Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, реферат
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их предупреждение.
1.1. Взрывы
1.2. Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях.
1.3. Аварии на АЭС.
1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ
1.5. Аварии на транспорте
1.6. Аварии на гидротехнических сооружениях
1.7. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения
1.8. Аварии на очистных сооружениях
1.9. Внезапное обрушение зданий
1.10. Основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф.
Список литературы
Радиоактивное загрязнение (заражение).
Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.
При
ядерном взрыве преобладают радионуклиды
с коротким периодом полураспада. Поэтому
происходит быстрый спад уровней
радиации. При авариях на АЭС характерно,
во-первых, радиоактивное заражение
атмосферы и местности
1.4.
Аварии с выбросом (угрозой
выброса) опасных химических
веществ
Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.
Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.
Наиболее распространенные ОХВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.
При авариях на химически опасных объектах поражение людей химическими веществами происходит в основном при вдыхании зараженного воздуха, при попадании ОХВ на кожу, при употреблении в пищу зараженных продуктов и воды.
Степень
и характер нарушений жизнедеятельности
человека при воздействии ОХВ зависят
от их токсичности, агрегатного состояния,
концентрации в воздухе (воде), продолжительности
воздействия, путей проникновения в организм
и индивидуальных особенностей организма
человека.
Хлор.
Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при –34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.
Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.
Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.
Защита
– противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д,
ПДФ-2Ш.
Аммиак.
Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при –34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.
Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.
Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.
Место
разлива дегазируют слабым раствором
кислоты и промывают большим количеством
воды. В газообразном состоянии аммиак
нейтрализуют распылением воды с поливомоечных
пожарных машин и авторазливочных станций.
Ртуть.
Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.
При
сборке ртути запрещается использовать
пылесос. Категорически запрещается
выбрасывать собранную ртуть
в канализацию или
1.5.
Аварии на транспорте.
Аварии на железнодорожном транспорте.
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.
Лучше
же всего избежать аварий, а для
этого следует помнить и
Во-первых, это правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:
-
при движении вдоль
-
на электрифицированных
-
переходить железнодорожные
- при переходе через пути ни в коем случае не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
-
при подходе к
-
при ожидании поезда нельзя
устраивать на платформе
- к вагону следует подходить только после полной остановки поезда.
Во - вторых:
-
посадка в вагон или выход
из вагона осуществляется
-
во время движения поезда
-
при остановках поезда на
-
для того, чтобы избежать травм
от произвольного движения
-
нельзя пользоваться в вагонах
открытым огнем и бытовыми
приборами, работающими от
-
запрещается перевозить
-
заняв свое место в вагоне,
ознакомьтесь со схемой
-
если вы неуверенно чувствуете
себя на верхней полке,
Аварии на авиационном транспорте.
При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в России погибло около 400 человек.
К
тяжелым последствиям приводят разрушения
отдельных конструкций
Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.
Заняв
свое место, пассажир должен выяснить,
где находятся аварийные
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При
взлете и посадке пассажир должен
пристегнуть ремни
Аварии в метрополитене.
Чрезвычайные
ситуации на станциях, в тоннелях, в
вагонах метрополитена
Аварии на автомобильном транспорте.
Причины
дорожно-транспортных происшествий могут
быть самые различные. Это, прежде всего,
нарушение правил дорожного движения,
техническая неисправность
Аварии на морском и речном транспорте.
Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.
Большинство
крупных аварий и катастроф на судах
происходят под воздействием ураганов,
штормов, туманов, льдов, а также по вине
людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа.
Многие аварии происходят из-за промахов
и ошибок при проектировании и строительстве
судов. Половина из них является следствием
неумелой эксплуатации. Например, часты
столкновения и опрокидывание судов, посадка
на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное
расположение грузов и плохое их крепление.
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их предупреждение