Автор: Кристина Нечаева, 12 Октября 2010 в 01:35, лекция
Задачи урока:
-образовательная: познакомить учащихся с белками и их классификацией.
-воспитательная: в ходе урока создать условия формирования у школьников научного мировоззрения на конкретном материале содержания урока.
-развивающая: выяснить, какие по структуре бывают белки, и какие особенности строения имеют.
Оборудование: плакаты.
Литература: «Общая биология 10-11 классы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания .
Объяснение нового материала.
Домашнее задание.
План – конспект
по биологии 10-Б класс.
Тема: «Строение белков».
Нечаевой
Кристины Евгеньевны.
Тема
урока: «Строение
и функции белков».
Задачи
урока:
-образовательная:
познакомить учащихся с белками и их классификацией.
-воспитательная:
в ходе урока создать условия формирования
у школьников научного мировоззрения
на конкретном материале содержания урока.
-развивающая:
выяснить, какие по структуре бывают белки,
и какие особенности строения имеют.
Оборудование:
плакаты.
Литература:
«Общая биология 10-11 классы А.А. Каменский,
Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Структура
урока:
Действия учителя. | Действия ученика. |
- Здравствуйте!
- Садитесь. На прошлом уроке мы с вами познакомились с липидами и выяснили их роль в жизнедеятельности клетки. Для закрепления пройденного материала я предлагаю вам написать самостоятельную работу. I вариант.
II вариант.
Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Строение и функции белков». Как вы думаете из каких элементов состоят белки? Запишите
– Белки - сложные
органические соединения,
состоящие из С,Н,О,N.
Могут включать S
и образовывать комплексы
с Me – Fe,P,Cu,Zn. -Среди органический соединений белки самые сложные. Они относятся к соединениям, называемыми полимерами. А кто мне
скажет, что называют полимерами? Белки состоят из сходных, но не в полне одинаковых мономеров. Запишите - Мономерами белков являются аминокислоты. Молекула аминокислоты состоит из двух частей. Она состоит из аминогруппы (-NH2) и карбоксильной группы (-СООН). Другая часть молекулы у всех аминокислот разная. Эта часть называется радикалом. Общая формула выглядит так(зап) NH2-CH-COOH R Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков входит 26, а чаще всего только 20. Соединение аминокислот
при образовании белковой молекулы
осуществляется через общую для
всех аминокислот группировку. Для
того чтобы лучше это понять, обратите
внимание на доску: из карбоксильной
группы одной аминокислоты и аминогруппы
другой отщепляется молекулы воды и
остатки аминокислот Формулу, приведенную внизу записать. O H H O H – N – C – C + N – C – C OH H R OH H H O H H O H – N – C – C – N – C – C + H2O R R OH Пептидная связь Образовавшиеся соединения аминокислот называется пептидом. К свободным карбоксильной и аминогруппе могут присоединяться другие аминокислоты и тогда эта цепь будет называться полипептидной. Каждый живой организм содержит большое число различный белков. При этом каждому виду присущи особенные, свойственные только данному виду белки. Даже белки, выполняющие у различных видов животных одну и ту же функцию, отличаются друг от друга. Например: у всех позвоночных животных – рыб, амфибий, птиц, млекопитающих- красные клетки крови содержат белок гемоглобин, выполняющий у всех животных одну и ту же функцию – транспорт кислорода. Но гемоглобин у каждого вида свой, особенный, по структуре и свойствам отличающийся от гемоглобинов других животных. Для того, чтобы объяснить возможность существования такого большого разнообразия белков, нужно учесть, что белки различаются по составу аминокислот, по числу аминокислотных звеньев, по порядку следования в цепи. Полипептидная
цепь белка как-то уложена,
как-то скручена. Каждому белку
присущ строго определенный Итак, запишем - уровни организации белковой молекулы. Читаем –стр.42. - На этом рисунке представлена первичная структура белка.
В состав этого белка входят 124 аминокислотных звена. Записываем: - Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. - Чаще всего полипептидная цепь полностью или частично закручивается в спираль. Это вторичная структура белка. Читаем про нее на 42 странице. - Как вы уже прочитали между NH-группами, находящимися на одном витке, и CO-группами, находящимися на соседнем витке, образуются водородные связи. (они слабее чем ковалентные, но т.к. она многократно повторяются они делают структуру прочной). Записываем: Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. - Полипептидная спираль продолжает сворачиваться и уже возникает третичная структура. Читаем. -Эту структуру поддерживают гидрофобные связи. В водной среде они отталкиваются от воды и слипаются друг с другом, образуя глобулу (клубок). Записываем: Третичная структура -укладка полипептидной цепи с образованием плотной структуры- глобулы. Такая структура поддерживается гидрофобными связями. Ну и наконец, четвертичная структура. Читаем. Домашнее задание: §11 до стр. 43. |
Полимеры – это сложное вещество в состав которых входить много простых веществ. . |