Экономическая безопасность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Оглавление

Теоретический вопрос……………………………………………………………......3
1.Экономическая безопасность Российской Федерации…………………………..3
1.1.Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности….3
1.2. Основные угрозы экономической безопасности…………………………......10
1.3. Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности………….....................................................................................................13
Тестовые задания……………………………………………………………………17
Практическое задание……………………………………………………………....18
Использованная литература………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

БЖД 6 вар.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательное ее развитие. Одновременно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с экономикой Федерации, а с другой — региональной независимости.»5

Дальнейшее  социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Исходя из этого и учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу:

а) активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности  и процветание ее экономики;

6) локализовать региональные конфликты, ликвидировать их 
последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порождающие.

Дезинтегрирующее  действие ряда региональных процессов несет в себе потенциальную угрозу национальной безопасности страны и сохранению единого экономического пространства.

1.2. Основные угрозы экономической безопасности

На современном  этапе исторического развития России существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной стратегии экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные составные части экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, приводящие к тому или иному моральному или материальному ущербу.

Угрозы негативного  изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

  • реальные;
  • потенциальные;
  • целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;
  • актуальные;
  • отдаленные и т.д.

Ущербы подразделяются на:

    • фактические и возможные;
    • восполнимые и безвозвратные (некомпенсируемые);
    • физические;
    • социальные;
    • политические;
    • экономические.

С точки зрения общей классификации угроз экономической безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 1).

Таблица  1

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

Внешние

Криминализация экономики

 Дискриминационные  меры зарубежных стран к российским товарам

Усиление имущественного расслоения населения

 Приобретение иностранными  фирмами российских предприятий  в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка

Структурная деформированность  экономики

 Неразвитость транспортной  инфраструктуры экспортно-импортных операций

Низкая конкурентоспособность  экономики

 Недостаточный экспортный  и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы

Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера

 

Неустойчивое состояние  финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы

 

Ухудшение состояния  сырьевой базы промышленности и энергетики

 

Несовершенство механизма  формирования экономической политики

 

Высокий уровень инфляции

 

Увеличение разрыва  в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села

 

Политическая нестабильность в связи с возможными повторными терактами

 

Низкая инвестиционная активность

 

Сокращение численности  населения и его старение

Зависимость от импорта  многих видов продукции стратегического  назначения

Деградация учреждений социальной сферы

Высокий уровень внешнего долга


Наиболее опасны для России внутренние угрозы.

Можно выделить основные угрозы, исходя из элементов национальной безопасности:

    • в социальной сфере: потеря способности к «воспроизводству» качественного и рационального количественного уровня населения в результате критического падения качества жизни; ухудшение физического, психического и генетического здоровья населения; утрата нравственности и защищенности личности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; рост социальных конфликтов и недостаточная эффективность работы органов власти;
    • в экономической среде: потеря способности экономической системы государства выйти из системного экономического кризиса — в результате воздействия таких факторов, как интенсивный рост экономической преступности, парализующий экономическую систему государства; невозможность удовлетворения потребностей государства в сырьевых и энергетических ресурсах; критическое состояние инфраструктуры государства, несовершенство финансовой системы и др.;
    • в военной сфере: потеря способности государства обеспечивать противодействие военным угрозам и динамично наращивать военный потенциал пропорционально интенсивности и уровню изменения этих угроз при развитии военных кризисов. Задача поддержания этой способности приобретает особую остроту в условиях сокращения экономического, технологического и научно-технического потенциалов государства;
    • в  информационной сфере: потеря способности государства обеспечивать эффективное противодействие использованию 
      средств массовой информации в целях преднамеренной дестабилизации социально-политической системы страны.

Предотвращение  и преодоление рассмотренных  угроз экономической безопасности России должно быть предметом постоянной заботы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации.

1.3. Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности осуществляется через систему обеспечения безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Федеральным законом «О безопасности», Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (от 30 марта 2002 г. № Пр.-576).

На Совет  Безопасности Российской Федерации  как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагается рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и других видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Главными задачами Совета Безопасности РФ являются выработка общегосударственной политики обеспечения и совершенствования национальной безопасности, подготовка соответствующих единых регламентов и нормативов, формирование федеральных целевых программ и контроль расходования выделенных на них средств.

В Указе Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» от 29 апреля 1996 г. № 608 содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопасности: «Цель государственной стратегии экономической безопасности — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угрозах. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

«Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает в себя следующие элементы:

  1. объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
  2. разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  3. организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.

Реальным механизмом контроля за реализацией государственной политики в области обеспечения экономической безопасности являются мониторинг экономической безопасности.

Главные цели мониторинга  экономической безопасности:

  • создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;
  • оперативное обеспечение органов государственной власти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;
  • информационное взаимодействие всех органов власти;
  • контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

Для достижения целей организации мониторинга  необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, предусматривающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;

  1. разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;
  2. оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр.-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности в области экономики страны, которое играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

  • система государственной статистики;
  • кредитно-финансовая система;
  • информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
  • системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
  • системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Основные  меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики:

  • организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
  • разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
  • совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Необходимо  создать соответствующую систему, каждый уровень которой решает круг задач, определяемых его компетенцией. При этом можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности:

  • государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;
  • ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущественно государственной собственностью;
  • смешанная модель — в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;
  • корпоративная модель — для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.»6

С началом экономических реформ, параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России, стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная на безопасность предпринимательства, собственности и личности.

Информация о работе Экономическая безопасность Российской Федерации