Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Вопрос исследования техногенных и экологических рисков является достаточно актуальным на сегодняшний день. Человечество, улучшая свою жизнедеятельность, создавая различные инфраструктуры, создает дополнительный источник опасностей своему здоровью и состоянию окружающей среды. Исследование угроз и оценка риска дает наиболее развернутую картину техногенной и экологической обстановки территории. Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.Н. ТУПОЛЕВА
______________________________
| 
   
 Кафедра промышленной и экологической безопасности  | |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Устойчивость объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях»
Специальность:  
«Защита в ЧС»                 
Тема работы: «Исследование межрайонных и трансграничных рисков на территории РТ Дрожжановского района»
Студентка: Черепанова Ю.Г.
Преподаватель: Романовский В.Л.
Целевая установка: Курсовая работа по дисциплине «Устойчивость объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях» должна представлять собой законченную разработку по указанной выше теме с учётом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности «Защита в ЧС»
Курсовая работа выполнена и защищена на оценку:
Казань 2012г.
Введение
Вопрос исследования техногенных 
и экологических рисков является 
достаточно актуальным на сегодняшний 
день. Человечество, улучшая свою жизнедеятельность, 
создавая различные инфраструктуры, 
создает дополнительный источник опасностей 
своему здоровью и состоянию окружающей 
среды. Исследование угроз и оценка 
риска дает наиболее развернутую 
картину техногенной и 
В настоящее время наибольшую опасность представляют ЧС техногенного и природного происхождений. Имеет место сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней. Экологические, социальные и политические последствия природных и техногенных источников ЧС, как показывает опыт, могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, т.е. не обладают устойчивостью в ЧС.
В современных условиях проблема повышения устойчивости работы ОЭ в ЧС приобретает все большее значение по следующим причинам:
Следует отметить, что для обеспечения 
и повышения устойчивости ОЭ в 
условиях ЧС важным является также 
и заблаговременное проведение комплекса 
эффективных инженерно-
1.Характеристика территориального кластера.
Дрожжановский район на севере и северо-западе район граничит с Шемуршинским районом Чувашской Республики, на юге и западе - с Цильнинским и Сурским районом Ульяновской области, на востоке - с Буинским районом Республики Татарстан.
Общая характеристика территориального кластера.
Территориальный кластер объединяет пять муниципальных районов: Дрожжановский, Шемуршинский, Цильнинский, Сурский, Буинский и считается сельскохозяйственным регионом.
Общая площадь кластера составляет 6353,1 км2, численность населения – 137,88 тыс.чел.
Описание района
Центр Дрожжановского района село Старое Дрожжаное в 200 км к юго-западу от Казани. Район образован в 1966 году.
Промышленность
Промышленные предприятия района - Дрожжановский маслодельно-сыродельный завод, молокозавод, хлебозавод, кирпичный завод (с. Старые Какерли), овощесушильный завод, ОАО "Бурундуковский элеватор" объединяет комбикормовый завод, мельницу, элеватор, сельхозпредприятие "Бурундуки".
Сельское хозяйство
В районе возделываются яровая и озимая пшеница, озимая рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, сахарная свекла, картофель. Главные отрасли животноводства - мясо-молочное скотоводство, свиноводство и овцеводство.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования
При общей плотности автомобильных дорог 214,18 км / 1000 км2 по Республике Татарстан, плотность по району составляет:
По общей протяженности
217,882 км / 1000 км2 – 25 место в РТ
По протяженности автодорог с асфальтобетонным покрытием
205,449 км / 1000 км2 - 12 место по РТ
Инженерные сооружения
В районе - 19 мостов протяженностью 815,25 п.м.
Классификация мостов по конструктивным элементам:
Природа района
Рельеф района – равнинный, 
но на территории района находится высшая 
отметка возвышенности - 261 метр над уровнем 
моря. Эта абсолютная высота находится 
на расстоянии 34 км. северо-западнее села 
Старое Дрожжаное. Она представляет собой 
возвышенность в направлении с юго-востока 
на северо-запад и является водоразделом 
рек Свияги и Суры - притоков реки Волга. 
 
Высшая точка всего Предволжья Татарстана 
– 263,9 м., находится также на территории 
района около села Нижнее Чекурское. 
 
Формы рельефа осложнены сетью оврагов 
и балок. Овраги занимают 17,54 кв. км. территории 
Дрожжановского района. Район занимает 
водораздельную часть крупных рек Среднего 
Поволжья Свияги и Суры. Средняя густота 
речной сети составляет 0,25-0,35 кв. км. Так 
как все реки на территории района начинаются 
у водораздела, они по величине не крупные. 
Сравнительно большими в районе считаются 
реки Цильна, Якла (приток реки Барыш), 
Бездна (приток реки Суры), Кай-Карлы (приток 
реки Карла). Они берут начало в безлесных 
берегах, оврагах у водораздельной возвышенности. 
Реки Цильна и Кай-Карлы входят в бассейн 
реки Свияги и Суры. 
 
