Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:20, практическая работа
Цель работы: Изучить Государственную систему Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, структуру центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, систему информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности
Практическая работа №1
Государственная система безопасности жизнедеятельности
Цель работы: Изучить Государственную систему Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, структуру центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, систему информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности
Государственная система Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях
Для защиты населения, объектов экономики и территории при чрезвычайных ситуациях природного, антропогенного, техногенного характера и при применении современных средств поражения в Республике Казахстан действует государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (система гражданской обороны).
Вся деятельность по организации и
ведению гражданской обороны
в стране определена Законом РК от
7.05.1997 г. “О Гражданской обороне”. Общее
руководство гражданской
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Законом РК «О Гражданской обороне», определены силы гражданской обороны, их состав, предназначение и порядок применения. Они состоят из воинских частей ГО РК, территориальных формирований ГО, объектовых формирований ГО, формирований служб ГО и ЧС, оперативно-спасательных отрядов (республиканского – РОСО и областных – ОСО). На период проведения спасательных работ по решению Правительства могут привлекаться воинские части Минобороны и МВД РК.
В соответствии с действующим
Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, и с учетом характера и объема выполняемых работ, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и местных условий.
Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются отряды экстренного реагирования постоянной готовности численностью:
- в области - не менее 150 человек; - в городе - не менее 100 человек;
- в районе - не менее 50 человек.
Максимально возможное время приведения в готовность формирований устанавливается:
- для отрядов экстренного реагирования - не более 2 часов;
- для основных спасательных формирований - не более 4 часов;
- для всех остальных формирований - не более 6 часов.
Кроме аварийно-спасательных формирований, при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие также служба экстренной медицинской помощи. В эту службу входят мобильные формирования с постоянной готовностью, специализированные дружины, отряды первой врачебной помощи.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года №1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан постановлением от 28 октября 2004 года № 1112 утвердило Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Основными задачами Министерства являются формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны Республики Казахстан, надзора за выполнением мероприятий Гражданской обороны, межотраслевой координации, государственного контроля и надзора в области пожарной и промышленной безопасности, безопасности и охраны труда на опасных производственных объектах, надзора за безопасным ведением работ в промышленности, горного надзора. формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров. Министр по должности является заместителем начальника Гражданской обороны Республики Казахстан
Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астана и Алматы и ведомства: Комитет по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций и Комитет по государственным материальным резервам.
Структура центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан представлена на рисунке 1.
Система информационного обеспечения безопасности
жизнедеятельности
При чрезвычайных ситуациях важное значение имеют стабильность и безотказность средств связи и оповещения. Для надежности используются все виды связи: проводная, теле-, радио-, компьютерная, космическая и др. При этом штаб гражданской обороны имеет прямой выход в ретрансляционную радиосеть. Предусмотрены также резервные средства и пункты связи с выносом за город.
Право передачи и порядок информирования населения в зависимости от масштабности чрезвычайных ситуаций дано Правительству, Агентству РК по ЧС, местным представительным и исполнительным органам в области ЧС. Для информационно-технического обеспечения государственных органов в РК создана республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС).
Система по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в РК функционирует в трех режимах:
- повседневная деятельность в мирное время при нормальной радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановках;
- повышенная готовность
при получении прогноза о
- режим при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации в мирное время.
При возникновении и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации может вводиться режим чрезвычайного положения, регламентируемый законом РК «О правовом режиме чрезвычайного положения». Чрезвычайное положение на всей территории РК или в отдельных ее местностях вводится или продлевается Указом Президента РК.
Чрезвычайное положение
вводится при стихийных крупномасштабных
бедствиях или техногенных
В режиме повседневной деятельности
обмен информацией
Информация передается службами наблюдения, контроля и прогнозирования ЧС, министерствами, ведомствами, местными исполнительными органами, другими организациями и учреждениями в центральный и территориальные органы АЧС по межкомпьютерным каналам связи в виде форм входных документов, устанавливаемых Агентством.
