Сущность и классификация предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность понятия предпринимательский риск и изучить факторы предпринимательского риска и пути их снижения.
Для достижения данной цели будут приняты следующее задачи:
- понятие предпринимательского риска;
- изучить классификацию предпринимательских рисков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА 4
1.1 Понятие предпринимательского риска 4
1.2 Классификация рисков 7
2.ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 17
2.1 Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска 17
2.2 Внешние факторы, влияющие на уровень риска 18
2.3 Внутренние факторы, влияющие на уровень риска 23
2.4 Управление предпринимательскими рисками 26
3. Способы снижения риска…………………………………………………….29
4. Страхование коммерческих рисков………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

2.4 Управление предпринимательскими рисками

 

Каждая предпринимательская  фирма имеет собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.

Управление рисками  — специфическая область деятельности, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимателей — в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.

Деятельность предпринимателя  по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений13.

Знать о существовании  риска предпринимателю необходимо, но далеко недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность  того, что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет на экономическое положение фирмы.

В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно  решить вопрос: входить или не входить  в рисковую ситуацию? Различное поведение  предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечение прибыли (дохода).

В зависимости оттого, к какой категории относится  предприниматель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на выполнение очень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степенью риска, поскольку, если предприниматель осторожно относится к риску, ему труднее рационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска и наоборот. Следует отметить, что наибольших успехов достигает тот предприниматель, который может одновременно просчитать или же интуитивно определить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть14.

Оценивая риск, который  в состоянии принять на себя фирма, предприниматель прежде всего исходит  из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.

Степень допустимого  риска определяется с учетом таких  параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Следует отметить, что чем большим капиталом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в рисковых ситуациях.

Комплексный подход к  управлению риском позволяет предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков.

    3. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ.

 

 

Для снижения уровня вероятного риска существуют несколько способов, которые необходимо знать успешному  предпринимателю. Назовем основные из них: 1) перед началом бизнес-операции необходимо провести оценку возможных потерь в процессе проведения данной операции, определить их величину и частоту возникновения; 2) не избегать риска, а постараться снизить его уровень; 3) если бизнесмен принял решение пойти на риск вероятных потерь, необходимо воспользоваться страхованием операции.

Этот способ приводит к уменьшению риска.

     Страхование распространяется на имущество, здоровье, жизнь, коммерческие операции, сохранность перевозимых грузов. В случае страхования бизнес-операции предприниматель обязан сделать страховые взносы, что в своем роде является определенной потерей средств. Если уровень риска носит характер допустимого, т. е. величина потерь не превышает ожидаемую прибыль, бизнесмен может решиться на проведение бизнес-операции: 1) если вероятность критического риска достаточно велика, есть необходимость заключить договор операции, согласно которому возможный риск делится между всеми участниками так, чтобы впоследствии можно было возместить потери общими усилиями; 2) при высоком уровне вероятности возникновения критического риска необходимо организовать резервный фонд, заранее определив источники компенсации потерь; 3) нельзя начинать бизнес-операцию с высоким уровнем вероятности катастрофического риска, в результате которого предпринимательская деятельность может закончиться крахом.

Произведя анализ конкурентоспособности  фирмы, необходимо выбрать правильную стратегию дальнейших действий. Некоторые  фирмы предпринимают стратегию  атаки на конкурента. Для того, чтобы удерживать свои позиции на рынках, необходимо вести борьбу с сильными соперниками. Если конкуренты являются аналогичной компанией, не стоит стремиться к их устранению. Эти действия могут лишь привлечь на освободившееся место более сильную конкурирующую фирму. С положительными конкурентами, которые следуют соблюдению определенных правил, нужно налаживать контакты, так как они способствуют развитию здоровой экономики на рынках. Их деятельность обычно ограничена определенным сегментом рынка и способствует разделению отраслей рынка и общему снижению издержек. Отрицательные конкуренты способствуют нарушению равновесия состояния рыночных отраслей, намеренно идут на риск.

Если фирма занимает на рынке доминирующие позиции, ей необходимо использовать такую стратегию, как расширение рынка. Для этого фирма обязана заниматься поиском и привлечением новых потребителей, новых способов использования продукции, увеличением интенсивности использования продукции фирмы.

