Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:40, реферат
Экологический риск характеризуется как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и государства к окружающей природной среде, а также от норм социальных отношений возникающих между ними.
4. Экологический риск
1 Понятие экологического риска
Экологический риск характеризуется как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и государства к окружающей природной среде, а также от норм социальных отношений возникающих между ними.
Оценка
экологических рисков – выявление
и оценка вероятности наступления
событий, имеющих неблагоприятные
последствия для состояния
Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства инженерные системы безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы.
Считалось, что такой инженерный, детерминистский подход позволяет исключить любую опасность для населения и окружающей среды и обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.
Любая деятельность человека, направленная на создание материальных благ сопровождается использованием энергии, взаимодействием его со сложными техническими системами, а состояние его защиты и окружающей среды оценивается не показателями характеризующими состояние здоровья и качество окружающей среды, а надежностью и эффективностью технических систем безопасности, и, следовательно, носит чисто отраслевой, инженерный характер.
Если
продолжать вкладывать все больше и
больше средств в технические
системы предотвращения аварий, то
будем вынуждены урезать
Его приемлемость должна быть обоснована, исходя из экономических и социальных соображений. Это означает, что уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, если его величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.
Добровольный риск – это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор – идти на риск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомо причиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такому добровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасение других людей ценой собственного здоровья и самой жизни.
Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в других странах, основана на концепции абсолютной безопасности. Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые в конечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно надежные статистические данные.
Понятие “экологический риск” может быть сформулировано как:
- отношение величины
возможного ущерба, выраженного
в числе смертельных исходов
от воздействия вредного
2 Управление риском.
Снижение последствий
В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.
В принципах
управления риском заложены стратегические
и тактические цели. В стратегических
целях выражено стремление к достижению
максимально возможного уровня благосостояния
общества в целом, а в тактических
— стремление к увеличению безопасности
населения, продолжительности жизни.
В них оговариваются как
Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.
В неожиданную,
внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся
неопределенностью, острой конфликтностью,
стрессовым состоянием населения, значительным
социально-экономическим и
Сегодня оценка риска является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.
Управление
риском — анализ рисковой ситуации,
разработка и обоснование управленческого
решения нередко в форме
Порядок оценки и управления риском следующий.
Первый элемент — выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.
Второй элемент оценки риска — оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.
Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.
Четвертый, заключительный элемент — полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.
Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.
Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.
Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).
Второй
этап — определение приемлемости
риска. Риск сопоставляется с рядом
социально-экономических
- выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;
- потери, обусловленные использованием вида деятельности;
- наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.
Процесс сравнения опирается на метод “затраты — выгоды”.
В сопоставлении “не рисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.
В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого. В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.
Третий этап — определение пропорций контроля — заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.
Четвертый
этап — принятие регулирующего решения
— определение нормативных
Внешне неожиданную,
внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся
неопределенностью, острой конфликтностью,
стрессовым состоянием населения, значительным
социально-экономическим и
Основные
направления правового, экономического
и нормативно-методического
Правовое
регулирование в области
Экологическое право
России, экономическое регулирование
обеспечивается наличием и совершенствованием
действующего экономического механизма
финансового обеспечения
Нормативно-методическое
регулирование обеспечивает создание
необходимой и достаточной
регулирование прогнозирования ЧС;
регулирование профилактики
возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;
регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;
регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;
регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.
“Основы законодательства
Российской регулирования Федерации
об охране здоровья граждан” от 22 июля
1993 г. наряду с регулированием административных
отношений обеспечивают защиту прав
граждан, гарантируют право на охрану
здоровья, право на информацию о
факторах, влияющих на здоровье. Особо
закреплены права граждан на охрану
здоровья в неблагополучных районах
и права граждан на обжалование
действий государственных органов
и должностных лиц в области
охраны здоровья. Законом Российской
Федерации “Об охране окружающей
среды” от 10 января 2002г. впервые в
истории российского
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.
В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.