Химически опасные объекты РФ, аварии на них

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является представление основных сведений о ряде химически опасных веществ (характеристика, влияние на организм человека, продолжительность поражающего действия и т.д.), о первой помощи и средствах защиты от этих химически опасных веществ. В работе также представлена информация о химически опасных объектах, дана их классификация и наиболее важные аспекты по предотвращению и ликвидации аварий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
Виды химически опасных объектов и причины аварий на них………….…4
Механизм воздействия химических веществ на человека.

Защита от поражения химическими веществами……………………………..7
Предупреждение последствий аварий на химических объектах…………..10
Доврачебная помощь………………………………………………….………12
Мероприятия по улучшению производственной обстановки и окружающей среды……………………………………………………….…………………...13
Список использованной литературы……………………..…………………..15

Файлы: 1 файл

бж.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

    Оздоровление воздушной среды достигается снижением содержания в ней вредных веществ до безопасных значений. Снизить содержание вредных веществ в воздухе  можно используя технологические процессы и оборудование, при которых вредные вещества либо не образуются, либо не попадают в воздух рабочей зоны..

    Основные индивидуальные средства  защиты органов дыхания человека  от вредных веществ делятся  на фильтрующие и изолирующие.  В фильтрующих устройствах вдыхаемый  человеком загрязненный воздух  предварительно фильтруется, а в изолирующих – чистый воздух подается по специальным шлангам к органам дыхания человека от автономных источников или после регенерации. Фильтрующими приборами (респираторами и противогазами) пользуются при невысокой концентрации вредных веществ в воздухе (не более 0,5% по объему) и при содержании кислорода в воздухе не менее 18%.

     Промышленные фильтрующие противогазы  предназначены для защиты органов  дыхания от различных газов  и паров. Они состоят из полумаски,  шланга с загубником, фильтрующей коробки, наполненной поглотителями конкретных вредных газов или паров. Каждая коробка в зависимости от поглощаемого вещества окрашена в определенный цвет.

Изолирующие противогазы применяются в тех  случаях, когда содержание кислорода  менее 18%, а содержание вредных веществ более 2%. Различают автономные и шланговые противогазы. Автономный противогаз состоит из ранца, наполненного воздухом или кислородом, шланг, от которого соединен с лицевой маской. В шланговых изолирующих противогазах чистый воздух подается по шлангу в лицевую маску от вентилятора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предупреждение  последствий аварий на химических объектах

     Любая авария на объектах с  химическими технологиями сопровождается  выбросами химических веществ, зачастую человеческими жертвами и огромным материальным ущербом.

      Основными последствиями химических аварий могут быть:

      а) разрушение зданий, оборудования;

      б) возгорание зданий, сооружений, жидкостей и т.п.;

      в) загрязнение окружающей среды (атмосферного воздуха, земли, недр, почвы, воды, растительного и животного мира, зданий, сооружений);

      г) поражение людей, оказавшихся в  зоне токсического воздействия без  необходимых средств защиты или не успевших их использовать.

       Рассмотрение причин аварий с  выбросом аварийно-химических опасных  веществ (АХОВ) показывает, что 25% из них произошло по следующим причинам:

        –    из-за эксплуатации оборудования  свыше нормативного срока;

            – коррозии оборудования и  неработоспособности контрольно-измерительной  аппаратуры;

        – нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, низкой трудовой и технологической дисциплины;

      – несоблюдение норм безопасности;

           – отсутствие должного надзора  за состоянием оборудования.

      Прогноз показывает, что повышение  вероятности химических аварий в ближайшем будущем будет сохраняться. Для этого есть целый ряд предпосылок:

       – рост сложных производств  с применением новых технологий, которые требуют высокую степень  насыщенности энергии и опасных  веществ;

       – крупные структурные изменения в экономике страны, приведшие к остановке ряда производств;

       – падение технологической и  производственной дисциплины, уровня  квалификации технического персонала;

       –   накопление отходов производства, опасных для окружающей среды;

       – высокая численность населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;

       – отсутствие или недостаточный  уровень предупреждающих мероприятий,  способных уменьшить масштабы  последствий химических аварий  и снизить риск их возникновения;

      –  неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения АХОВ;

      – стремление иностранных государств  и фирм к инвестированию вредных  производств на территории России;

      – возрастание вероятности терроризма  на химически опасных производствах. 

