Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:06, реферат

Краткое описание

История развития человеческого обществу неразрывно связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. Одни из них явились причиной заката цивилизаций и государств, другие послужили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. На начальном этапе развития человеческого общества ЧС носили в основном природный характер и были связаны со стихийными бедствиями. По мере приобретения черт техногенного общества, на первое место вышли ЧС антропогенного характера, обусловленные производственной деятельностью человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности…………….4
Методы оценки опасности от чрезвычайных ситуаций…………………..6
Экономический ущерб………………………………………………………...7
Формирование экономических механизмов обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………….…8
Уровни безопасности……………………………………………….………...10
Фонды безопасности………………………………………………….………11
Экономическая ответственность…………………………….……………..12
Регулирование безопасности……………………………………….………13
Система стимулирования………………………………………….…………14
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………......……..19

Файлы: 1 файл

БЖД ГОТОВАЯ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

В 1998 г. Госгортехнадзором  России одобрены и рекомендованы  к практическому использованию  Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС).

На основании данных вышеприведенного федерального закона, его приложений № 1 и 2, а также  принятых правил минимальный размер страховой суммы страхования  гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в зависимости от их категорий может составить 1 тыс., 10 тыс. и 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных законо-дательством РФ на день заключения договора страхования ответственности.

Обязательная форма  страхования исключает выборочность отдельных объектов экономики, присущую добровольной форме. Тем самым создается  возможность за счет максимального  охвата объектов страхования принять  минимальные тарифные ставки, добиться высокой финансовой устойчивости страховых операций

  1. Регулирование безопасности.

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Декларирование безопасности является обязательным процессом. Это  закреплено статьей 14 п. 2 вышеуказанного закона: “...настоящим законом устанавливается  обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов...”.

Порядок разработки декларации определен приказом МЧС России и  Госгортехнадзора России. Декларация является документом, содержащим техническую, организационную и технологическую  информацию с указанием опасностей промышленного объекта и предупреждения негативного воздействия возможных аварий на людей и окружающую среду, утверждается руководителем предприятия. Лицо, утвердившее декларацию, несет полную юридическую ответственность за полноту и достоверность представленной в декларации информации.

Декларация должна пройти экспертизу. Разрабатываемая  декларация безопасности представляется в соответствующие органы МЧС  России, Госгортехнадзора России и  органы местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект.

Деятельность, связанная  с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и  транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, эксплуатацией на данной территории, осуществляется на основе лицензии.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Лицензия служит документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Положение о лицензировании деятельности промышленных объектов определено федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Основание для выдачи лицензии — заключение государственной экспертизы о соответствии технологии, оборудования и организации производственного процесса требованиям соответствующих стандартов и норм. Госэкспертиза создана при МЧС России.

Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения соответствующими инстанциями установленных законодательных и нормативно-правовых актов в области защиты.

Государственный надзор и контроль в области защиты осуществляются МЧС России, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, самоуправления, объектов экономики через их инспекции и надзорные службы в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В их задачу входят контроль и оценка состояния аварийности, прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, разработка рекомендаций по необходимым защитным мерам для объекта экономики, населения и территорий.

  1. Система стимулирования.

В отличие от предыдущих механизмов — это механизмы прямого  действия, делающие для объектов экономики  выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

  • образование фондов безопасного развития предприятий;
  • установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;
  • ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;
  • льготное кредитование и субсидирование предприятий.

Источниками образования  фондов безопасного развития предприятий могут выступать:

  • амортизационные отчисления по сооружениям и объектам, направленные на повышение устойчивости функционирования технически сложных систем и производств;
  • кредиты, субсидии территориальных фондов (банков) безопасности на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение и ликвидацию их последствий;
  • доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств этих фондов;
  • часть прибыли предприятия, используемая для финансирования деятельности по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

Средства от таких  фондов подконтрольны комиссиям  по чрезвычайным ситуациям. Часть их может быть использована на мероприятия  по совершенствованию основного  производства, обеспечивающие снижение риска чрезвычайных ситуаций.

