Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:33, реферат
В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утончении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.
По объектам охраны можно выделить: общую экологическую безопасность окружающей среды, которая включает:
а) глобальную экологическую безопасность, которая обеспечивается суверенитетом государства над своими объектами и предусматривает их защиту от трансграничного загрязнения путем международных согласованных действий;
б) национальную экологическую безопасность, которая основывается на суверенитете народа Украины над природными богатствами, принадлежащие ему на праве собственности (ст. 4 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»);
в) локальную экологическую безопасность – безопасность экологических систем, природных комплексов;
г) личную экологическую безопасность граждан.
В зависимости от характера нарушения в сфере обеспечения экологической безопасности различают безопасность, возникшую вследствие: влияния на природный объект человеческой деятельности (социально-политического, военного, техногенного характера); воздействия природных процессов (землетрясений, извержений вулкана, наводнений, и т.п.). При таком воздействии природный объект трансформируется из безопасного в источник повышенной опасности.
Экологическая безопасность дифференцируется в зависимости от экологически опасных видов деятельности, объектов на: техническую, химическую, токсичную, биологическую, радиационную, ядерную, гидротехнических сооружений, транспортных средств и т.п. В основном обращение с такими источниками экологической опасности, регламентируется на уровне законов Украины. Радиационная безопасность – это соблюдение допустимых пределов радиационного влияния на персонал, население и окружающую природную среду, установленных нормами, правилами и стандартами их безопасности, а ядерная безопасность – соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, обеспечивающих радиационную безопасность. Правовые и организационные принципы финансового обеспечения деятельности по прекращению эксплуатации и снятию с эксплуатации ядерных установок регламентируется Законом Украины от 24 июня 2004 года «Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности».
Нормы, правила и стандарты относительно ядерной и радиационной безопасности – это критерии, требования и условия обеспечения безопасности при использовании ядерной энергии. Их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии.
Экологическая безопасность при обращении с производственными, бытовыми и иными отходами – соблюдение установленных нормативов, лимитов, стандартов, правил и условий использования при соблюдении требований экологической безопасности, санитарных норм, обеспечивающих возможность дальнейшего хозяйственного использования этих территорий.
Радиационная безопасность во время обращения с радиоактивными отходами – это непревышение допустимых пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую природную среду, установленных нормами, правилами, стандартами безопасности, а также ограничение миграции радионуклидов в окружающей природной среде.
Экологическая безопасность транспортных средств – соблюдение правил, лимитов, нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих экологическую безопасность всех видов транспорта (автомобильного, воздушного, трубопроводного и т.п.). Все субъекты, независимо от форм собственности, осуществляющие проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей, самолетов, судов, иных передвижных средств, установок, производство и снабжение горючим, обязаны разрабатывать и осуществлять комплекс мер по снижению токсичности и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в отработанных газах и сбросах транспортных средств, переходу на менее токсичные виды энергии и горючего, соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и соблюдение установленных уровней физических воздействий. Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах и сбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, не допускается.
Исходя из масштабов вредного влияния и последствий аварий и катастроф в конкретной местности, можно выделить внешнюю и внутреннюю экологическую безопасность. Под внутренней понимают деятельность работников предприятий, учреждений, организаций, выполняющих работы, связанные с источником повышенной опасности (персонала), и заведомо идущих на экологический риск, ставящих себя в зависимость от отрицательного экологического воздействия. К примеру, персонал ядерной установки источников ионизирующего излучения имеет право на социально-экономическую компенсацию отрицательного воздействия ионизирующего излучения на его здоровье в соответствии с законодательством Украины. Для населения территорий, на которых располагаются объекты повышенной опасности, последние являются источником внешней экологической опасности. Они также владеют правом на социально-экономическую компенсацию риска от их деятельности.
Основной задачей в этой области являются обеспечение экологически безопасной потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую природную среду.
2.2 Зона экологического бедствия
и зона чрезвычайной
Чрезвычайная экологическая ситуация рассматривается как один из видов чрезвычайных ситуаций. Поэтому определение понятия «чрезвычайной ситуации», закрепленное в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является общим для всех видов чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 названного Закона «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
С учетом степени реальной опасности сложившейся ситуации для человека и окружающей природной среды, а также с учетом природных, экономических и иных особенностей территории, соответствующая территория объявляется зоной экологического бедствия.
Зонами экологического бедствия признаются участки территории, где уже произошли глубокие необратимые изменения, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения.
Оценка информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения производится в соответствии с разработанными в Минприроды РФ «Критериями оценки экологической ситуации и зоны экологического бедствия». В случае установления соответствия экологической обстановки данных территорий названным критериям государственная экологическая экспертиза дает заключение о придании такой территории необходимого статуса.
Официальный статус зоны зоны экологического бедствия устанавливается указом Президента РФ, издаваемым на основе заключения государственной экологической экспертизы и представления специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Программа по оздоровлению данных территорий утверждается Правительством РФ и с момента утверждения приобретает статус Федеральной целевой программы.
Основными направлениями оздоровления окружающей среды и охраны экологических прав граждан в пределах названных зон являются:
1)Экологизация хозяйственной
2)Социальная поддержка
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с названным Законом, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
3)Компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, проживающих в пределах зоны экологического бедствия.
Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Заключение
С каждым годом на острую экологическую ситуацию, сложившуюся в мире, начинают обращать внимание все большее число людей. Наверняка сейчас каждый школьник знает о проблеме озоновых дыр и глобальном потеплении климата. Все больше людей начинает заботиться о природе, перестает смотреть на ресурсы как на нечто разумеющееся и потребительски относится к ним.
Конечно, от людей, их менталитета и мировоззрения, зависит очень многое - необходимо воспитывать новые поколения с любовью, бережностью и уважением к природе, учить разумно использовать то, что она дала нам. Но, я думаю, главным организатором мер экологической безопасности должно выступать государство - закреплять законодательно меры и правила поведения в отношении природы и природных ресурсов, зон, пострадавших от антропогенного воздействия, а также указывая санкции к тем, кто причиняет значительный вред окружающей среде.
И все-таки, независимо от других и государства, мы сами должны учить себя и своих близких обращаться бережно со средой, которая является нам домом.
Список использованной литературы
1. Хотунцев Ю.Л. «Экология и экологическая безопасность». - М.: «Академия», 2002.
2. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева И.И. и др. под ред. Муравья Л.А. «Экологическая безопасность». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Мисник Г.А., Мисник Н.Н., Нарежная Е.В. «Экологическое право». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
4. Игнатов В.Г., Кокин А.В. «Экологичный менеджмент». - Ростов н/Д.: АООТ Ростовское книжное издательство, 1997.
5. ФЗ «Об охране окружающей среды» (по состоянию ФЗ 2 на 15 февраля 2006 года). - Новосибирск: Сибирское универсальное издательство, 2006.
6. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
7. http://pravo-znanie.ru/ekolog-