Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Материальным ущербом считается недостача материальных ресурсов, выявленная инвентаризацией, порча, утрата, хищение, уничтожение, ухудшение или понижение ценности имущества. Размер причиненного ущерба определяется на основании Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утв. постановлением Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 г. № 39/69 (в ред, от 28.02.2007 г. № 38/41).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.52 Кб (Скачать)

Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба

Материальным ущербом считается недостача материальных ресурсов, выявленная инвентаризацией, порча, утрата, хищение, уничтожение, ухудшение или понижение ценности имущества. Размер причиненного ущерба определяется на основании Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утв. постановлением Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 г. № 39/69 (в ред, от 28.02.2007 г. № 38/41). Согласно документу вред, причиненный имуществу организации, выражается в фактической стоимости утраченного имущества, либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.) поврежденной вещи в пределах возмещения реального вреда. При проверке расчетов по возмещению материального ущербе используются счета 94 и 73/2 журнала-ордера № 9 АПК, ведомость 38 АПК. Проверка осуществляется сплошным способом.

При проверке расчетов по возмещению материального ущерба в первую очередь используются счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", по данным которых можно проанализировать изменение расчетов по возмещению материального ущерба на протяжении всего ревизионного периода. В процессе ее необходимо изучить причины возникновения такой задолженности и ее реальность. Практика показывает, что основными причинами недостач, растрат и хищений являются: несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие должного контроля за их сохранностью, несвоевременное и формальное проведение инвентаризаций. Следует внимательно проанализировать результаты проверок и инвентаризаций, проведенных за весь ревизуемый период, правильность принятых по ним решений и отражения в бухгалтерском учете установленных отклонений (недостач и излишков).

Особенно тщательно нужно проверить расчеты по недостачам, растратам и хищениям, выяснить причины их возникновения, полностью ли отнесены на виновных лиц суммы недостач, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, потерь, растрат.                                  При проверке руководствуются действующим порядком учета регулирования выявленных недостач, потерь, растрат, списания различных долгов, по которым истекли сроки исковой давности. Необходимо помнить, что выявленные при инвентаризациях и других проверках расхождения фактического наличия ценностей по сравнению с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке. Недостача ценностей в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства, а сверх норм естественной убыли и потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц. Если недостачи ценностей и потери были следствием злоупотреблений, руководитель предприятия, не позднее пяти дней со дня обнаружения недостач и хищений, должен направить дело в судебно-следственные органы и предъявить гражданский иск. Недостачи ценностей сверх норм естественной убыли и потери от порчи материалов и продукции в случаях, когда конкретные виновники недостач и порчи не установлены, предприятие списывает на издержки производства (издержки обращения).                                            В дальнейшем следует проверить реальность задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Для этого нужно установить правильность документального оформления инвентаризации (инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, расписок материально ответственных лиц, протоколов заседаний инвентаризационных комиссий о регулировании отклонений); правильность расчета сумм, относимых на материально ответственных лиц; наличие обязательства материально ответственного лица о погашении недостачи (потерь) или решения суда.                                                                             

Обязанностью проверяющего является анализ правильности исчисления суммы ущерба, подлежащего возмещению материально ответственными лицами. В случае недостачи, хищения, умышленного уничтожения или порчи государственных материальных ценностей ущерб определяется по действующим свободным ценам, сложившимся на день вынесения решения о его взыскании. При этом стоимость ценностей, приобретенных за иностранную валюту, исчисляется исходя из коммерческого курса рубля к иностранной валюте, устанавливаемого Национальным банком. По материальным ценностям, на которые установлены регулируемые цены, ущерб определяется по этим ценам, увеличенным на сумму дотации.                                                           

Важно проверить правильность бухгалтерского учета расчетов по недостачам, растратам и хищениям. В дебет субсчета 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" относят стоимость недостающих товарно-материальных ценностей с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" по балансовой стоимости и с кредита субсчета 98/4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей" на сумму разницы между взыскиваемой суммой и балансовой стоимостью недостающих и испорченных товарно-материальных ценностей.                             

Следует также проверить правильность оформления материалов по недостачам, потерям и хищениям, переданным в судебно-следственные органы, и установить, не имели ли место случаи возврата судебно-следственными органами материалов из-за некачественного их оформления и какие меры в таком случае были приняты к виновным лицам.

В обязательном порядке проверяются полнота и своевременность взыскания сумм, числящихся по субсчету 73-2" Расчеты по возмещению материального ущерба". Особое внимание уделяется проверке обоснованного списания отдельных сумм на убытки ввиду имущественной несостоятельности должников. В этом случае обязательным документом, подтверждающим правильность такого действия, является наличие решения суда об имущественной несостоятельности ответчика. При решении суда о несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество списание долга на убытки не является полным аннулированием задолженности. Списанная в убыток задолженность должна учитываться на забалансовом счете007"Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания. В случае изменения имущественного положения должников предприятие обязано принять меры по возобновлению взыскания.                                                    

