Издержки производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 19:40, реферат

Краткое описание

Выбор производства какого-либо товара означает невозможность использования ресурсов для создания какого-то другого товара или услуги. Именно в этой связи, экономические,или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем варианте их использования.

Файлы: 1 файл

Издержки производства.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Объяснима ли рыночная концентрация экономией, обусловленной  ростом масштабов производства?  

Некоторые считают, что высокий уровень промышленной концентрации — господство на том  или ином рынке всего нескольких фирм — полностью оправдан существованием положительного эффекта масштаба. И действительно, в большинстве случаев существующий уровень промышленной концентрации оправдан эффектом масштаба.  

Минимальный эффективный  размер (МЭР), т.е. наименьший размер предприятия, обеспечивающий минимизацию издержек производства на единицу продукции, был вычислен применительно к целому ряду отраслей промышленности. Выясняется, что всего в нескольких отраслях — при производстве дизельных двигателей, турбогенераторов, электромоторов и холодильников — определенный уровень концентрации является необходимым для реализации эффекта масштаба. В большинстве же отраслей минимальные эффективные размеры предприятия оказываются весьма небольшими по сравнению с величиной внутреннего рынка каждого продукта. Это означает, что положительный эффект масштаба не может служить основанием для установления высокого уровня концентрации (олигополии, например) в большинстве отраслей.  

К анализу следует  привлечь еще несколько факторов. Мы рассуждали об экономии, обусловленной  ростом масштабов производства, исключительно в производственной сфере. Между тем существование фирм, владеющих несколькими предприятиями, может быть оправдано на основании иных — внепроизводственных выгод. К примеру, крупная «многозаводская» фирма может: 1) иметь возможность сэкономить на содержании аппарата управления, используя одних и тех же бухгалтеров, юристов и финансистов для обслуживания всех своих предприятий и 2) обеспечить себе экономию в сфере рекламы, мобилизации денежного капитала и сбыта продукции. Однако могут быть и некоторые экономические потери, связанные с отдельными аспектами функционирования «многозаводских» фирм. Так или иначе, с учетом всех этих факторов, общий вывод гласит, что существующий уровень концентрации во многих отраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной только ростом масштабов производства.  

Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным  экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции.  

Основная причина  возникновения отрицательного эффекта  масштаба связана с определенными  управленческими трудностями. Разрастание  аппарата управления создает проблемы обмена информацией, координации решений  и бюрократической волокиты, увеличивает  вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Например, если увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% , приведет к менее, чем пропорциональному росту объема производства, скажем, на 5%, то средние издержки (ATC) увеличатся.  

Постоянная отдача от роста масштабов производства. Разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной. Но в жизни крупного предприятия есть период времени, на протяжении которого средние долгосрочные издержки будут неизменными: увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 10% ,т.е. ATC не изменяются.  

Логически подходим к выводу: положительный или отрицательный  эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. В то же время, согласно концепции минимального эффективного размера существует наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие же фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными.  

В случае если положительный  эффект масштаба невелик, а отрицательный  возникает очень быстро, минимальный  эффективный размер определяется небольшим  объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители.  

Является ли отрасль «конкурентной» (состоящей  из относительно большого количества мелких фирм) или «концентрированной» (подчиненной господству нескольких крупных производителей), в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии. Однако структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.

Информация о работе Издержки производства