Человек как элемент системы «человек-среда», понятия и аппарат анализа опасностей. Понятия и определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями. Прямые связи человека со средой очевидны. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система «человек - среда» состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности и в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая по бжд.docx

— 93.25 Кб (Скачать)

   В любом явлении  окружающей нас природы существует  строгая повторяемость процессов:  день и ночь, прилив и отлив,  зима и лето. Ритмичность наблюдается  не только в движении Земли,  Солнца, Луны и звёзд, но и  является неотъемлемым и универсальным  свойством, проникающим во все  жизненные явления - от молекулярного  уровня до уровня целого организма.

   В ходе исторического  развития человек приспособился  к определенному ритму жизни,  обусловленному ритмическими изменениями  в природной среде и энергетической  динамикой обменных процессов.

   Каждый человек  с рождения живёт по своим  биологическим часам. В настоящее  время известно множество ритмических  процессов в организме, называемых  биоритмами. К ним относятся ритмы  работы сердца, дыхания, биоэлектрическая  активность мозга. Вся наша  жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира.

   Несовпадение внутренних  ритмов человека с ритмами  окружающей среды может стать  причиной болезненных явлений  (бессонница, потеря работоспособности  и т.д.).

   Центральное место  среди всех ритмических процессов  занимают суточные ритмы, имеющие  наибольшее значение для организма.  Реакция организма на любое  воздействие зависит от фазы  суточного ритма (то есть от  времени суток). Эти знания вызвали  развитие новых направлений в  медицине: хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получения большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.

   Оказалось, что  изучение изменений в суточных  ритмах позволяет выявить возникновение  некоторых заболеваний на самой  ранней стадии.

   Климат также оказывает  серьёзное воздействие на самочувствие  человека, влияя на него через  погодные условия. Погодные условия  включают в себя комплекс физических  и химических факторов: атмосферное  давление, влажность, движение воздуха,  концентрацию кислорода, степень  возмущенности магнитного поля  Земли, уровень загрязнения атмосферы.

   До сих пор ещё  не удалось изучить до конца  механизмы реакций организма  человека на изменение погодных  условий. А она часто даёт  себя знать нарушениями сердечной  деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается  физическая и умственная работоспособность,  обостряются болезни, увеличивается  число ошибок, несчастных и даже  смертельных случаев.

   Психофизиологические  факторы

   Психофизиологические  вредные производственные факторы  (физические и нервно-психические  перегрузки) оказывают многообразное  отрицательное влияние на нервную,  сердечнососудистую и дыхательную  системы. Степень выраженности  этого влияния различна при  умственном и физическом труде  и зависит от величины соответствующих  перегрузок.

   Физические перегрузки  могут быть динамическими и  статическими. Динамические нагрузки  возникают при перемещении грузов  вверх, вниз, по наклонной плоскости  или по горизонтали, статические  - при удержании грузов в определенном  положении без их перемещения.

   Статические перегрузки  более утомительны, чем динамические, поскольку при статической работе  напряжение одних и тех же  мышц длится непрерывно.

   Для организма человека  вредны не только физические  перегрузки, но и чрезмерное снижение  физической активности, которая  приводит к повышению утомляемости, снижению памяти, ухудшению работы  сердца и легких. В целом, существенно  снижается жизненный тонус организма  и работоспособность.

   Нервно-психические  перегрузки проявляются в форме  перенапряжения, умственного перенапряжения, монотонности труда, эмоциональных  перегрузок. Перенапряжение зрительного  анализатора, вызываемое недостаточной  освещенностью, необходимостью рассматривать  мелкие предметы, вызывает перенапряжение  аккомодирующих мышц радужной  оболочки глаз. Как результат  - головная боль, боль в области  глазниц, прогрессирующая близорукость.

   Умственное перенапряжение  возможно в результате продолжительной  умственной работы в условиях  нерациональной ее организации.  При этом нарастает напряжение, нарушается равновесие нервных  процессов, что проявляется в  форме неврозов, функциональных  расстройств. Монотонность труда  имеет место при чрезмерном  дроблении технологических процессов  на мелкие и простейшие операции. При многократном повторении  простейших движений работающий испытывает скуку, сонливость, падение интереса к работе.

   Действие эмоциональных  нагрузок в процессе труда  на организм работающих пока  еще до конца не изучено,  но несомненно, что такого рода  перегрузки способствует нервно-психическим  напряжениям. Они усугубляются  при работе в условиях дефицита  времени, при высокой личной  ответственности, малом профессиональном  опыте.

   Выявление и учет  вредных производственных факторов  является одной из основных  задач совершенствования организации  производственного процесса. Причем  разработка и реализация мероприятий,  направленных на снижение вредного  и опасного воздействия производственной  среды на человека, зачастую имеет  не только социальное, но и  экономическое значение, выступает  фактором роста производительности  труда. Большое значение имеет  также снижение заболеваемости  и смертности среди работников  как фактор сокращения непроизводственных  потерь рабочего времени и  затрат на оплату неотработанного  времени. Психические процессы - составляют основу психической  деятельности и являются динамическим  отражением действительности. Без  них невозможно формирование  знаний и приобретение жизненного  опыта. Различают познавательные, эмоциональные, волевые психические  процессы (ощущения, восприятия, память).

