Чрезвычайные ситуации в техносфере РФ, тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:42, реферат

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС). Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность. На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о техногенных чрезвычайных ситуациях, а так же анализ тенденции их развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций……4
1.1. Понятия и определения………………………………………………………4
1.2. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении…………………………………………………………………4
2. Техногенные ЧС………………………………………………………………..7
2.1 Радиационно-опасные объекты………………………………………………9
2.2 Опасные химические вещества……………………………………………..11
2.3 Аварии на гидротехнических сооружениях………………………………..14
2.4 Аварии на транспорте……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

     Значительные  участки местности через 15 – 30 минут  обычно оказываются затопленными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

     По  каждому гидроузлу имеются схемы  и карты, где показаны границы  зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено  строительство жилья и предприятий.

     В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон  и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или  не будет получено сообщение о  том, что опасность миновала.

     При возвращении на прежние места  остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно  осмотреть его и убедиться, что  нет опасности разрушения. Перед  входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

 

2.4. Аварии на транспорте.

Аварии  на железнодорожном  транспорте.

     Чрезвычайные  ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

     При возгорании непосредственную опасность  для пассажиров представляют огонь  и дым, а также удары о конструкции  вагонов, что может привести к  ушибам, переломам или гибели людей.

     Для уменьшения последствий возможной  аварии пассажиры должны строго соблюдать  правила поведения в поездах.

 

Аварии  в метрополитене.

     Чрезвычайные  ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают  в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и  взрывов, разрушения несущих конструкций  эскалаторов, обнаружения в вагонах  и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к  категории взрывоопасных, самовозгорающихся  и токсичных веществ, а также  в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии  на автомобильном  транспорте.

     Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

     Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам  не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять  машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы  уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник  или забор. Если же это неосуществимо  – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

     Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать  его, накрыть собой  и также  упасть набок. Наиболее опасное место  – переднее сидение, поэтому детям  до 12 лет запрещается сидеть на нем.

     Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может  некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через  открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и  ГИБДД.

Аварии  на морском и речном транспорте.

     Ежегодно  в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

     При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и  на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые  и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

     Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Аварии  на авиационном транспорте.

     Безопасность  полета  зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

     Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы  в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть  в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди  кресло.

     Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

     Если  полет будет проходить над  водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет  и как им пользоваться.

     При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через  аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

 

     Заключение.

     В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И  это без учета самых массовых происшествий - дорожно-транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян.

     Анализ  совокупности негативных факторов, действующих  в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрации и т. п.). Однако в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), возникающие в среде обитания в результате химических или энергетических процессов взаимодействия первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

     Уровни  и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и  в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п.

     Практика  показывает, что решить задачу полного  устранения негативных воздействий  в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями с учетом их сочетанного (одновременного) действия. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

 

Список  литературы:

1. Сост. А.Бондаренко/«Чрезвычайные ситуации и защита от них»/ Москва, 1998 г.

2. Э.А. Арустамов, Н.В.Косолапова и др./«Безопасность жизнедеятельности»/ М.: Издательский центр "Академия", 2004.

3. Борисков Н.Ф./«Основы безопасности»/ г. Харьков 2000.

4. Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака/«Безопасность жизнедеятельности»/ С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

5. Рогов  К./«Уроки выживания»/ Москва, «Астрель». ACT, 2001.

6. В.Ю. Микрюков/«Обеспечение безопасности жизнедеятельности»/ Москва - 2000.

7. Коршунов  А. А./«Чрезвычайные ситуации в  России»/ Обнинск: ВННИИГМИ-МЦД, 2002

8. Петров С.В., Макашев В.А./«Опасные ситуации техногенного характера и защита от них»/ Москва: НЦ Энас, 2008

9. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г./«Безопасность жизнедеятельности»/ Спб.: Изд-во «Лань», 2001

10. Сапронов  Ю.Г./«Безопасность жизнедеятельности»/ М.: Издательский цент «Академия», 2006

11. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И./«Безопасность жизнедеятельности»/ М.: Вузовский учебник, 2003

Информация о работе Чрезвычайные ситуации в техносфере РФ, тенденции развития