Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:11, реферат
Главными целями психофизиологии являются:
а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.
б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психофизиология. Основные цели и задачи 4
1.1. Восприятие 7
1.2. Бодрствование. Внимание 10
1.3. Речь. Мышление 12
1.4. Обучение. Память 16
1.5. Поведение 22
1.6. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент 25
2. Сигнальные системы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большим шагом вперед в разработке проблемы темперамента были работы академика И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. В основу своей классификации он положил характеристику нервных процессов, возбуждения и торможения - силу, уравновешенность, подвижность. Под силой возбуждения понимается скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков. Сила торможения - полнота и скорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервных процессов - соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов - скорость переделки отрицательных и положительных условных рефлексов.
Исходя из сочетания этих трех свойств Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД).
Хорошая сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов характеризует живой тип, по Павлову, и соответствует сангвинику Гиппократа. Хорошая сила, уравновешенность, но инертность нервных процессов характерна для спокойного типа, по Павлову, и флегматика Гиппократа. Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы возбудительного процесса характерна для безудержного типа, по Павлову, и холерика Гиппократа. Слабость нервных процессов, быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения характерны для слабого типа, по Павлову, и меланхолика Гиппократа.
Рассмотренные типы ВНД, по данным исследований лабораторий И.П. Павлова, являются общими для человека и животных, но он, кроме того, выделал чисто человеческие типы. Наличие у человека двух сигнальных систем действительности, совместно осуществляющих его психическую деятельность, усложнило типологию людей, поскольку отражает индивидуальные различия степени участия словесных и конкретных сигналов в сложной аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга. По соотношению деятельности первой и второй сигнальных систем встречаются разные типы людей. Крайние случаи таких типологических отношений И.П. Павлов называл мыслительным и художественным.
Мыслительный тип характеризуется резким преобладанием второй сигнальной системы над первой и потому сильной склонностью к абстрактному, аналитико-синтетическому мышлению. Это люди, которые воспринимают окружающее не столько в виде непосредственных ярких картин жизни, сколько в форме словесных, обобщенных, со своей логической структурой определений. Художественный тип характеризуется меньшим, чем обычно, преобладанием второй сигнальной системы над первой и поэтому, наоборот, склонностью к конкретному, предметному мышлению. Это люди, которые живо и ярко воспринимают окружающее в образах, звуках, красках, прикосновениях и запахах. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой.
Говоря о типологии высшей нервной деятельности, конечно же, непременно следует иметь в виду, что у каждого конкретного человека мы имеем дело с генетически детерминированными свойствами нервной системы (генотип), которые в большей или меньшей степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, такую результирующую обозначают как фенотип. В отличие оттемперамента, в котором представлена главным образом генетическая составляющая, существует понятие "характер" (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) как целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в действительности, общении и типичных способах поведения.
Следует иметь в виду, что, несмотря на достаточно значимые различия в стратегии поведения лиц с различными типами ВНД, в биологическом и социальном отношениях их следует признать равноценными. Доказательством этому служит тот факт, что все они сформировались и сохранились в результате естественного отбора в процессе эволюции. Опыт практики человеческого бытия также дает неисчислимое количество примеров одинаковой успешности деятельности, хотя достигаемой различной ценой. Вместе с тем рассмотренные индивидуальные особенности ВНД человека обуславливают необходимость в связи с этим индивидуального подхода в воспитательном и педагогическом процессе, профессиональной ориентации, при психолого-коррекционной работе, а также в медицинской практике.
2. Сигнальные системы
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, в физиологии - системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей. Учение о сигнальных системах разработано И. П. Павловым (первая сигнальная система, вторая сигнальная система).
По И.П. Павлову взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством раздражителей или сигналов. В зависимости от характера, действующих на организм сигналов, он выделил две сигнальные системы действительности. Первой сигнальной системой он назвал систему анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус; цвет предметов и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются её условные рефлексы. Пример условного рефлекса первой сигнальной системы - слюноотделение на вид и запах пищи. Первая сигнальная система информирует организм о воздействии конкретного полезного или вредного стимула. У человека условные рефлексы первой сигнальной системы составляют физиологическую основу элементарного поведения и предметного мышления (огонь - горячий). Она функционирует у него изолированно лишь в течение первых 6 месяцев жизни. Первая сигнальная система человека более совершенна, чем животных.
Вторая сигнальная система - это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления, и предметы окружающего мира. Т.е. оно является сигналом сигналов, так как обозначает натуральные раздражители. На основе преобладания той или иной сигнальной системы И.П. Павлов выделил два типа мышления:
1. Художественный тип. Имеет место у людей с преобладанием 1-й сигнальной системы. Артисты, художники, писатели и т.д. Т.е. люди художественных творческих профессий.
2.Мыслительный тип. У людей с преобладанием 2-й сигнальной системы. Люди интеллектуального труда (учёные, изобретатели и т.д.).
3. Смешанный тип. Не преобладает ни 1-я, ни 2-я сигнальная системы.
4.Гениальный тип. Люди с преобладанием и 1-й и 2-й сигнальной системы. Леонардо да Винчи, М. Ломоносов.
Все языки делятся на первичные и вторичные. К первичным относится определенное поведение и сопровождающие его реакции. Это мимика, поза, жестикуляция. Это простейшие сигналы. Первичные языки лежат отражают действительность в виде ощущений, восприятий представлений. В развитии вторичных языков выделяют две стадии:
- Стадия А. Она функционирует и у животных и у человека. Возникающие на этой стадии сложные формы обобщения являются довербальными.
