Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:42, курсовая работа
В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.
Целью курсового проекта является изучение экономической оценки природных ресурсов.
В курсовом проекте рассмотрены основные подходы экономической оценки природных ресурсов, выявлены их основные черты и эффективность.
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПОДХОД
ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД
ЗАТРАТНО-РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД
КАДАСТРОВЫЙ ПОДХОД
РЕНТНЫЙ ПОДХОД
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кафедра "Охрана окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов"
ТЕМА: "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"
Уфа - 2009
Содержание
Экономическая оценка природных ресурсов - сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы при оценке возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и слабости соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Это не позволяет учитывать и отражать природные ресурсы в составе национального богатства страны наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений.
В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.
Целью курсового проекта является изучение экономической оценки природных ресурсов.
В курсовом проекте рассмотрены основные подходы экономической оценки природных ресурсов, выявлены их основные черты и эффективность.
Платность природопользования в России стала основополагающим принципом Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”.
Общая структура платежей за ресурсопользование по основным направлениям имеет следующий вид:
Плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плата за воду: плата за пользование водными объектами (водный налог); плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плата за недра: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Платежи за пользование лесным фондом: лесные подати, арендная плата.
Платежи при использовании объектов животного мира: плата за пользование животным миром, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Плата за выделение квот на вылов водных биоресурсов.
Перспективы развития системы платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды связаны с дальнейшим совершенствованием, в первую очередь, Налогового кодекса РФ, который призван в будущем дать возможности стимулирования деятельности в области менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании с помощью прогрессивных налоговых механизмов.
Нормативно-правовая основа экономических рычагов экологического менеджмента, в первую очередь, охватывает природоохранительное и природно-ресурсное законодательство в общем спектре системы законодательства Российской Федерации:
федеральные конституционные законы, федеральные законы;
акты палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации);
указы и распоряжения Президента РФ нормативного и ненормативного характера;
постановления и распоряжения Правительства РФ нормативного и ненормативного характера;
решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ или отдельных положений вышеперечисленных актов.
В общем случае в нормативно-правовую базу экономических рычагов экологического менеджмента входят также:
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют конкретные инструктивно-методические и нормативные документы, российские и международные стандарты, нормы и правила.
Соответствующие экономические и финансовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования отражены в:
Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ;
федеральных законах: “Об охране окружающей природной среды”, “О плате за землю”, “О плате за пользование водными объектами”, “О недрах”, “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “О соглашениях о разделе продукции”, “О животном мире”, “Об отходах производства и потребления”, “Об охране атмосферного воздуха”, “Об экологической экспертизе”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О безопасности гидротехнических сооружений”, “Об особо охраняемых природных территориях”;
Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440), Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999 - 2001 гг. (рассмотренном и рекомендованном к использованию на заседании Правительства РФ от 12 ноября 1998 г., протокол №41);
постановлениях Правительства РФ: “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. № 632, “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31 декабря 1995 г. №1310, “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений” от 17 мая 1996 г. № 597, “О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. №319, “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19 сентября 1997 г. №1199, “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” от 29 сентября 1997 г. № 1257, “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям, экономическим районам" от 22 июля 1998 г. №818.
Вопросы экономического и финансового регулирования природоохранной и природно-ресурсной деятельности, отражены также в следующих федеральных законах общего экономического и финансового характера: “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на имущество предприятий”, “О подоходном налоге с предприятий”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР ” (с изменениями и дополнениями), “Об инвестиционной деятельности”, “О сертификации продукции и услуг”, “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, “О бюджетной классификации Российской Федерации”, “Об акцизах”, “О федеральном бюджете на 2001 г.", “О таможенном тарифе” и др. [1].
Например, плата за пользование недрами устанавливается Федеральным законом "О недрах", Налоговым кодексом и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" № 126-ФЗ от 08.08.2001, изменившим с 1 января 2002 года действующую ранее систему платежей за пользование недрами.
В настоящее время система налогов и платежей при пользовании недрами включает в себя:
налог на добычу полезных ископаемых;
разовые платежи за пользование недрами;
регулярные платежи за пользование недрами при поиске и разведке полезных ископаемых;
плату за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензий;
акциз на природный газ.
При экспорте минерального сырья уплачиваются таможенные пошлины.
Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется как произведение налоговой ставки на стоимость добытых полезных ископаемых. Налоговая ставка устанавливается как фиксированный процент по каждому виду полезного ископаемого и может составлять от 0 до 16,5%.
Согласно Водному кодексу РФ от 16 ноября 1995 г. № 167 - ФЗ в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г., а также Закону "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г. с изм. И доп. От 30 марта 1999 г. № 54 - ФЗ и от 7 августа 2001 г. № 111 - ФЗ, предусмотрены два вида платежей за воду: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. С 1 января распространяется не только на поверхностные, но и на подземные водные объекты (кроме объектов, воды которых содержат полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы либо используются для получения тепловой энергии) [2].
В настоящее время в законодательных актах РФ предусмотрены два вида лицензий: специальные лицензии и лицензии на комплексное природопользование.
Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет 'Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование' как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации 'Об охране окружающей природной среды' (ст.18, 19, 37-39), 'О недрах' (ст.11, 18), 'Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики' (ст.81, 84), 'О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации' (ст.3, 12, 13, 45, 50), Основами лесного законодательства Российской Федерации (ст.28).
Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах.
Кадастровый учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов предусмотрены статьей 16 Закона Российской Федерации 'Об охране окружающей природной среды'. Эта статья Закона гласит:
1. Государственные природоохранные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
2. На государственные природоохранные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов [3].
На нынешнем этапе российских реформ, когда в экономике природопользования действуют рыночные механизмы, кадастры природных ресурсов служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов и являются главным элементом системы управления природоохранной деятельностью.
Одним из важнейших условий экономического управления в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является использование адекватной экономической оценки природных ресурсов и условий. Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации.
Величина экономической оценки непостоянна. Она напрямую зависит от условий и факторов, складывающихся на разных этапах развития производства. Так, при более низком уровне развития производительных сил вода используется как элемент жизнеобеспечения, а при более высоком превращается в средство производства (источник энергии, источник орошения, транспортные артерии). В свою очередь, развитие производительных сил ведет к росту потребления природных ресурсов и к расширению их состава. Если сначала человек занимался собирательством, охотой, то впоследствии вовлек в свой хозяйственный оборот почву, лесные ресурсы, полезные ископаемые, воздух. Совсем недавно, точнее 40-50 лет назад, урановые руды не имели практического применения. Теперь это - ценнейший энергоресурс.
Таким образом, ценность природных ресурсов определяется уровнем общественных потребностей и отношением к ним. При оценке полезных ископаемых учитывается их качество как фактор ее формирования. Если в отраслях обрабатывающей промышленности лучшее качество продукции предполагает дополнительные затраты труда, то в добывающей все зависит от природы. Часто на добычу худших по качеству полезных ископаемых затрачивается больше труда, чем на открытие лучших. Кроме того, учитывается чистота природного ресурса (вода соленая, несоленая, газ с примесями или нет и т.д.) [4].