     Одним из способов снижения уровня предпринимательского риска являются мероприятия по защите доли рынка от атакующих действий конкурентов. Эффективным способом защиты является постоянное введение новых продуктов и услуг. Существуют оборонительные стратегии, которые позволяют уменьшить вероятность нападения конкурентов. К оборонительным стратегиям относятся: 1) защита флангов. Фирма концентрирует свои наиболее сильные базы на слабых участках рынка; 2) позиционная оборона. Эта стратегия призывает к внесению новых видов товаров, что позволит длительно сохранять доминирующие позиции на рынках; 3) упреждающие оборонительные действия. Эта стратегия дает возможность фирме опередить соперника, не давая конкуренту шансов на анализ ситуации и быстрого реагирования на нее; 4) контратака. Стратегия предусматривает тактику встречных действий в ответ на поведение конкурента; 5) мобильная защита. Фирма старается расширить рынок и свое влияние на новые территории; 6) сокращение. Если фирма приходит к выводу, что нет возможности защитить территориальную целостность своей части рынка, она выбирает единственно правильный выход из создавшегося положения – провести концентрацию ресурсов в наиболее перспективных областях.

     Стратегическими мероприятиями, направленными на защиту фирмы от предпринимательского риска, являются ценовая борьба, снижение уровня издержек, расширение продуктового ассортимента, разработка и выпуск новых видов товара, проведение работ по усовершенствованию распределительных каналов, проведение рекламных компаний, повышение уровня обслуживания.

 

 

4.СТРАХОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ  РИСКОВ.  
 
Не зря считается, что страхование коммерческих рисков – это один из наиболее сложных видов страхования. Дело в том, что данный вид страхования призван возместить страхователю коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре страхования операции за четко установленный период не дадут той окупаемости, которая определена заранее в договоре.

 
Прибегая к страхованию, коммерческая организация должна четко определить те виды рисков, по которым необходимо обеспечить страховую защиту. При выборе страховой компании следует учитывать определенные критерии, а именно — наличие лицензии, размер уставного капитала и собственных средств, размер тарифов, используемых страховой компанией, финансовая устойчивость страховой компании и др.

 

     Взаимоотношения торгового предприятия и страховой компании основываются на договоре страхования — соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующего их взаимные права и обязанности по условиям страхования отдельных коммерческих рисков.

Обычно договор страхования коммерческих рисков учитывает следующие риски: 
- неблагоприятные изменения конъюнктуры рынка; 
- невыполнение контрактов деловыми партнерами, заказчиками, клиентами страховщика; 
- различные непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). 
 
Страховая сумма – это существенная сторона сделки страхования коммерческих рисков. Она определяется страхователем при участии и согласии страховой компании. При этом возможно определение страховой суммы исходя из: 
- капитальных вложений страхователя в инвестируемые проекты. В этом случае страховая сумма будет равна сумме капитальных вложений; 
- капитальных вложений и заложенной нормы прибыли. В этом случае страховая сумма будет равна сумме затрат на инвестируемый проект плюс прибыль от его реализации. Поэтому в данном случае такое страхование называют страхованием прибыли. 
 
В качестве срока страхования сторонами договора предусматривается срок окупаемости капитальных вложений предпринимателя в определенный бизнес проект. 
     Страхователь старается максимально сократить срок окупаемости, это связано увеличением доходности его деловых операций. Страховщик же, напротив, стремится этот срок увеличить, ведь в данном случае его риски, вытекающие в уплату страховой суммы страхователю, сводятся к минимуму. 
Поэтому в данном случае стороны руководствуются не только общими сведениями о бизнес проекте и расчетами номинальных сроков окупаемости, но и личными мотивами, в основе которых лежит сокращение возможных убытков. 
 
      Есть у страхования коммерческих рисков и свои особые ограничения. В частности, не страхуется посредническая деятельность, а также вложения в азартные игры. Обычно ограничивается и максимальная сумма возмещения страхователю, это снижает риски страховщика.

 

     Взаимоотношения торгового предприятия и страховой компании основываются на договоре страхования — соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующего их взаимные права и обязанности по условиям страхования отдельных коммерческих рисков.

 

Внешнее страхование  заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Согласно российскому законодательству страховать можно следующие события:

сокращение объема товарооборота  в результате оговоренных в договоре событий;

признание банкротства  торгового предприятия;

непредвиденные расходы;

неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;

понесенные застрахованным субъектом судебные расходы;

иные события.

 

Это может быть страхование  имущества предприятия, грузов при  транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и другие виды страхования.

      Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль. Страхование распространяется лишь на часть имущества торгового предприятия. Такое страхование торговому предприятию выгоднее, нежели привлечение для этой цели страховой компании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом предпринимательский риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, недостижении ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Сложность классификации  предпринимательских рисков заключается  в их многообразии. С риском предпринимательские  фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.

Информация о работе Сущность и классификация предпринимательского риска