Озер на территории района очень мало, 
глубина их достигает 1,5-3,0 м. а ширина несколько 
десятков метров. Для орошения полей в 
оврагах построены плотины, их насчитывается 
более десяти. 
 
Почвенный покров довольно однообразен 
и представлен плодородными почвами черноземного 
типа, на долю которых приходится 84,7% от 
площади всех сельскохозяйственных угодий 
или 72,5% от общей площади района. Выщелочные 
и оподзоленные черноземы занимают до 
33% площади сельхозугодий. Серые лесные 
почвы - 2,2%, дерноподзолистые - 2%. Очень 
незначительные площади заняты пойменными 
и болотными почвами. 
 
Лесистость района наименьшая в республике 
и составляет всего лишь 3,2% площади района. 
Но за последние годы усиленными темпами 
ведутся работы по посадке лесополос у 
подъездов к населенным пунктам. Лесные 
массивы распределены в основном на западе 
района, на водораздельных плато и на склонах 
оврагов. Наибольшую площадь в лесах занимают 
осина, местами дуб, хвойные деревья занимают 
лишь 1/9 часть всех лесов района. 
 
Шемуршинский район Чувашской Республики
Земли лесного фонда составляют 64% всей территории, земли сельскохозяйственного назначения - 32%, земли населенных пунктов – 3%, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, и иного специального назначения -0,4%, земли водного фонда -0,6%.
Промышленность
Промышленность развита слабо, представлена предприятиями по производству пиломатериалов, тары, мебели для местного потребления, товаров культурно-бытового назначения, кирпича, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Подавляющая часть предприятий размещена в Шемурше.
Шемуршинский участок ГУП ЧР «Чувашский лесхоз»,ООО «Агросервис»,ЗАО «Шемуршинсксельэнерго»,ООО «Саид» (производство пиломатериалов).
Сельское хозяйство
Шемуршинский район сельскохозяйственный. Растениеводство специализируется на производстве зерна, картофеля, овощей, кормов. Специализация живодноводства — мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство.
Транспорт 
 
 
Основной объем пассажиро– и грузопотоков 
в районе приходится на автомобильный 
транспорт. По территории Шемуршинского 
района проходит федеральная трасса М-7 
автодорога «Цивильск-Сызрань». 
 
По состоянию на 01.01.2010 г. общая протяженность 
автомобильных дорогам с твердым покрытием 
составляет 160,1 км. Доля протяженности 
автомобильных дорог общего пользования 
местного значения с твердым покрытием 
в общей протяженности автомобильных 
дорог общего пользования местного значения 
составляет 92,8%. 
 
Ближайшие к району железнодорожные станции: 
узловая ст. Канаш – 70 км (1 ч. 30 м.) по автодороге 
Цивильск – Ульяновск; ст. Алатырь, Алтышево, 
Киря – на ж.д. Красный Узел – Канаш, сообщение 
с которыми затруднено ввиду отсутствия 
автодорог; ст. Буинск в Республике Татарстан.
Охрана 
окружающей среды 
 
Шемуршинский район по хозяйственной 
направленности является аграрно-лесным. 
Уровень антропогенной нагрузки низкий. 
Так, по валовым выбросам в атмосферу на 
1 человека в районе приходится около 60 
кг засоряющих веществ в год. Нагрузка 
на почву составляет 1 тонну бытовых отходов 
на 1 км2 в год.  
 
Основными источниками антропогенной 
нагрузки являются небольшие промышленные 
котельные предприятий строительной и 
пищевой промышленности, животноводческие 
фермы, автодороги. 
 
61 % территории района занят лесом, который 
обладает ассимилирующей способностью 
в отношении очищения атмосферного воздуха. 
Из леса вытекают основные реки района, 
обеспечивая их чистоту в истоке. 
 
Основными источниками загрязнения атмосферы 
являются котельные предприятий и организаций 
небольшой мощности, работающие на газе. 
В районе имеется асфальто-бетонный завод 
ОАО «Чувашавтодор», расположенный на 
северо-восточной окраине с. Шемурша. Кроме 
того, источником выбросов в атмосферу 
является транспорт.  
 
На территории района расположен 1 объект 
размещения отходов производства и потребления, 
занимающую площадь 1 га. Системой сбора 
и вывоза охвачено 97% населения проживающих 
в населенных пунктах в общем количестве 
населения, проживающего в муниципальном 
образовании. 
 
Для отчистки сточных вод в районе функционируют 
очистные сооружения мощностью 400 куб. 
в сутки. Объем пропущенных сточных вод 
за 2009 год составил 41,9 тыс. куб.м.  
 
Для обеспечении населения Шемуршинского 
района хозяйственно-питьевой водой хорошего 
качества и в достаточном количестве на 
территории Трехбалтаевского сельского 
поселения осуществляется строительство 
водохранилища на реке Карла, площадью 
зеркала 426 га. В 2009 году завершено строительство 
I этапа Шемуршинского водохранилища на 
р. Карла для питьевого водоснабжения. 
В 2010 году начато заполнении чаши водохранилища 
с испытанием тела плотины.