Авария на АЭС ""

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

По-видимому, факторами, способствовавшими катастрофическому развитию аварии на АЭС «Фукусима-1», наряду с землетрясением и цунами, являются устаревшая конструкция ядерных реакторов, недостаточно эффективные действия по ликвидации аварии частной эксплуатирующей компанией TEPCO и запоздалое подключение к этой деятельности правительства Японии. В результате произошла радиационная авария глобального масштаба, в той или иной мере затрагивающая интересы населения всего мира, в том числе и Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1. Авария и меры по ее локализации 4
2. Радиационная обстановка в Японии 8
3. Меры защиты населения Японии 9
4. Перенос радионуклидов за пределы Японии воздушным и водным путями 11
5. Радиационная обстановка в других странах (кроме Японии и России) и меры аварийного реагирования 15
6. Действия Роспотребнадзора по организации радиационной защиты населения Российской Федерации 18
Выводы 23
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Авария на Фукусиме-1.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Таким образом, летучие радионуклиды йода, теллура и цезия, выброшенные в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии, распространились в восточном направлении и пересекли Тихий океан, Северную Америку и Атлантический океан, добравшись до Евразии и Дальневосточного региона России. Выявленные уровни радиоактивности воздуха незначительны и не представляют радиационной опасности для населения.

     Судя  по направлению преобладающих в  настоящее время над районом аварии ветров, основной перенос воздушных масс, а с ними и радионуклидов, выбрасываемых из аварийных реакторов АЭС «Фукусима-1», происходит в направлении на восток, т.е. в океан и вдаль от российского побережья.

     АЭС «Фукусима-1» расположена в непосредственной близости от океанского берега. При переносе воздушных масс в восточном и северном направлениях часть радионуклидов йода, теллура и цезия постепенно осаждалась на поверхности океана. Кроме того, в связи с неисправностью штатных систем охлаждения реакторов для их аварийного расхолаживания использовали морскую воду в режиме кипения/испарения. Емкости некоторых бассейнов исчерпаны, в помещениях станции находится большое количество воды с чрезвычайно высоким содержанием радионуклидов. Часть этой воды достигает берега и попадает в морскую воду. Вдобавок в начале апреля с разрешения властей в прибрежную полосу было сброшено большое количество воды, загрязненной радионуклидами.

     По  данным радиационного мониторинга, в морской воде были обнаружены радионуклиды 131,132I, 132Te, 134,136,137Cs. Наибольшее радиологическое значение на короткий период (март – апрель 2011 г.) имел 131I, а на продолжительный период – 134,137Cs.

     На  рисунке 6 показана динамика концентрации 137Cs в морской воде ряде точек на расстоянии 15 км от берега после радикального уменьшения воздушных выбросов и сброса радионуклидов в морскую воду в конце марта – начале апреля. Типичная концентрация к концу мая – 10 Бк/л и меньше, что на порядок ниже, чем месяц тому назад. К настоящему времени концентрация 137Cs вблизи берега на порядок выше.

     Необходимо  учитывать, что в морской воде дополнительно содержится примерно столько же 134Cs. В период активных сбросов в конце марта 2011 г. концентрация радионуклидов цезия в морской воде в районе аварийных энергоблоков достигала 60 кБк/л, что значительно превышает российский критерий для жидких радиоактивных отходов (10 кБк/л).

     Из  зоны радиоактивного загрязнения радионуклиды выносятся морскими течениями и разбавляются в водной среде за счет механического перемешивания в верхнем слое воды (выше термоклины, толщиной в десятки и до сотни метров) и диффузии. Из схемы постоянных течений в северной части Тихого океана и дальневосточных морях России следует невозможность значительного поступления воды, загрязненной радионуклидами, от восточного побережья острова Хонсю к российским берегам, в том числе к Южно-Курильским островам.

     Вдоль Курильской гряды с северо-востока  на юго-запад проходит мощное океаническое течение Ойясио, ветви которого отходят в открытый океан в сторону США и Канады. Моделирование водного переноса, проведенное французскими специалистами, показывает, что таким путем радионуклиды достигнут берегов США и Канады через 1–2 года5. Противоположно направленное течение Куросио у восточного побережья острова Хонсю также отклоняется на восток в открытый океан. Циркуляция вод в Охотском и Беринговом морях довольно изолирована. В Японское море воды с тихоокеанского побережья Японии не проникают. Напротив, через Сангарский пролив воды из Японского моря выносятся в Тихий океан.

       По опубликованным результатам измерений концентрации радионуклидов в морской воде можно с точностью, приемлемой для целей радиационной защиты, оценить их ожидаемую концентрацию в биоте с использованием концентрационных множителей (КМ, л/кг), рекомендуемых МАГАТЭ в техническом докладе TRS-422 «Коэффициенты распределения в отложениях и концентрационные множители для биоты в морской среде», или полученных отечественными учеными в результате многолетних исследований в морях, омывающих арктическое побережье России.

     Этот  подход можно условно применить  для дальней зоны загрязнения (15–30 км) в акватории Тихого океана в районе аварийной АЭС «Фукусима-1» в консервативном предположении о длительном характере загрязнения морской воды радионуклидами 137Cs и 134Cs. Результаты оценки удельной активности радионуклидов цезия в морской биоте, выполненной в предположении о длительном содержании указанных радионуклидов в зоне обитания биоты на уровне 1–10 Бк/л, приведены в таблице 1.

     Таблица 1. Оценка концентрации радионуклидов (Бк/кг) 137Cs и 134Cs в морской биоте при длительном содержании их в морской воде на уровне 1–10 Бк/л.

Радионуклиды Рыба Ракообразные Моллюски Водоросли
Цезий-134

+ цезий-137

200–2000 100–1000 120–1200 100–1000
 

     Консервативно оцененная суммарная концентрация двух радионуклидов цезия в морской биоте находится близко к уровню, рекомендованному Комиссией Codex Alimentarius, совместным органом ВОЗ и ФАО, в качестве безопасного (1000 Бк/кг для суммы радионуклидов цезия) для международной торговли в случае радиационной аварии.

     Однако  рыболовство в зоне фукусимской аварии уже запрещено, и можно полагать, что рыба и другие морепродукты, выловленные вдали от зоны аварии, не будут содержать столь высокие концентрации радионуклидов цезия.

5. Радиационная обстановка в других  странах (кроме Японии и России) и меры аварийного реагирования

     По  итогам радиационного мониторинга, проводимого специалистами разных стран мира, оказалось, что значительного радиоактивного загрязнения территории других стран в результате аварии на АЭС «Фукусима-1» не произошло. Поэтому основным путем радиационного воздействия фукусимской аварии на население других стран может быть импорт ими из Японии пищевых продуктов, загрязненных радионуклидами, и потребление их населением.

     В связи с этим многие страны мира ввели определенные меры контроля импорта японских пищевых продуктов с учетом данных радиационного мониторинга, проводимого в самой Японии. Ряд стран стал требовать документацию о происхождении пищевых продуктов, другие ввели пограничный контроль их на содержание радионуклидов, третьи запретили импорт пищевых продуктов из всей Японии или некоторых префектур. Запрет обычно касался конкретных групп пищевых продуктов, в которых были обнаружены высокие концентрации ради-онуклидов: зеленные овощи, молоко, отдельные виды рыбы и грибов.

     По  данным ВОЗ, в странах мира используются следующие меры контроля пищевых продуктов, импортируемых из Японии.

     Австралия проверяет овощи (свежие и замороженные), поступающие из префектур Канагава, Нагано, Ниигата, Сайтама, Токио, Ямагата, Мияги и Шизуока; свежие и сушеные фрукты и овощи, морепродукты и водоросли, поступающие из префектур Гунма, Ибараки, Фукусима, Чиба и Точиги.

     Гонконг (Китай) контролирует рыбную и сельскохозяйственную продукцию из префектур Гунма, Ибараки, Фукусима, Чиба и Точиги.

     Новая Зеландия контролирует молоко и молочные продукты, мясо, субпродукты млекопитающих, птицу, морепродукты и рыбу (свежие или замороженные), свежие овощи и фрукты, сушеные грибы, чай, водоросли, рис и злаковые, соевые бобы и сопутствующие товары, маринованный имбирь и васаби из префектур Гунма, Ибараки, Фукусима, Чиба и Точиги.

     Сингапур  тщательно проверяет грузы (мясо, молоко, молочные продукты, фрукты, овощи и морепродукты) из префектур: Фукусима, Ибараки, Точиги, Гунма, Канагава, Токио, Сайтама и Шизуока.

     Евросоюз  требует, чтобы все корма и  пищевые продукты, происходящие или  поставляемые из 12 префектур (Фукусима, Гунма, Ибараки, Точиги, Мияги, Ямагата, Ниигата, Нагано, Яманаши, Саитами, Токио и Чиба) проверялись перед отправкой из Японии, и проводит их выборочные исследования при поступлении на территорию ЕС. Продукты и корма из оставшихся 35 префектур должны сопровождаться декларацией, подтверждающей место происхождения, и также выборочно подвергаются исследованиям при поступлении в ЕС.