Изучая причины, вызвавшие недостачу, хищения и порчу материальных ценностей, следует установить, не требовало ли материально ответственное лицо принятия мер к обеспечению нормальных условий хранения, приемки и выдачи материальных ценностей. При этом уточняется, какие меры были приняты предприятием по устранению и недопущению в дальнейшем недостатков в сохранности товарно-материальных ценностей, сырья, готовой продукции.                            Важная роль в обеспечении сохранности собственности предприятия принадлежит предварительному письменному оформлению материальной ответственности работников. Поэтому необходимо проверить, заключены ли письменные договоры с материально ответственными лицами о полной материальной ответственности за недостачу материальных ценностей, принятых под ответственность работника. Договора о полной материальной ответственности за недостачу заключаются согласно Примерного перечня должностей и работ, по которым заключаются договора о полной материальной ответственности, утв. Постановление Совмина РБ от 26. 05.2000 г. №764. Так, договоры о полной материальной ответственности должны заключаться с кассирами; заведующими складами, их помощниками и кладовщиками; инкассаторами и экспедиторами; заведующими нефтехозяйствами и другими лицами, выполняющими работы по приему и отпуску материальных ценностей. 

 

  1. Методика проведения инвентаризации материальных ценностей в ходе ревизии. Оформление и выведение результатов инвентаризации.

Ревизия товарно-материальных ценностей – это способ проверки фактического наличия ТМЦ и его соответствие данным БУ на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние.

Важная задача ревизии – выявление и наказание виновных лиц, вынесение решений о наказании, возмещение материального ущерба, или профилактики нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого п/п создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии МОЛ и ревизора. Данные о фактическом наличии каждого вида МЦ фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать МОЛ письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт.

Ревизор в ходе ревизии операций по приемке ТМЦ обязан проверить, своевременность и правильность составления актов приема материалов. Ревизор должен установить, соблюдает ли предприятие порядок выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска материалов по доверенностям. Одной из важных задач проверки является установление полноты оприходования поступивших ТМЦ.

Товарно-материальные ценности на складе.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Ежемесячно руководители подразделений (например, цехов) организации представляют в отдел снабжения заявки на материальные ценности.

Для хранения материальных ценностей в организациях существует склад (центральный склад). На склад поступают материальные ценности, полученные при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодные для использования.

Все поступающие в организацию материальные ресурсы регистрируются в журнале учета поступающих грузов. В журнале регистрируются транспортные, товарные и другие документы по поступившим материальным ресурсам. По мере поступления материальных ценностей на склад организации в журнале записывают: номера приходные ордеров (или актов о приемке) и даты поступления; данные об оплате счетов; сведения об отказе от акцепта или сумме остаточного акцепта.

В инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-3 заносятся итоги инвентаризации на складах. Она отличается от инвентаризационной описи основных средств разными итоговыми накопительными таблицами.

В накопительной таблице формы №ИНВ-3 содержатся следующие графы:

1) наименование и номенклатурный  номер товарно-материальных ценностей

2) наименование и код  единицы измерения 

3) цена

4) количество и сумма  товарно-материальных ценностей  по итогам фактической проверки

5) количество и сумма  товарно-материальных ценностей  по данным бухгалтерского учета.

Выдача материальных ценностей во время инвентаризации на складе прекращается. Поступление материальных ценностей во время инвентаризации заносится в опись «товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», в которой указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного ордера, наименование товара, количество, цена и сумма. На приходном ордере делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности.

 

 

 

Форма N ИНВ-15

┌──────┼───────┤ Основание для проведения приказ, постановление, │номер │ │ инвентаризации: распоряжение │ │ │ ───────────────────────┼──────┼───────┤ ненужное зачеркнуть │дата │ │ └──────┼───────┤ Вид операции │ │ └───────┘ ┌─────────┬───────────┬──────┐ │ Номер │ Дата │ │ │документа│составления│ │ ├─────────┼───────────┼──────┤ АКТ │ │ │ │ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НАЛИЧНЫХ └─────────┴───────────┴──────┘ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА "__" ___________ Г. РАСПИСКА К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Материально ответственное лицо ________________ ______________ ______________________ должность подпись расшифровка подписи Акт составлен комиссией, которая установила следующее: 1) наличных денег ___________ руб. ____ коп. 2) марок ___________ руб. ____ коп. 3) ценных бумаг ___________ руб. ____ коп. 4) ___________ руб. ____ коп. 5) ___________ руб. ____ коп. Итого фактическое наличие на сумму ____________ руб. ____ коп. цифрами __________________________________________________________________ прописью ___________________________________________________ руб. ____ коп. По учетным данным на сумму ____________________ руб. ____ коп. цифрами __________________________________________________________________ прописью ___________________________________________________ руб. ____ коп. Результаты инвентаризации: излишек ____________ руб. ____ коп. недостача __________ руб. ____ коп. Последние номера кассовых ордеров: приходного N _____________, расходного N ______________ Председатель комиссии _________ _______ ______________________ должность подпись расшифровка подписи Члены комиссии: _________ _______ ______________________ должность подпись расшифровка подписи _________ _______ ______________________ должность подпись расшифровка подписи30 _________ _______ ______________________ должность подпись расшифровка подписи Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении. Материально ответственное лицо _________ _______ _____________ должность подпись расшифровка подписи "__" ____________ г. Оборотная сторона формы N ИНВ-15 Объяснение причин излишков или недостач __________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Материально ответственное лицо _____________ _______ _____________ должность подпись расшифровка подписи Решение руководителя организации _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________ ______________ _______________________________ должность подпись расшифровка подписи "__" ___________ ____ г.

Информация о работе Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба