Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:46, реферат
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Введение………………………………………...…………………………………3
Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)……………..5
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)………..7
Основные черты производства по делам о несостоятельности
Субъекты процесса…………………………………………………...11
Мировое соглашение………………………………………………...13
Внесудебные процедуры…………………………………………….14
Упрощенные процедуры несостоятельности ……………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………
Говоря
о правовом регулировании банкротства,
отметим, что законодатель посчитал
необходимым в целях
Помимо
вышеназванных законов к
В
пласт законодательства о банкротстве
входят также Указы Президента РФ
и Постановления Правительства
РФ.
2. Основные черты производства по делам о несостоятельности
2.1 Субъекты процесса
Закон делит субъектов процесса на две группы:
1. Лица, участвующие в деле о банкротстве (должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые и иные уполномоченные органы; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных законом).
Данные
лица в ходе любой процедуры, применяемой
в деле о банкротстве, вправе обращаться
в арбитражный суд с
Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.
Должником в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» является гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. Он обладает определённым рядом прав и обязанностей, а именно правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Также должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
2. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (представители работников должника и представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия; иные лица лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»).
Следует отметить, что не все заинтересованные лица участвуют в деле о банкротстве. В результате рассмотрения дела о банкротстве может быть вынесено решение, определяющее права и обязанности лиц, не имеющих возможности участвовать в деле, напр., работники банкрота в отношении которых тот имеет задолженность по зарплате не являются конкурсными кредиторами и в деле не участвуют. Представитель работников является представителем трудового коллектива, а вовсе не представителем отдельных работников. Именно поэтому законодатель не рассматривает его в числе лиц,
участвующих в деле о банкротстве. Он не представляет отдельных работников, которые по существу лишены права на обращение в суд за защитой своих прав (напр., если имеется спор о размере задолженности по заработной плате). Формально они могут обратиться в общий суд, однако неясно, каким образом может быть исполнено такое судебное решение (поскольку и в этом случае они не являются конкурсными кредиторами). Игнорируются их права и в случае заключения мирового соглашения (хотя
арбитражный
суд и может отказать в заключении
мирового соглашения в связи с нарушением
прав третьих лиц). Однако не ясно, как
эти права вообще могут быть заявлены
и защищены в производстве по делу о несостоятельности.
2.2 Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
С юридической точки зрения это соглашение можно рассматривать как новацию, поскольку заключение этого соглашения приводит к замене прежних обязательств должника перед кредиторами новыми обязательствами, предусматривающими иной способ исполнения. Вместе с тем, мировое соглашение – не обычный гражданско-правовой договор; для его заключения не достаточно одного лишь волеизъявления сторон. Это соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только в случае его утверждения арбитражным судом. В то же время, правоприменительная практика исходит из того, что при утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет только соблюдение требований по форме и порядку его заключения.
Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)»
предусматривает разные режимы заключения
мирового соглашения в зависимости от
того, на какой стадии находится дело о
несостоятельности предприятия. Если
стороны идут на мировую в процессе наблюдения,
то решение принимается либо руководителем
должника, либо лицом исполняющим его
обязанности; если на стадии внешнего
управления или конкурсного производства-то
внешним или конкурсным управляющим соответственно;
если на стадии финансового оздоровления
– руководителем должника или лицом исполняющим
его обязанности.
2.3 Внесудебные процедуры
Внесудебной процедурой несостоятельности является добровольное объявление о банкротстве должника. Эта процедура происходит вовсе без участия суда и допускается с письменного согласия всех кредиторов. Должник при этом не освобождается от обязанности опубликовать в «Вестнике ВАС РФ» объявление о банкротстве. Затем должник самостоятельно формирует конкурсную массу и удовлетворяет требования кредиторов в порядке, предусмотренном для конкурсного производства. Неблагоприятным последствием такой процедуры является ответственность собственника имущества должника, его учредителей и руководителя по удовлетворенным требованиям кредиторов при нарушении порядка ликвидации. Поскольку закон не указывает на солидарный характер ответственности, речь может идти только об ответственности долевой (ст. 322 ГК) (по общему правилу, установленному ст. 321 ГК ответственность распределяется между всеми участниками и руководителем в равных долях). Вопрос о вине остается сложным. Представляется, что ответственность тут наступает без вины, поскольку речь идет не об ответственности за свои действия, а об особом виде правопреемства по долгам организации.
2.4 Упрощенные процедуры несостоятельности
К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника.
Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае, когда в ходе ликвидации организации установлен факт недостатка имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае обращение с заявлением в суд является обязанностью ликвидационной комиссии, ликвидатора (а если они еще не назначены – руководителя). В этом случае производство по делу о несостоятельности сводится практически к конкурсному производству. Такая упрощенная процедура не применяется в случае, если дело о несостоятельности возбуждено до создания ликвидационной комиссии.
Банкротство
отсутствующего должника
имеет место в случае, когда должник- гражданин
либо руководитель должника-организации
отсутствует и установить его местонахождение
не представляется возможным. В этом случае
суд принимает заявление о признании банкротом
независимо от размера задолженности.
Здесь производство по делу о несостоятельности
также сводится к конкурсному производству.
При этом все функции, права и обязанности,
закрепленные законом за должником (руководителем)
осуществляются конкурсным управляющим.
Если конкурсному управляющему удалось
обнаружить имущество отсутствующего
должника, арбитражный суд может вынести
определение о прекращении упрощенной
процедуры и переходе к общим процедурам
банкротства.
Заключение
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Правовой институт несостоятельности (банкротства) – институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности обладает большим набором правовых средств, действие которых направлено на оздоровление экономики. Каждому руководителю следует изучить рассматриваемый институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства, проанализировать отечественный и зарубежный опыт.
Процедура банкротства является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Таким образом, рождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод о том, что нормативная база регламентирующая правовое положение института банкротства достаточна полна и кодифицирована. Так, помимо общих положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются нормы новопринятых законов, регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов.
Кроме того, в Российской Федерации проведена в последнее время работа не только по принятии нового законодательства о банкротстве и его кодификации, но и создан органы по несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Остается
только выработать практику, заставить
на 100% работать законы и эффективно применять
законодательную базу.
Список использованной литературы
1. О несостоятельности (банкротстве): федерал. закон: от 26.10.2002, №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – №43. – Ст. 4190.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №12. – Ст. 193.
3. Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» от 30 ноября 2002 г. №855 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №49. – Ст. 4886.
4. Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» от 14 февраля 2003 г. №100 // Собрание законодательства РФ – 2003. – №7. – Ст. 659.
5. Постановление Правительства РФ «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства» от 15 апреля 2003 г. №218 // Российская газета. – 2003. – 26 апреля. – С. 21
Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)