     США – все молоко и молочные продукты, а также свежие овощи, выращенные в 6 префектурах (Фукусима, Ибараки, Точиги, Гунма, Чиба и Сайтама), задерживаются перед прибытием в США. Не допускается их попадание на рынок или в переработку на территории США до тех пор, пока не будет установлено отсутствие радиоактивного загрязнения. Продукты, на которые наложен запрет Правительством Японии, вообще не допускаются на рынок США. США также осуществляют мониторинг других продуктов из Японии по собственному усмотрению.

     В дальнейшем, по мере улучшения радиационной обстановки, эти запреты последовательно снимаются.

     Ирландия, Франция, Греция и США объявили об обнаружении следов техногенных  радионуклидов в молоке, произведенном  на территории этих стран. Китай заявил об обнаружении следов 131I в шпинате, выращенном в провинциях Пекин, Тяньцзинь и Хэнань. Однако концентрации радионуклидов незначительны и не требуют мер контроля.

     Правительства ряда стран рекомендовали своим гражданам не посещать пострадавшие префектуры Японии в марте – апреле 2011 г., после чего эти рекомендации постепенно снимали. 

 

6. Действия Роспотребнадзора по организации радиационной защиты населения Российской Федерации

     С момента получения первой информации о возникновении радиационной аварии на АЭС «Фукусима-1» со значительным выбросом в окружающую среду техногенных радионуклидов Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были приняты срочные меры по обеспечению радиационной защиты населения Дальневосточного региона России.

     В течение первых суток с начала развития аварии для своевременного применения защитных мероприятий в период угрозы радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации и при возможной реализации этой угрозы, а также с целью оптимизации радиационного мониторинга приказом Роспотребнадзора был создан оперативный штаб и организовано ежедневное дежурство в штабе. В состав штаба вошли специалисты Санкт- Петербургского НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева Роспотребнадзора, специалисты центрального аппарата Роспотребнадзора и Управления Роспотребнадзора по г. Москве, а также специалисты ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве».

     Силы  и средства Роспотребнадзора в Дальневос  точных субъектах Российской Федерации  были переведены в режим повышенной готовности и организован круглосуточный ежечасный мониторинг мощности дозы гамма-излучения, увеличен объем радиационного контроля объектов окружающей среды (воздух, вода, почва). Также был организован радиационный контроль каждого прибывающего в Российскую Федерацию из Японии транспортного средства, пассажиров и членов экипажей, грузов, багажа и ручной клади.

     На  самолетах и судах дополнительно  проводился радиационный контроль питьевой воды (в случае заправки в Японии), фановых и сливных вод, а также выгружаемых в российских морских портах и аэропортах бытовых отходов и мусора, остатков бортового питания. С момента получения информации о попадании радиоактивных веществ в акваторию Тихого океана был усилен радиационный мониторинг рыбы и морепродуктов, вылавливаемых в районах потенциального загрязнения. Организовано взаимодействие с Росгидрометом, МЧС России, Росатомом, Российской Академией наук, посольством России в Токио и посольством Японии в Москве.

     Таким образом, был организован радиационный контроль на всех возможных путях поступления радиоактивных загрязнений из Японии на территорию Российской Федерации.

     В Управлениях Роспотребнадзора по Хабаровскому, Приморскому, Камчатскому краям, по Сахалинской и Магаданской областям, Чукотскому автономному округу с целью информирования населения о радиационной обстановки были организованы круглосуточные «горячие линии».

     На  сайте Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru) информация о радиационной обстановке на территории Дальневосточных регионов России в связи с аварией на АЭС «Фукусима-1» в Японии размещается в ежедневном режиме.

     Поскольку в первые дни аварии практически  отсутствовала какая-либо реальная информация о состоянии аварийных энергоблоков и уровнях радиоактивных выбросов, первоочередной задачей было наладить радиационный мониторинг для оперативного обнаружения поступления загрязненных воздушных масс на территорию России, оценки уровней загрязнения и своевременного проведения, при необходимости, эффективных мероприятий по радиационной защите населения.

     Уже 14 марта началась масштабная подготовка к аварийному реагированию во всех субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. Только в течение марта 2011 г. Федеральной службой было подготовлено и направлено в органы Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации 27 инструктивно-методических писем по организации радиационного мониторинга, обеспечению радиационного контроля транспортных средств, грузов и людей, прибывающих из Японии, проведению радиационного контроля пищевой продукции, подготовке сил и средств для проведения дезактивации, по предоставлению информации и работе с населением, а также другим актуальным вопросам обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации в условиях развития радиационной аварии на АЭС «Фукусима-1».

Информация о работе Авария на АЭС ""