Живая, неживая природа. Их качественое различие, взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:03, реферат

Краткое описание

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические, другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественой основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры, т.д.

Файлы: 1 файл

Живая природы.docx

— 17.13 Кб (Скачать)
 

Живая, неживая природа. Их качественое различие, взаимосвязь 
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические, другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественой основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры, т.д. 
Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода, других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленой пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построеного жилища, чаще всего отвечающего определеным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованого семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического, социального начал в развитии общества. 
Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественой основы его существования, развития. Многие потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком, природой — необходимое условие существования человека, общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постояное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселеной. 
Понятие "природа" охватывает все многообразие явлений, предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, кончая поражающими своими пространствеными масштабами космическими объектами. Таким образом, понятие "природа" охватывает все существующее, всю Вселеную, в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при такой трактовке природы природное поглощает, перекрывает, социальное, стирается грань между тем, другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема - проблема отношения природы, человека, природы, общества. 
Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественых условий существования человека, человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место, роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека, общества. 
В античности считали, что природа - подвижное, изменяющееся целое, человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеалом служила жизнь в согласии с природой. В Средневековье господствовала другая точка зрения: природа - нечто сотвореное богом, более низкое, чем сам человек. В эпоху Возрождения считали: природа - убежище, противостоящее развращеной, порочной человеческой цивилизации. В эру промышленого капитализма была распространена точка зрения, что цель науки, техники - господство над природой. Природа - объект интенсивной преобразовательской деятельности. Естественонаучное познание имело идею испытания природы, стремление вырвать у нее тайны, свести все ее качественое многообразие к небольшому числу строгих количественых законов. 
Исторически конкретный характер отношения человека, общества, природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменым в нем остается прежде всего то, что человек, а вместе с ним, общество вышли из природы, поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. 
С другой стороны, человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природные компоненты, так сказать, в естественом виде выступают необходимыми условиями жизни, жизнедеятельности человека, человечества (воздух, вода, определеный температурный режим, т.д.), но, в том, что сама возможность жизни человека, само существование общества были бы немыслимы без постояного обмена веществ с природой в процессе материального производства. 
Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определеных границах выступает в качестве необходимого условия существования, живой природы, человека. Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как живых организмов, так, человека, мерой их способности адаптироваться к тем или иным переменам в среде их обитания. Исчезновение всех новых видов животных, растений, причем этот процесс приобретает все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ряда характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к обеднению многообразия жизни. И между тем комплекс благоприятных условий для возникновения жизни складывается во Вселеной, как мы теперь знаем, исключительно редко, жизнь на Земле - явление скорее уникальное, а значит, тем выше ее ценость. 
Все это свидетельствует о неразрывной, органической связи общества, природы. Общество есть продолжение природы, ибо оно строится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы, ее часть, а главное - общество строится из материала природы, в соответствии с ее законами. И в этом смысле К.Маркс говорил об обществе как о "второй природе", природе, искусствено созданой разумом, трудом человека. 
Но общество как часть природы есть часть особеная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа), культура. Природа (натура) - эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью, существует по своим собственым основаниям, законам. 
Напротив, культура - это то, что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей, познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество. 
В этом смысле общество, культура одновремено, включены в природу, противостоят ей, вступают с природой в определеные, исторически изменяющиеся отношения. 
Взаимосвязь, взаимовлияние общества, природы реализуются непосредствено через естественую окружающую среду, которая охватывает гео-, биосферу, т.е. те материальные системы планеты Земля, которые возникли, существуют вне, независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности. 
Природа бывает неживой, живой. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселеной, доступная современым астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на даном участке суши или водоема). 
Уровни организации природы, как правило, находятся в определеной соподчинительной связи друг с другом. Более простой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки, т.д. Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи: 1) законы простого уровня организации материи не отменяются, они продолжают существовать; 2) на законы фундамента надстраиваются новые законы. Так, в организме человека атомы следуют законам физики, химии, клетки же, органы подвержены биологическим закономерностям.

Информация о работе Живая, неживая природа. Их качественое различие, взаимосвязь