Система налоговых льгот — это, во-первых, уменьшение ставки налогообложения прибыли, получаемой при осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайны ситуаций, снижению и ликвидации их последствий; во-вторых, налоговые льготы для предприятий, выпускающих приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды, машины, оборудование, защитные средства и экипировку для сил и средств РСЧС, а также изделия, упаковочные и урывочные материалы для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и т. п.

При определении уровня специальных налогов следует учитывать затраты на замену опасных технологий или видов продукции более прогрессивными, повышение безопасности производственных процессов и объектов, средства, необходимые для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятиями населению и окружающей среде в результате аварии, катастрофы или экологического бедствия.

 Финансовое и материальное обеспечение мероприятий РСЧС.

Финансовое обеспечение мероприятий РСЧС – это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т. д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное обеспечение мероприятий РСЧС – это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Финансовое и материальное обеспечение мероприятий РСЧС осуществляется на основе федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), “О государственном материальном резерве” (1998), а также постановления Правительства “О порядке выделения средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий” (1997).

Организация финансового  и материально-технического обеспечения  РСЧС учитывает два режима ее функционирования — предупреждения и действия в  чрезвычайных ситуациях. Большинство  предупредительных мероприятий  носят долговременный характер, требуют значительных капитальных вложений, не дают скорой отдачи и потому в условиях рыночной экономики не может финансироваться за счет иных источников, кроме бюджетных. Наиболее приемлемый способ целевого бюджетного финансирования — разработка и реализация государственных целевых программ, на что ежегодно выделяются средства в расходной части бюджетов федерального и (или) субъектов Федерации.

Действия в чрезвычайных ситуациях предусматривают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему населению. Эти мероприятия носят экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.

Заключение

Как следует из изложенного, аварии и катастрофы весьма частые явления  в настоящее время, каждому присущи  свои особенности, характер поражений, объем  и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Общие признаки катастроф являются: а) внезапность, б) серьезная угроза здоровью и жизни отдельных групп населения и даже всего общества, в) нарушение привычного уклада жизни, г) нарушение целостности окружающей среды.

Чрезвычайной  называют внезапно возникшую  ситуацию, которая  характеризуется: социально-экологическим  и экономическим  ущербом, необходимостью защиты населения  от воздействия вредных  для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы), проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ, ликвидацией негативных последствий случившегося.

При классификации ЧС разделяют на частные, объективные, местные, региональные, глобальные. В том числе по этиологии:

Производственные (технологические) с  высвобождением энергии - механической, химической, термической, радиационной.

Транспортные - автомобильные, железнодорожные, авиационные, на воде, в том числе водохозяйственные, в туннелях.

Стихийные (природные) - а) метеорологические - бури, морозы, жара, засуха, б) топологические - наводнения, оползни, сели, ураганы, тайфуны, в) тектонические - землетрясение, извержение вулканов.

Социальные  и специфические: войны, эпидемии, голод, общественные беспорядки, терроризм, экологические (пересыхание рек, озер, болезни водоемов, глобальные изменения климата).

Таким образом, ЧС возникают  чаще всего при  стихийных явлениях и техногенных  авариях, хотя не следует  забывать и об антропогенных опасностях. Все это заставляет направлять все силы и средства на поиск новых технологий защиты человека, кардинального решения проблем безопасности.

Список  используемой литературы

1. Возможный характер аварий, катастроф, стихийных бедствий, правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях: Методические указания / Сост. В.А. Цветков. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 70 с.

2. Гражданская оборона  и предупреждение ЧС. Методическое  пособие МЧС. - М.: Институт риска  и безопасности., 2002. - 500 с.

3. Шойгу С.К. Учебник  спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др. - Краснодар:  Советская Кубань, 2002. - 528 с.

4. Безопасность жизнедеятельности:  Учебник / Под ред. проф. Э.А.  Арустамова. - М: Дашков и К, 2005. - 496 с.

5. Безопасность жизнедеятельности:  Учебник для студентов / С.В.  Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков  и др. - М.: Высш. шк., 2002. - 357с.

6. Губанов В.М. Чрезвычайные  ситуации социального характера  и защита от них: учеб. пособие  / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285 с.

Информация о работе Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций