Психофизиологические основы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:11, реферат

Краткое описание

Главными целями психофизиологии являются:
а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.
б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психофизиология. Основные цели и задачи 4
1.1. Восприятие 7
1.2. Бодрствование. Внимание 10
1.3. Речь. Мышление 12
1.4. Обучение. Память 16
1.5. Поведение 22
1.6. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент 25
2. Сигнальные системы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Вопрос 4 антр.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Большим шагом вперед в разработке проблемы темперамента были работы академика И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. В основу своей классификации он положил характеристику нервных процессов, возбуждения и торможения - силу, уравновешенность, подвижность. Под силой возбуждения понимается скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков. Сила торможения - полнота и скорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервных процессов - соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов - скорость переделки отрицательных и положительных условных рефлексов.

Исходя из сочетания этих трех свойств Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД).

Хорошая сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов характеризует живой тип, по Павлову, и соответствует сангвинику Гиппократа. Хорошая сила, уравновешенность, но инертность нервных процессов характерна для спокойного типа, по Павлову, и флегматика Гиппократа. Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы возбудительного процесса характерна для безудержного типа, по Павлову, и холерика Гиппократа. Слабость нервных процессов, быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения характерны для слабого типа, по Павлову, и меланхолика Гиппократа.

Рассмотренные типы ВНД, по данным исследований лабораторий И.П. Павлова, являются общими для человека и животных, но он, кроме того, выделал чисто человеческие типы. Наличие у человека двух сигнальных систем действительности, совместно осуществляющих его психическую деятельность, усложнило типологию людей, поскольку отражает индивидуальные различия степени участия словесных и конкретных сигналов в сложной аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга. По соотношению деятельности первой и второй сигнальных систем встречаются разные типы людей. Крайние случаи таких типологических отношений И.П. Павлов называл мыслительным и художественным.

Мыслительный тип характеризуется резким преобладанием второй сигнальной системы над первой и потому сильной склонностью к абстрактному, аналитико-синтетическому мышлению. Это люди, которые воспринимают окружающее не столько в виде непосредственных ярких картин жизни, сколько в форме словесных, обобщенных, со своей логической структурой определений. Художественный тип характеризуется меньшим, чем обычно, преобладанием второй сигнальной системы над первой и поэтому, наоборот, склонностью к конкретному, предметному мышлению. Это люди, которые живо и ярко воспринимают окружающее в образах, звуках, красках, прикосновениях и запахах. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой.

Говоря о типологии высшей нервной деятельности, конечно же, непременно следует иметь в виду, что у каждого конкретного человека мы имеем дело с генетически детерминированными свойствами нервной системы (генотип), которые в большей или меньшей степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, такую результирующую обозначают как фенотип. В отличие оттемперамента, в котором представлена главным образом генетическая составляющая, существует понятие "характер" (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) как целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в действительности, общении и типичных способах поведения.

Следует иметь в виду, что, несмотря на достаточно значимые различия в стратегии поведения лиц с различными типами ВНД, в биологическом и социальном отношениях их следует признать равноценными. Доказательством этому служит тот факт, что все они сформировались и сохранились в результате естественного отбора в процессе эволюции. Опыт практики человеческого бытия также дает неисчислимое количество примеров одинаковой успешности деятельности, хотя достигаемой различной ценой. Вместе с тем рассмотренные индивидуальные особенности ВНД человека обуславливают необходимость в связи с этим индивидуального подхода в воспитательном и педагогическом процессе, профессиональной ориентации, при психолого-коррекционной работе, а также в медицинской практике.

 



2. Сигнальные системы

 

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, в физиологии - системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей. Учение о сигнальных системах разработано И. П. Павловым (первая сигнальная система, вторая сигнальная система).

По И.П. Павлову взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством раздражителей или сигналов. В зависимости от характера, действующих на организм сигналов, он выделил две сигнальные системы действительности. Первой сигнальной системой он назвал систему анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус; цвет предметов и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются её условные рефлексы. Пример условного рефлекса первой сигнальной системы - слюноотделение на вид и запах пищи. Первая сигнальная система информирует организм о воздействии конкретного полезного или вредного стимула. У человека условные рефлексы первой сигнальной системы составляют физиологическую основу элементарного поведения и предметного мышления (огонь - горячий). Она функционирует у него изолированно лишь в течение первых 6 месяцев жизни. Первая сигнальная система человека более совершенна, чем животных.                                   

Вторая сигнальная система - это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления, и предметы окружающего мира. Т.е. оно является сигналом сигналов, так как обозначает натуральные раздражители. На основе преобладания той или иной сигнальной системы И.П. Павлов выделил два типа мышления:

1. Художественный тип. Имеет место у людей с преобладанием 1-й сигнальной системы. Артисты, художники, писатели и т.д. Т.е. люди художественных творческих профессий.

2.Мыслительный тип. У людей с преобладанием 2-й сигнальной системы. Люди интеллектуального труда (учёные, изобретатели и т.д.).

3. Смешанный тип. Не преобладает ни 1-я, ни 2-я сигнальная системы.

4.Гениальный тип. Люди с преобладанием и 1-й и 2-й сигнальной системы. Леонардо да Винчи, М. Ломоносов.

 

Все языки делятся на первичные и вторичные. К первичным относится определенное поведение и сопровождающие его реакции. Это мимика, поза, жестикуляция.               Это простейшие сигналы. Первичные языки лежат отражают действительность в виде ощущений, восприятий представлений. В развитии вторичных языков выделяют две стадии:

- Стадия А. Она функционирует и у животных и у человека. Возникающие на этой стадии сложные формы обобщения являются довербальными.

