Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Вопрос исследования техногенных и экологических рисков является достаточно актуальным на сегодняшний день. Человечество, улучшая свою жизнедеятельность, создавая различные инфраструктуры, создает дополнительный источник опасностей своему здоровью и состоянию окружающей среды. Исследование угроз и оценка риска дает наиболее развернутую картину техногенной и экологической обстановки территории. Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.Н. ТУПОЛЕВА
______________________________
Кафедра промышленной и экологической безопасности | |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Устойчивость объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях»
Специальность:
«Защита в ЧС»
Тема работы: «Исследование межрайонных и трансграничных рисков на территории РТ Дрожжановского района»
Студентка: Черепанова Ю.Г.
Преподаватель: Романовский В.Л.
Целевая установка: Курсовая работа по дисциплине «Устойчивость объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях» должна представлять собой законченную разработку по указанной выше теме с учётом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности «Защита в ЧС»
Курсовая работа выполнена и защищена на оценку:
Казань 2012г.
Введение
Вопрос исследования техногенных
и экологических рисков является
достаточно актуальным на сегодняшний
день. Человечество, улучшая свою жизнедеятельность,
создавая различные инфраструктуры,
создает дополнительный источник опасностей
своему здоровью и состоянию окружающей
среды. Исследование угроз и оценка
риска дает наиболее развернутую
картину техногенной и
В настоящее время наибольшую опасность представляют ЧС техногенного и природного происхождений. Имеет место сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней. Экологические, социальные и политические последствия природных и техногенных источников ЧС, как показывает опыт, могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, т.е. не обладают устойчивостью в ЧС.
В современных условиях проблема повышения устойчивости работы ОЭ в ЧС приобретает все большее значение по следующим причинам:
Следует отметить, что для обеспечения
и повышения устойчивости ОЭ в
условиях ЧС важным является также
и заблаговременное проведение комплекса
эффективных инженерно-
1.Характеристика территориального кластера.
Дрожжановский район на севере и северо-западе район граничит с Шемуршинским районом Чувашской Республики, на юге и западе - с Цильнинским и Сурским районом Ульяновской области, на востоке - с Буинским районом Республики Татарстан.
Общая характеристика территориального кластера.
Территориальный кластер объединяет пять муниципальных районов: Дрожжановский, Шемуршинский, Цильнинский, Сурский, Буинский и считается сельскохозяйственным регионом.
Общая площадь кластера составляет 6353,1 км2, численность населения – 137,88 тыс.чел.
Описание района
Центр Дрожжановского района село Старое Дрожжаное в 200 км к юго-западу от Казани. Район образован в 1966 году.
Промышленность
Промышленные предприятия района - Дрожжановский маслодельно-сыродельный завод, молокозавод, хлебозавод, кирпичный завод (с. Старые Какерли), овощесушильный завод, ОАО "Бурундуковский элеватор" объединяет комбикормовый завод, мельницу, элеватор, сельхозпредприятие "Бурундуки".
Сельское хозяйство
В районе возделываются яровая и озимая пшеница, озимая рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, сахарная свекла, картофель. Главные отрасли животноводства - мясо-молочное скотоводство, свиноводство и овцеводство.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования
При общей плотности автомобильных дорог 214,18 км / 1000 км2 по Республике Татарстан, плотность по району составляет:
По общей протяженности
217,882 км / 1000 км2 – 25 место в РТ
По протяженности автодорог с асфальтобетонным покрытием
205,449 км / 1000 км2 - 12 место по РТ
Инженерные сооружения
В районе - 19 мостов протяженностью 815,25 п.м.
Классификация мостов по конструктивным элементам:
Природа района
Рельеф района – равнинный,
но на территории района находится высшая
отметка возвышенности - 261 метр над уровнем
моря. Эта абсолютная высота находится
на расстоянии 34 км. северо-западнее села
Старое Дрожжаное. Она представляет собой
возвышенность в направлении с юго-востока
на северо-запад и является водоразделом
рек Свияги и Суры - притоков реки Волга.
Высшая точка всего Предволжья Татарстана
– 263,9 м., находится также на территории
района около села Нижнее Чекурское.
Формы рельефа осложнены сетью оврагов
и балок. Овраги занимают 17,54 кв. км. территории
Дрожжановского района. Район занимает
водораздельную часть крупных рек Среднего
Поволжья Свияги и Суры. Средняя густота
речной сети составляет 0,25-0,35 кв. км. Так
как все реки на территории района начинаются
у водораздела, они по величине не крупные.
Сравнительно большими в районе считаются
реки Цильна, Якла (приток реки Барыш),
Бездна (приток реки Суры), Кай-Карлы (приток
реки Карла). Они берут начало в безлесных
берегах, оврагах у водораздельной возвышенности.
Реки Цильна и Кай-Карлы входят в бассейн
реки Свияги и Суры.