Успешное и действенное функционирование ГСЧС возможно лишь при использовании современных средств связи и оповещения, наличии достаточно полной и достоверной системы баз данных и знаний, обеспечении доступа к информации пользователей любого ранга, интеллектуальной поддержке принятия решений и оперативном доведении их до исполнителей в экстремальных ситуациях.
Функционирование АИУС ЧС обеспечивается созданием основных звеньев ее организационной структуры: вычислительных и управляющих центров, мониторинговой сети, пунктов информации, связи и управления на республиканском, территориальном, отраслевом и объектовом уровнях.
Основой АИУС ЧС является республиканский банк данных по стихийным бедствиям, крупным авариям и катастрофам, включающий в себя базы данных и знаний, системы управления базами данных, администрирование. Наполнение базы данных осуществляется информационными потоками АИУС ЧС.
В структуре информационных потоков АИУС ЧС выделяются горизонтальные, вертикальные (восходящие и нисходящие) связи.
Горизонтальные связи являются двунаправленными и формируются путем обмена информацией между отраслевыми органами управления, комиссиями по ЧС, силами и средствами ликвидации последствий ЧС, пунктами управления системы мониторинга и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами.
Восходящие вертикальные связи используются для передачи информации от низовых уровней до аппарата АЧС и Правительства Республики в соответствии с иерархической системой построения АИУС ЧС. Важными принципами организации вертикальных связей информационных потоков АИУС ЧС должны являться принципы фильтрации и агрегирования данных в зависимости от уровня управления и структуры принятия решений.
Обратные (нисходящие) связи формируются в результате принятия решений по проблемам ЧС, доведения их до конкретных исполнителей и осуществления контроля за их выполнением.
Источниками и потребителями информации АИУС ЧС являются: АЧС и ее рабочие органы; министерства, агентства и ведомства; комиссии по ЧС областных, районных и городских органов управления; штабы (группы) по ликвидации последствий ЧС; объектовые комиссии; исполнители решений на местах в составе органов оперативного управления, сил и средств быстрого реагирования, мониторинга, ликвидации последствий ЧС.
АИУС ЧС обеспечивает сбор, передачу, обработку, хранение и сопровождение следующих видов информационных потоков:
- оповещений о возникшей или ожидаемой ЧС;
- системы сейсмического
мониторинга, мониторинга за
- плановых мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий ЧС;
- условно-постоянных
данных (характеристики регионов, потенциально
опасных объектов, размещение материально-
- данных о ходе развития ЧС и ликвидации их последствий;
- управляющих данных,
обеспечивающих
- технологических данных о функционировании вычислительных, программных и информационных средств АИУС ЧС, организации связи, передачи данных и телекоммуникаций.
Контрольные вопросы
1.Для каких целей действует государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (система гражданской обороны?
Для защиты населения, объектов экономики и территории при ЧС природного,антропогенного, техногенного характера и применении современных средств поражения.
2. Каким законом определена
вся деятельность по
Законом РК от 07. 05. 1997г. «О Гражданской обороне»
3. На кого возложено общее руководство гражданской обороной РК?
На примьер-министра (он же начальник ГО РК)
4. По какому принципу
создаются формирования ГО в
областях, городах, районах и
По территориально-
5. Каким образом создаются объектовые формирования ГО на производствах и организация?
Приказом руководителя
6. Чем определяется общее количество, структура и численность формирований ГО?
Определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, и с учетом характера и объема выполняемых работ, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и местных условий.
7. Какой численностью создаются отряды экстренного
реагирования постоянной готовности для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований ?
- в области - не менее 150 человек; - в городе - не менее 100 человек;
- в районе - не менее 50 человек.
8. Каким должно быть
максимально возможное время
приведения в готовность
- для отрядов экстренного реагирования - не более 2 часов;
- для основных спасательных формирований - не более 4 часов;
- для всех остальных формирований - не более 6 часов.
9. Кому дано право
передачи и порядок
Право передачи
и порядок информирования
10. В каких режимах
функционируем система по
Информация о работе Государственная система безопасности жизнедеятельности