- Стадия В. На ней формируются обобщения в словесной форме.

Таким образом, первичные языки и стадия-А вторичных является функцией первой сигнальной системы. Стадия В - функцией второй.

Язык это определенная система знаков и правил их образования. Освоение языка возможно лишь только в процессе обучения. Критическим периодом освоения первого языка является 10 лет (дети Маугли).

Зная так много о способностях человека считывать вибрацию невербально. Эти способности не ограничиваются телепатией, или ясноощущениями второго центра. Эта целая система, комплекс каналов, по которым человек способен получать и отдавать информацию. Эта система предназначена для людей будущего. Так как овладение данными навыками несовместимо со злом и ложью себе и другим. Третья сигнальная система - это тонкий механизм внутренней регуляции, который заложен в нас и откроется полностью в очень далеком будущем. Сейчас такие, как я и вы, дорогой читатель, только прокладываем маленькие тропки в эту науку. Время, когда психология делала деньги на чувствах страха и вины, уже позади. Психология уже в состоянии научить людей понимать свои мотивации и строить свою жизнь. Впрочем, что я говорю, если одних только теорий личности около двадцати, и все спорят друг с другом. Но психология делает большие успехи, обучая людей общаться, гармонизировать внутреннюю жизнь с внешними обстоятельствами. Бизнес-психология учит людей продавать себя, заниматься самомаркетингом, дает суггестивные навыки воздействия на слушателей. Такая психология показывает, как правильно играть роли и приспосабливаться, запоминать советы и воплощать их. Но все это до определенного момента. До того момента, когда появляется интуиция. Многие люди, например, чувствуют взгляд в затылок. Большинство назовет это суеверием. Но некоторые эксперименты опровергают это. Ученые из американского университета Квинз решили экспериментально проверить это явление. Добровольцев усаживали посередине комнаты, им в затылок в определенное время смотрел (или не смотрел) другой человек. Оказалось: в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущался достаточно четко. Большинство воспринимало его как мимолетное давление на затылок - будто легкое дуновение ветерка. И что же? Психология уже не может это объяснить, психологи будут возмущаться: “Это парапсихология, это ненаучно!” Странно, но то, что не может объяснить психология, начинает объяснять физика, изучая спиновые вращения, изучая хрональные поля, излучаемые глазами. Предлагая тысячи и теоретических обоснований, и практических измерений, причем делается это разными авторами одновременно по всему миру. Они дают свои названия этим явлениям. Применяют различного рода стимуляции через электромагнитные и другие физические поля, искусственно вызывая парапсихологические состояния и получая некоторый контроль над умом человека. Но это ничего не меняет. Психология теряет здесь силу. Налицо тот момент, когда науки должны быть объединены. Так возникла психофизика и такое направление, как физика сознания. Научные знания не делают эти приемы доступными, это всего лишь измерения и теоретизация, искусственная приборная стимуляция.

А ведь феномен третьей сигнальной системы был доступен людям всегда, вне зависимости от желания ученых или военных. Древние цивилизации развивали и использовали ее сознательно, исходя из внутренних возможностей самой психики, но эти способности возникают в человеке спонтанно, конечно, не в максимальной степени и не всегда. Так к примеру, Джорж Сорос, основатель фонда Сороса, заработал за один год столько, сколько не зарабатывал ни один инвестор до него. Это невозможно было объяснить статистически, никакие бизнес-прогнозы не могли обосновать такую сверхприбыль. Обратив внимание, что он пишет в своей книге: " Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так. Боль в спине не говорила мне, что именно не так, но она побуждала меня к поиску неполадок, чего я в противном случае мог и не сделать. Это, конечно, не самый научный способ управлять инвестициями. " Этому человеку третья сигнальная система предстала как боль, опережающая проблему. Другие люди используют "женскую интуицию". Иные - догадки. Кому-то - как способность к телепатическому общению. Многим - как ощущения, которые они получают рядом с разгневанным или злым человеком. Но чаще всего, информация, получаемая нами посредством третьей сигнальной системы предупреждает нас об опасности или кризисных ситуациях. Иногда, если опасность угрожает многим людям, то и предчувствуют ее многие.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами. Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акинщикова Г.И. «Семантическая и психофизиологическая организация человека» -С-П. Изд-во университета, 1977

2. Данилова Н.Н. «Психофизиологическая диагностика функциональных состояний» М.:1992

3. Дармашов «Психология внимания»

4. «Когнитивная психология» отв. ред. Б.Ф, Ломов М.: Наука, 1986.

5. Лурия А.Р. «Внимание и память»

6. «Основы психофизиологии» отв. ред. Ю.И Александров. -М. ИНФРА-М, 1998

7. Данилова Н.Н. «Психофизиология» М. 1999

8. Ротенберг В.С. «Мозг. Обучение. Здоровье» М.- Просвещение, 1990

9. Рутман Э.М. «Вызванные потенциалы в психофизиологии» М. 1979

10. Прибрам, Карл «Языки мозга» М.: 1975.

11. «Психические Явления и мозг» М.: 1971

12. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: 1974

13. «Хрестоматия по вниманию» ред. А.Н. Леонтьева М.: 1976

14. Хомская «Нейропсихология» М.: 1995



Информация о работе Психофизиологические основы обучения