % территории находится в сейсмоопасной  зоне. Районы возможных 9- балльных землетрясений  находятся в Прибайкалье, на Камчатке и Курильских островах, 8- балльных —  в Южной Сибири и на Северном Кавказе.

Вулканическая деятельность - возникает в результате постоянных активных процессов. происходящих в глубинах Земли, внутренняя часть которой постоянно находится в разогретом состоянии. На глубине от 10 до 30 км накапливаются расплавленные горные породы или магма. При тектонических процессах в земной коре образуются трещины. Магма устремляется по ним к поверхности. Процесс сопровождается выделением паров воды и газов, которые создают огромное давление, устраняя преграды на своем пути. При выходе на поверхность часть магмы превращается  в шлак, а другая изливается в виде лавы. Из выброшенных в атмосферу паров и газов выседают на землю осадки  вулканической породы, именуемые тефрой.

Вулканические шлаки, пемза, пепел, горные породы нагромождаются вокруг, образуя гору преимущественно конусообразной формы, которая и называется вулканом. В верхней части находится  кратер, имеющий форму воронки, связанной  каналом с источником магмы.

Оползни — это скользящее смещение земляных масс под действием собственного веса. Происходят чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных склонах. Основная причина их возникновения — избыточное насыщение подземными водами глинистых пород. Сходят они в любое время года, но большей частью в весенне-летний период.

Оползни наносят существенный ущерб народному хозяйству. Они  угрожают движению поездов, автомобильному транспорту, жилым домам и другим постройкам. При оползнях интенсивно идет процесс выбывания земель из сельскохозяйственного оборота. Нередко  они приводят и к человеческим жертвам.  

Сель (селевой поток от арабского сайль - бурный поток) — бурный грязевый или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек.

В отличие от обычных потоков  сель движется, как правило, отдельными волнами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количество вязкой магмы. Крутой передний фронт  селевой волны высотой от 5 до 15 м образует “голову” селя. Максимальная высота вала водогрязевого потока иногда достигает 25 м. При встрече с препятствием сель переходит через них, продолжая  наращивать свою энергию.

Снежные лавины — низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.

Информация о работе Классификация чрезвычайных ситуаций и их характеристика