   Психические свойства - (качества личности) - это свойства  личности или ее собственные  особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности  выделяют интеллектуальные, эмоциональные,  волевые, моральные, трудовые. Эти  свойства устойчивы и постоянны.

   Психическое состояние  человека - это относительно устойчивая  структурная организация всех  компонентов психики, выполняющая  функцию активного взаимодействия  человека с внешней средой, представленной  в данный момент конкретной  ситуацией. Психические состояния  отличаются разнообразием и временным  характером, определяют особенности  психической деятельности в конкретный  момент и могут положительно  или отрицательно сказываться  на течении всех психических  процессов.

   Исходя из задачи  психологии труда и проблем  психологии безопасности труда  целесообразно выделить производственные  психические состояния, имеющие  важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения травматизма.

   Чрезмерные формы  психического напряжения

   Часто их называют  запредельными. Они вызывают дезинтеграцию  психической деятельности различной  напряженности, что в первую  очередь ведет к снижению индивидуального,  свойственного человеку уровня  психической работоспособности.  В более выраженных формах  психического напряжения утрачиваются  живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные  формы поведения и другие отрицательные  явления. В зависимости от преобладания  возбудительного или тормозного  процесса можно выделить два  типа запредельного психического  напряжения - тормозной и возбудимый. Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

   Возбудимый тип  - проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Работники совершают многочисленные не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость. Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

   Анализ условий труда

   По мере усложнения  системы «человек-техника» все  более ощутимее становятся экономические и социальные потери от несоответствия условий труда и техники производства возможностям человека. Анализ условий труда приводит к заключению о потенциальной опасности производства. Суть опасности заключается в том, что воздействие присутствующих опасных и вредных производственных факторов на человека приводит к травмам, заболеваниям, ухудшению самочувствия и другим последствиям. Главной задачей анализа условий труда является установление закономерностей, вызывающих ухудшение или потери работоспособности рабочего, и разработка на этой основе эффективных профилактических мероприятий.

   При разработке  мероприятий по улучшению условий  труда необходимо учитывать весь  комплекс факторов, воздействующих  на формирование безопасных условий  труда.

   Опасные и вредные  производственные факторы

   В связи с многообразием  неблагоприятных производственных  факторов, а также в целях обеспечения  системности и четкости профилактической  работы по охране труда, возникла  необходимость в классификации  опасных и вредных производственных  факторов (ОВПФ).

   По природе действия  все ОВПФ подразделяются на  четыре группы:

   - физические;

   - химические;

   - биологические;

   - психофизиологические.

   К группе физических ОВПФ относятся:

   - движущиеся машины  и механизмы, подвижные части  производственного оборудования, перемещающиеся  изделия, заготовки, материалы;

   - разрушающиеся конструкции;

   - повышенная запыленность  и загазованность воздуха рабочей  зоны;

   - повышенная или  пониженная температура поверхностей  оборудования материалов;

   - повышенная или  пониженная температура, влажность,  подвижность воздуха рабочей  зоны;

   - повышенный уровень  шума, вибрации, инфразвука, ультразвуковых  колебаний, ионизирующие излучения,  статическое электричество, ультрафиолетовая  или инфракрасная радиация.

   Химические ОВПФ  по характеру воздействия на  организм человека делятся на: токсические, раздражающие, канцерогенные,  мутагенные и влияющие на репродуктивные  функции. Химические вещества  проникают в организм человека  через органы дыхания, желудочно-кишечный  тракт, кожные покровы и слизистые  оболочки.

   По степени воздействия  на организм все вредные вещества  подразделяются на четыре класса  опасности:

   I - чрезвычайно опасные (ртуть, свинец и др.);

   II - высокоопасные (кислоты, щелочи и др.);

   III - умеренно опасные (камфара, чай и др.);

   IV - малоопасные (аммиак, ацетон, бензин и др.).

   Биологические ОВПФ  включают следующие биологические  объекты: патогенные микроорганизмы - бактерии, вирусы, спирохеты, грибы,  простейшие и продукты их жизнедеятельности.

   Психологические ОВПФ  по характеру воздействия подразделяются  на физические (статические и  динамические) и нервно-психические  перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность  труда, эмоциональные перегрузки).

   Все ВПФ можно подразделить на обусловленные неблагоприятными изменениями внешней производственной среды и особенностями технологических процессов, эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов, эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов, а также связанные с неправильной организацией трудовых процессов.

   Результат воздействия  различных ОВПФ на организм  человека в основном зависит  от природы фактора, его количественной  характеристики (концентрации, уровня, интенсивности) и от места воздействия  факторов на организм.

   Основные нормативные  акты по вопросам обеспечения  безопасности человека в различных  условиях среды:

   - Федеральный закон  «Водный кодекс РФ» от 2006 г.

   - Федеральный закон  «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» от 30.03.1999 г. N° 52-ФЗ

   - Федеральный закон  «Об охране атмосферного воздуха»  от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (с изменениями  от 22.08.2004 г.)

   - Федеральный закон  «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 136-Ф3

   - Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ

 


Информация о работе Человек как элемент системы «человек-среда», понятия и аппарат анализа опасностей. Понятия и определения