Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:33, лекция
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации — установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.
Глава 15. Аудит выпуска готовой продукции и прибыли от продаж
1. Задачи, объекты и источники информации
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации — установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.
В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:
• подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта оценки готовой продукции;
• установление полноты оприходования готовой продукции;
• подтверждение объемов отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждение себестоимости отгруженной и реализованной продукции;
• подтверждение объема продаж.
Источниками информации для проверки
состояния учета выпуска
Полезным средством, предварительной
оценки эффективности системы
Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции:
• обоснованы ли цены и сроки реализации продукции по договорам;
• применяются ли цены реализации ниже себестоимости;
• контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных;
• сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур;
• проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применении цен, наценок;
• контролируется ли главным бухгалтером себестоимость реализованной продукции;
• соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции;
• проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе,
Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета могут быть следующими:
• имеется ли единая учетная политика по реализации продукции;
• проверяется ли соответствие записей аналитического и синтетического учета реализации;
• выявляются ли расхождения между данными отчетов о готовой продукции и отчетов об оприходованной на складе продукции;
• датируются ли счета-фактуры на реализацию продукции днем отгрузки;
• соблюдается ли установленный порядок списания коммерческих расходов;
• разработаны ли схемы учета готовой продукции и ее реализации;
• с какой периодичностью сверяются данные первичного, аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее реализации и др.
2. Аудит оценки готовой продукции
Аудитор должен выяснить, как оценивается на предприятии готовая продукция. В настоящее время используется оценка готовой продукции по:
• фактической (полной) производственной себестоимости (для индивидуального производства);
• неполной (сокращенной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов (для индивидуального и мелкосерийного производства);
• оптовым ценам реализации, когда оптовые цены принимаются в качестве твердых учетных цен. При этом отклонения учитываются на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
• плановой (нормативной) производственной себестоимости.
Отклонения фактической
• свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС;
• свободным рыночным (продажным) ценам (этот метод применяется при учете товаров в розничной торговле).
Выбранный вариант оценки готовой
продукции должен быть зафиксирован
в качестве элемента учетной политики
предприятия, а в рабочем Плане
счетов установлены соответствующие
счета для ее учета (счета 40 «Выпуск
продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция»).
Соблюдение конкретного варианта оценки
готовой продукции и
3. Аудит правильности операций по оприходованию и отгрузке продукции
Полнота оприходования произведенной
продукции может быть проверена
путем составления
Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. Аудитор может применять для проверки данного участка учета такие приемы, как сканирование, прослеживание, арифметический контроль и т.д. Одновременно выясняется организация складского учета готовой продукции, правильность и своевременность оформления первичных документов и отражения их данных на счетах бухгалтерского учета.
Проверяя правильность определения выручки от реализации продукции, аудитор должен, прежде всего, выяснить применяемый предприятием метод ее исчисления для целей налогообложения:
• по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов;
• по мере оплаты покупателями расчетных документов за отгруженную продукцию.
Первый вариант учета
При втором варианте (кассовый метод) процесс реализации разделен на два этапа: отгрузка продукции и предъявление покупателю расчетных документов и фактическая оплата продукции покупателем.
Выбранный вариант определения выручки для целей налогообложения должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия и распространяться также на реализацию основных средств и прочих активов, отражаемую на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Однако все предприятия должны осуществлять бухгалтерский учет выручки от реализации и составление отчетности только по методу начисления или «по отгрузке». Процесс отгрузки (реализации) продукции учитывается на счете 90 «Продажи». Отгруженная, но еще не оплаченная покупателями продукция учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по ценам реализации.
Применение предприятиями
Аудитор должен удостовериться по данным учетных регистров по счетам 90, 50, 51, 62 и др. в правильности применяемой корреспонденции счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой («по отгрузке» или «по оплате»).
В процессе изучения операций по реализации продукции аудитор должен установить и проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.
4. Аудит определения
себестоимости реализованной
Правильность определения
• остаток готовой продукции на начало и конец отчетного периода, выпуск за отчетный период и отгрузка (реализация) подтверждаются данными аналитического учета движения готовой продукции в бухгалтерии и (или) информацией оперативного учета в производственно-диспетчерской службе;
• остаток готовой продукции на начало и конец периода по фактической себестоимости или по учетной цене (плановой, нормативной себестоимости и т.д. в зависимости от принятого варианта учета готовой продукции) подтверждается сальдо по счету 43 «Готовая продукция» на начало и конец отчетного периода. Выпуск из производства по фактической себестоимости подтверждается информацией ведомости сводного учета затрат на производство.
Отгрузка по фактической себестоимости определяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений.
В свою очередь, средний процент отклонений определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за период по учетной цене. Отклонения со знаком «плюс» (перерасход) отражаются на счетах 43 (40) и 90 обычной записью, а со знаком «минус» (экономия) — сторнировочной.
Если учетной политикой
Аналогичному контролю подвергаются
и коммерческие расходы, которые
связаны со сбытом продукции и
включают расходы на тару и упаковку,
по доставке продукции на станцию
отправления, погрузке в вагоны, автомобили,
комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым
и другим посредническим организациям,
расходы на рекламу и т.д. Они
учитываются на счете 44 «Расходы на
продажу». Аудитору путем сверки данных
первичных расчетно-платежных
5. Аудит расчета выручки от реализации
В заключение аудитор проверяет правильность исчисления НДС и финансовых результатов от реализации. Особое внимание должно быть обращено на факты реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости. При установлении таких фактов следует выяснить их причины и проверить правильность доначисления сумм НДС и налога на прибыль.
Аудитор должен изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и т.д. Объектом его пристального внимания должны быть документальное подтверждение совершенных хозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов по ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС, налога с продаж и др.).
Свои выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.
Типичные ошибки, выявляемые в процессе аудита реализации продукции:
• ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;
• неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;
• несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;
• некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и другим «нетрадиционным» операциям.
Информация о работе Аудит выпуска готовой продукции и прибыли от продаж