Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:03, реферат
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические, другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественой основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры, т.д.
Живая, неживая природа.
Их качественое различие, взаимосвязь
Человеческое общество представляет собой
часть природы. И это не нуждается в особых
доказательствах. Ведь в организме каждого
человека протекают природные химические,
биологические, другие процессы. Организм
человека выступает в качестве естественой
основы его социальной деятельности в
области производства, политики, науки,
культуры, т.д.
Как правило, происходящие в обществе
природные процессы приобретают социальную
форму, а природные, прежде всего биологические,
закономерности выступают как биосоциальные.
Это можно сказать об удовлетворении природных
потребностей людей в пище, тепле, продолжении
рода, других. Все они удовлетворяются
в социальной форме с помощью соответствующим
образом приготовленой пищи (почти у каждого
народа имеется своя «кухня»), построеного
жилища, чаще всего отвечающего определеным
эстетическим критериям, а также с помощью
социально организованого семейного общения.
Биосоциальные законы выражают взаимные
влияния биологического, социального
начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества всегда
была значительной, ибо она выступает
в качестве естественой основы его существования,
развития. Многие потребности люди удовлетворяют
за счет природы, прежде всего внешней
природной среды. Происходит так называемый
обмен веществ между человеком, природой
— необходимое условие существования
человека, общества. Развитие любого общества,
всего человечества включено в процесс
развития природы, в постояное взаимодействие
с ней, в конечном счете — в существование
Вселеной.
Понятие "природа" охватывает все
многообразие явлений, предметов, начиная
с элементарных частиц, представляющих
микромир, кончая поражающими своими пространствеными
масштабами космическими объектами. Таким
образом, понятие "природа" охватывает
все существующее, всю Вселеную, в этом
своем значении практически совпадает
с понятием материи во всем многообразии
ее форм. Однако при такой трактовке природы
природное поглощает, перекрывает, социальное,
стирается грань между тем, другим, а тем
самым теряет смысл ключевая философская
проблема - проблема отношения природы,
человека, природы, общества.
Поэтому в философии под природой понимается
вся совокупность естественых условий
существования человека, человеческого
общества. При таком подходе понятие природы
характеризует ее место, роль в системе
исторически изменяющихся отношений к
ней человека, общества.
В античности считали, что природа - подвижное,
изменяющееся целое, человек не столько
противопоставлен природе, сколько является
одной из ее частей. Идеалом служила жизнь
в согласии с природой. В Средневековье
господствовала другая точка зрения: природа
- нечто сотвореное богом, более низкое,
чем сам человек. В эпоху Возрождения считали:
природа - убежище, противостоящее развращеной,
порочной человеческой цивилизации. В
эру промышленого капитализма была распространена
точка зрения, что цель науки, техники
- господство над природой. Природа - объект
интенсивной преобразовательской деятельности.
Естественонаучное познание имело идею
испытания природы, стремление вырвать
у нее тайны, свести все ее качественое
многообразие к небольшому числу строгих
количественых законов.
Исторически конкретный характер отношения
человека, общества, природы не отменяет
некоторых его общих моментов. Неизменым
в нем остается прежде всего то, что человек,
а вместе с ним, общество вышли из природы,
поэтому генетически, по происхождению
связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая
природа - тот базис, без которого не было
бы ни человека, происшедшего от животных
предков, ни общества, которое пришло на
смену первобытному стаду этих предков.
С другой стороны, человек, общество живут
природой. И не только в том смысле, что
многие природные компоненты, так сказать,
в естественом виде выступают необходимыми
условиями жизни, жизнедеятельности человека,
человечества (воздух, вода, определеный
температурный режим, т.д.), но, в том, что
сама возможность жизни человека, само
существование общества были бы немыслимы
без постояного обмена веществ с природой
в процессе материального производства.
Наконец, сохранение целого ряда параметров,
характеризующих природу нашей планеты,
в строго определеных границах выступает
в качестве необходимого условия существования,
живой природы, человека. Набор этих характеристик
сравнительно широк, а пределы их подвижности
очерчены достаточно жестко мерой адаптивности
как живых организмов, так, человека, мерой
их способности адаптироваться к тем или
иным переменам в среде их обитания. Исчезновение
всех новых видов животных, растений, причем
этот процесс приобретает все более тревожные
масштабы, свидетельствует о том, что выход
ряда характеристик среды обитания за
допустимые пределы ведет к обеднению
многообразия жизни. И между тем комплекс
благоприятных условий для возникновения
жизни складывается во Вселеной, как мы
теперь знаем, исключительно редко, жизнь
на Земле - явление скорее уникальное,
а значит, тем выше ее ценость.
Все это свидетельствует о неразрывной,
органической связи общества, природы.
Общество есть продолжение природы, ибо
оно строится человеком, который в конечном
счете сам есть продукт природы, ее часть,
а главное - общество строится из материала
природы, в соответствии с ее законами.
И в этом смысле К.Маркс говорил об обществе
как о "второй природе", природе, искусствено
созданой разумом, трудом человека.
Но общество как часть природы есть часть
особеная, специфическая. Эта специфика
общества проявляется через соотнесение
понятий натура (природа), культура. Природа
(натура) - эта та часть объективной реальности,
которая не затронута человеком, его деятельностью,
существует по своим собственым основаниям,
законам.
Напротив, культура - это то, что преобразовано,
возделано человеком, включено в орбиту
его преобразующей, познавательной деятельности,
обработано им, приобрело социальное качество.
В этом смысле общество, культура одновремено,
включены в природу, противостоят ей, вступают
с природой в определеные, исторически
изменяющиеся отношения.
Взаимосвязь, взаимовлияние общества,
природы реализуются непосредствено через
естественую окружающую среду, которая
охватывает гео-, биосферу, т.е. те материальные
системы планеты Земля, которые возникли,
существуют вне, независимо от человека,
но вместе с тем могут стать со временем
либо уже становятся объектами его деятельности.
Природа бывает неживой, живой. Уровни
организации неживой природы: вакуум,
элементарные частицы, атомы, молекулы,
макротела, планеты, звезды, галактики,
системы галактик, метагалактика (часть
Вселеной, доступная современым астрономическим
методам исследования). Уровни организации
живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые
кислоты, белки), клетки, многоклеточные
организмы, популяции (особи одного вида),
биоценозы (совокупность всего живого
на даном участке суши или водоема).
Уровни организации природы, как правило,
находятся в определеной соподчинительной
связи друг с другом. Более простой уровень
составляет фундамент более сложного
уровня. Все макротела состоят из молекул,
сложные организмы содержат клетки, т.д.
Для всякого сложного уровня организации
материи справедливы две вещи: 1) законы
простого уровня организации материи
не отменяются, они продолжают существовать;
2) на законы фундамента надстраиваются
новые законы. Так, в организме человека
атомы следуют законам физики, химии, клетки
же, органы подвержены биологическим закономерностям.
Информация о работе Живая, неживая природа. Их качественое различие, взаимосвязь