Озер на территории района очень мало,
глубина их достигает 1,5-3,0 м. а ширина несколько
десятков метров. Для орошения полей в
оврагах построены плотины, их насчитывается
более десяти.
Почвенный покров довольно однообразен
и представлен плодородными почвами черноземного
типа, на долю которых приходится 84,7% от
площади всех сельскохозяйственных угодий
или 72,5% от общей площади района. Выщелочные
и оподзоленные черноземы занимают до
33% площади сельхозугодий. Серые лесные
почвы - 2,2%, дерноподзолистые - 2%. Очень
незначительные площади заняты пойменными
и болотными почвами.
Лесистость района наименьшая в республике
и составляет всего лишь 3,2% площади района.
Но за последние годы усиленными темпами
ведутся работы по посадке лесополос у
подъездов к населенным пунктам. Лесные
массивы распределены в основном на западе
района, на водораздельных плато и на склонах
оврагов. Наибольшую площадь в лесах занимают
осина, местами дуб, хвойные деревья занимают
лишь 1/9 часть всех лесов района.
Шемуршинский район Чувашской Республики
Земли лесного фонда составляют 64% всей территории, земли сельскохозяйственного назначения - 32%, земли населенных пунктов – 3%, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, и иного специального назначения -0,4%, земли водного фонда -0,6%.
Промышленность
Промышленность развита слабо, представлена предприятиями по производству пиломатериалов, тары, мебели для местного потребления, товаров культурно-бытового назначения, кирпича, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Подавляющая часть предприятий размещена в Шемурше.
Шемуршинский участок ГУП ЧР «Чувашский лесхоз»,ООО «Агросервис»,ЗАО «Шемуршинсксельэнерго»,ООО «Саид» (производство пиломатериалов).
Сельское хозяйство
Шемуршинский район сельскохозяйственный. Растениеводство специализируется на производстве зерна, картофеля, овощей, кормов. Специализация живодноводства — мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство.
Транспорт
Основной объем пассажиро– и грузопотоков
в районе приходится на автомобильный
транспорт. По территории Шемуршинского
района проходит федеральная трасса М-7
автодорога «Цивильск-Сызрань».
По состоянию на 01.01.2010 г. общая протяженность
автомобильных дорогам с твердым покрытием
составляет 160,1 км. Доля протяженности
автомобильных дорог общего пользования
местного значения с твердым покрытием
в общей протяженности автомобильных
дорог общего пользования местного значения
составляет 92,8%.
Ближайшие к району железнодорожные станции:
узловая ст. Канаш – 70 км (1 ч. 30 м.) по автодороге
Цивильск – Ульяновск; ст. Алатырь, Алтышево,
Киря – на ж.д. Красный Узел – Канаш, сообщение
с которыми затруднено ввиду отсутствия
автодорог; ст. Буинск в Республике Татарстан.
Охрана
окружающей среды
Шемуршинский район по хозяйственной
направленности является аграрно-лесным.
Уровень антропогенной нагрузки низкий.
Так, по валовым выбросам в атмосферу на
1 человека в районе приходится около 60
кг засоряющих веществ в год. Нагрузка
на почву составляет 1 тонну бытовых отходов
на 1 км2 в год.
Основными источниками антропогенной
нагрузки являются небольшие промышленные
котельные предприятий строительной и
пищевой промышленности, животноводческие
фермы, автодороги.
61 % территории района занят лесом, который
обладает ассимилирующей способностью
в отношении очищения атмосферного воздуха.
Из леса вытекают основные реки района,
обеспечивая их чистоту в истоке.
Основными источниками загрязнения атмосферы
являются котельные предприятий и организаций
небольшой мощности, работающие на газе.
В районе имеется асфальто-бетонный завод
ОАО «Чувашавтодор», расположенный на
северо-восточной окраине с. Шемурша. Кроме
того, источником выбросов в атмосферу
является транспорт.
На территории района расположен 1 объект
размещения отходов производства и потребления,
занимающую площадь 1 га. Системой сбора
и вывоза охвачено 97% населения проживающих
в населенных пунктах в общем количестве
населения, проживающего в муниципальном
образовании.
Для отчистки сточных вод в районе функционируют
очистные сооружения мощностью 400 куб.
в сутки. Объем пропущенных сточных вод
за 2009 год составил 41,9 тыс. куб.м.
Для обеспечении населения Шемуршинского
района хозяйственно-питьевой водой хорошего
качества и в достаточном количестве на
территории Трехбалтаевского сельского
поселения осуществляется строительство
водохранилища на реке Карла, площадью
зеркала 426 га. В 2009 году завершено строительство
I этапа Шемуршинского водохранилища на
р. Карла для питьевого водоснабжения.
В 2010 году начато заполнении чаши водохранилища
с испытанием тела плотины.