       По расчетам экспертов затраты  на предупреждение аварий во  много раз меньше по сравнению  с величиной ущерба, к которому  они приводят в случае возникновения. Поэтому во всем мире вопросам безопасности химических производств придается очень большое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доврачебная помощь

     АХОВ  могут попадать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые. При попадании в организм вызывают нарушения жизненно важных функций и создают опасность для жизни.

     По  скорости развития и характеру различают  острые, подострые и хронические  отравления.

     Острыми называются отравления, которые возникают  через несколько минут или несколько часов с момента поступления яда в организм. Общими принципами неотложной помощи при поражениях АХОВ являются:

      – быстрое прекращение воздействия  опасных химических веществ на  организм путем удаления капель  вещества с открытых поверхностей тела, промывания глаз и слизистых;

           – восстановление функционирования  важных систем органов путем  следующих мероприятий: искусственная  вентиляция легких, непрямой массаж  сердца, прочищение дыхательных  путей;

          – наложить повязки на раны  и иммобилизовать поврежденные конечности;

      –  эвакуировать в медицинский  пункт.

     При ингаляционном поступлении АХОВ (через дыхательные пути) - надевание  противогаза, вынос или вывоз  из зараженной зоны, при необходимости  полоскание рта, санитарная обработка.

     В случае попадания АХОВ на кожу - механическое удаление, использование специальных  растворов или обмывание водой  с мылом, при необходимости полная санитарная обработка. Немедленное  промывание глаз водой в течение 10-15 минут. Если ядовитые вещества попали через рот - полоскание рта, промывание желудка, очищение кишечника. Перед промыванием желудка устраняются угрожающие жизни судороги, обеспечивается адекватная вентиляция легких, удаляются съемные зубные протезы. Пострадавшим, находящимся в коматозном состоянии, желудок  промывают в положении лежа на левом боку.  

    Мероприятия по улучшению производственной обстановки и окружающей среды.

      Одна из важнейших задач защиты  населения – организация его  оповещения и информирования  при возникновении чрезвычайной  ситуации (ЧС). Оперативность действия систем оповещения должна составлять считанные минуты. Реальное же время оповещения на большинстве потенциально опасных объектов составляет 25-30 минут и более, что нельзя признать удовлетворительным. Повышение оперативности оповещения может быть достигнуто применением автоматических систем обработки данных и оценки обстановки с использованием системы автоматических датчиков, способных немедленно фиксировать факт аварии и автоматически включать средства оповещения на угрожаемой территории. К сожалению, работа в этом направлении продвигается крайне медленно.

       Главной задачей нынешнего этапа  развития Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (РСЧС) является  снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущербов и потерь от них  должна быть важным элементом государственной  политики страны, в основу которой  положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.

      Важным элементом устойчивого  развития мировой цивилизации  является разработка и осуществление  мер, способных уменьшить и  смягчить последствия природных  и техногенных аварий и катастроф. Реализация мер, направленных на предупреждение ЧС, требует координации усилий различных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации и администраций потенциально опасных объектов, а также использование научно-технического потенциала страны.

    В настоящее время функциональные подсистемы РСЧС имеют весьма незначительные специально уполномоченные органы управления и силы. Объектовые аварийно-восстановительные и аварийно-спасательные подразделения постоянной готовности малочисленны, созданы не на всех потенциально опасных производствах. На ряде предприятий возникают сложности, связанные с распадом формирований из-за значительных сокращений численности производственного персонала. Это положение существенно ограничивает их возможности в проведении спасательных и других неотложных работ, ликвидации последствий химических аварий. Поэтому в настоящее время все чаще основу территориальных сил во многих регионах составляют войска гражданской обороны, а также отряды поисково-спасательной службы МЧС России.

    Последствия химических аварий хотя и огромны, но не безграничны. При соответствующих мерах по прогнозированию, предупреждению чрезвычайных ситуаций, при своевременном принятии мер защиты, решительной борьбе с ними, последствия этих аварий могут быть локализованы, а в ряде случаев сведены к минимуму.

    Эта задача будет выполнена лучше  там, где будет налажено тесное сотрудничество органов власти, сил РСЧС, населения  по обеспечению готовности к действиям  в чрезвычайных ситуациях при  химических авариях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Безопасность  жизнедеятельности: Учебное пособие / А. С. Гринин,     В. Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288с.
  2. Э. Я. Соловьев. Поведение в экстремальных ситуациях. – М.: ИВФ Антал, 1996. – 96 с.
  3. И. К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
  4. http://www.mchs.gov.ru/mchs/

Информация о работе Химически опасные объекты РФ, аварии на них