- Стадия В. На ней формируются обобщения в словесной форме.
Таким образом, первичные языки и стадия-А вторичных является функцией первой сигнальной системы. Стадия В - функцией второй.
Язык это определенная система знаков и правил их образования. Освоение языка возможно лишь только в процессе обучения. Критическим периодом освоения первого языка является 10 лет (дети Маугли).
Зная так много о способностях человека считывать вибрацию невербально. Эти способности не ограничиваются телепатией, или ясноощущениями второго центра. Эта целая система, комплекс каналов, по которым человек способен получать и отдавать информацию. Эта система предназначена для людей будущего. Так как овладение данными навыками несовместимо со злом и ложью себе и другим. Третья сигнальная система - это тонкий механизм внутренней регуляции, который заложен в нас и откроется полностью в очень далеком будущем. Сейчас такие, как я и вы, дорогой читатель, только прокладываем маленькие тропки в эту науку. Время, когда психология делала деньги на чувствах страха и вины, уже позади. Психология уже в состоянии научить людей понимать свои мотивации и строить свою жизнь. Впрочем, что я говорю, если одних только теорий личности около двадцати, и все спорят друг с другом. Но психология делает большие успехи, обучая людей общаться, гармонизировать внутреннюю жизнь с внешними обстоятельствами. Бизнес-психология учит людей продавать себя, заниматься самомаркетингом, дает суггестивные навыки воздействия на слушателей. Такая психология показывает, как правильно играть роли и приспосабливаться, запоминать советы и воплощать их. Но все это до определенного момента. До того момента, когда появляется интуиция. Многие люди, например, чувствуют взгляд в затылок. Большинство назовет это суеверием. Но некоторые эксперименты опровергают это. Ученые из американского университета Квинз решили экспериментально проверить это явление. Добровольцев усаживали посередине комнаты, им в затылок в определенное время смотрел (или не смотрел) другой человек. Оказалось: в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущался достаточно четко. Большинство воспринимало его как мимолетное давление на затылок - будто легкое дуновение ветерка. И что же? Психология уже не может это объяснить, психологи будут возмущаться: “Это парапсихология, это ненаучно!” Странно, но то, что не может объяснить психология, начинает объяснять физика, изучая спиновые вращения, изучая хрональные поля, излучаемые глазами. Предлагая тысячи и теоретических обоснований, и практических измерений, причем делается это разными авторами одновременно по всему миру. Они дают свои названия этим явлениям. Применяют различного рода стимуляции через электромагнитные и другие физические поля, искусственно вызывая парапсихологические состояния и получая некоторый контроль над умом человека. Но это ничего не меняет. Психология теряет здесь силу. Налицо тот момент, когда науки должны быть объединены. Так возникла психофизика и такое направление, как физика сознания. Научные знания не делают эти приемы доступными, это всего лишь измерения и теоретизация, искусственная приборная стимуляция.
А ведь феномен третьей сигнальной системы был доступен людям всегда, вне зависимости от желания ученых или военных. Древние цивилизации развивали и использовали ее сознательно, исходя из внутренних возможностей самой психики, но эти способности возникают в человеке спонтанно, конечно, не в максимальной степени и не всегда. Так к примеру, Джорж Сорос, основатель фонда Сороса, заработал за один год столько, сколько не зарабатывал ни один инвестор до него. Это невозможно было объяснить статистически, никакие бизнес-прогнозы не могли обосновать такую сверхприбыль. Обратив внимание, что он пишет в своей книге: " Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так. Боль в спине не говорила мне, что именно не так, но она побуждала меня к поиску неполадок, чего я в противном случае мог и не сделать. Это, конечно, не самый научный способ управлять инвестициями. " Этому человеку третья сигнальная система предстала как боль, опережающая проблему. Другие люди используют "женскую интуицию". Иные - догадки. Кому-то - как способность к телепатическому общению. Многим - как ощущения, которые они получают рядом с разгневанным или злым человеком. Но чаще всего, информация, получаемая нами посредством третьей сигнальной системы предупреждает нас об опасности или кризисных ситуациях. Иногда, если опасность угрожает многим людям, то и предчувствуют ее многие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами. Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акинщикова Г.И. «Семантическая и психофизиологическая организация человека» -С-П. Изд-во университета, 1977
2. Данилова Н.Н. «Психофизиологическая диагностика функциональных состояний» М.:1992
3. Дармашов «Психология внимания»
4. «Когнитивная психология» отв. ред. Б.Ф, Ломов М.: Наука, 1986.
5. Лурия А.Р. «Внимание и память»
6. «Основы психофизиологии» отв. ред. Ю.И Александров. -М. ИНФРА-М, 1998
7. Данилова Н.Н. «Психофизиология» М. 1999
8. Ротенберг В.С. «Мозг. Обучение. Здоровье» М.- Просвещение, 1990
9. Рутман Э.М. «Вызванные потенциалы в психофизиологии» М. 1979
10. Прибрам, Карл «Языки мозга» М.: 1975.
11. «Психические Явления и мозг» М.: 1971
12. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: 1974
13. «Хрестоматия по вниманию» ред. А.Н. Леонтьева М.: 1976
14. Хомская «Нейропсихология» М.: 1995