Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:58, реферат

Везде и всюду микроорганизмы сосуществуют в виде сложных ассоциаций – биоценозов, представленных многими и разнообразными видами, между которыми складываются своеобразные взаимоотношения. Особенности этих взаимоотношений таковы, что они обеспечивают существование всех многочисленных видов бактерий и в конечном счете всего царства прокариот, которое, в свою очередь, сосуществует с другими царствами жизни на Земле.

Основная часть:
Микрофлора почвы
Микрофлора воды
Микрофлора воздуха
Микрофлора других объектов
Микрофлора человека
Список литературы

5.docx

Заслуга выяснения механизма передачи возбудителей заболеваний через воздух принадлежит П. Н. Лащенкову. Он одним из первых установил, что при чихании, кашле и разговоре в воздух выбрасывается множество капелек жидкости, внутри которых содержатся микроорганизмы. Особенно важно, что эти мельчайшие капельки могут часами удерживаться в воздухе во взвешенном состоянии, т. е. образуют стойкие аэрозоли. В этих капельках за счет влаги микроорганизмы выживают дольше. Таким воздушно-капельным способом происходит заражение многими острыми респираторными заболеваниями, в том числе гриппом и корью, а также коклюшем, дифтерией, легочной чумой и т. д. Этот путь распространения возбудителей — одна из основных причин развития не только эпидемий, но и крупных пандемий гриппа, а в прошлом и легочной чумы.

Помимо  капельного способа, распространение  патогенных микробов через воздух может  осуществляться «пылевым» путем. Находящиеся  в выделениях больных (мокроте, слизи  и т. п.) микроорганизмы окружены белковым субстратом, поэтому они более  устойчивы к высыханию и другим факторам. Когда такие капли высыхают, они превращаются в своеобразную бактериальную пыль (внутри белкового  субстрата сохраняются и выживают многие патогенные бактерии). Частички бактериальной пыли имеют обычно диаметр от 1 до 100 мкм. У частиц диаметром  более 100 мкм сила тяжести превышает  сопротивление воздуха, и они  быстро оседают. Скорость переноса бактериальной  пыли зависит от интенсивности сил  воздушных перемещений. Пылевой  путь играет особенно важную роль в  эпидемиологии туберкулеза, дифтерии, туляремии и других заболеваний. Узнать подробнее об этих заболеваниях и методах лечения вам помогут  объявления от google adsense.

Количество  микробов в воздухе варьирует  в больших диапазонах — от нескольких бактерий до десятков тысяч их в 1 кубометре. В 1 г пыли может содержаться до 1 млн бактерий. Большое значение имеет чистота воздуха в операционных, реанимационных и перевязочных отделениях хирургических госпиталей. Общее количество микробов в операционной до операции не должно превышать 500 в 1 кубометре, а после операции - 1000 в 1 кубометре.

Для исследования микрофлоры воздуха используют различные методы: седиментационный (метод Коха), фильтрационный (воздух продувают через воду) и методы, основанные на принципе ударного действия воздушной струи с использованием специальных приборов. Последние методы наиболее надежны, так как позволяют точно определить количественное загрязнение воздуха микроорганизмами и изучить их видовой состав.

В настоящее  время в биотехнологической промышленности широко используются различные микробы-продуценты, в том числе генетически модифицированные формы их. Поскольку эта технология связана с неизбежными периодическими выпусками (интродукциями) в открытую систему (воздух, вода, почва) генетически измененных форм микроорганизмов, возникает важный вопрос об их дальнейшей судьбе и о возможном влиянии на биосферу и человечество. Несомненно, этот вопрос как часть общего вопроса охраны окружающей среды должен решаться в глобальном плане.

Микрофлора  человека

Нормальная микрофлора человека (нормофлора) – это огромное количество микроорганизмов, населяющих кожу и слизистые человека.

Нормальная микрофлора человека  насчитывает свыше 500 видов микроорганизмов.  Известно, что на одну клетку  организма человека приходится  около 100 бактерий микрофлоры.

В желудочно-кишечном тракте большая  часть микроорганизмов нормофлоры сосредоточена в толстом кишечнике. Микрофлора кишечника подразделяется на просветную (то есть ту, которая находится в полости кишечника) и пристеночную, микроорганизмы в составе которой плотно связаны друг с другом и со слизистой.

Бифидобактерии

В норме большая часть (свыше  90%) микроорганизмов микрофлоры человека  – бифидобактерии. Количество бифидобактерий в зависимости от возраста составляют от 90 до 98%. Бифидобактерии составляют в толстом кишечнике основу как пристеночной, так и просветной флоры.

Особенностью этого вида микроорганизмов  является способность к формированию  биопленки. Биопленка нормофлоры – это плотный слой микроорганизмов на поверхности слизистой, связанных при помощи особых молекул между собой.

Биопленка, подобно своеобразной коже или перчатке, выстилает поверхность слизистой изнутри, защищая клетки эпителия слизистой от механического и химического воздействия, а так же снабжает клетки слизистой веществами – источниками энергии, стимулируя их работу и обновление. Биопленка является своеобразным «органом», участвует в обмене веществ человека, синтезирует большое количество «полезных» веществ и активно участвует в химическом разрушении и выведении «вредных». По значимости для организма человека биопленка, образованная микроорганизмами нормальной флоры, сравнима с печенью.

Исследования показывают, что при  восстановлении микрофлоры нагрузка  на печень снижается не менее  чем на 40%.

В норме количество бифидобактерии у грудных детей должно составлять 10 в 10 -10 в 11 КОЕ/г фекалий, у детей старшего возраста и у взрослых – 10 в 9 -10 в 10 КОЕ/г. Бифидобактерии являются также представителями вагинальной микрофлоры, где обнаруживаются в количестве 10 в 6 КОЕ/г вагинального содержимого.

Бифидобактерии выполняют в организме человека следующие функции:

• формируя биопленку на поверхности слизистой оболочки кишечника, участвуют в защите кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма;

• обладают  высокой способностью к антогонизму (вытеснению и подавлению роста) по отношению к условно патогенным и патогенным микроорганизмам благодаря выработке летучих жирных кислот, органических кислот, природных антибиотиков – бактериоцинов, препятствуют размножению гнилостной и газообразующей флоры;

• синтезируют  заменимые и незаменимые аминокислоты  и белки, дополнительно обогащая  ими рацион человека и компенсируя  погрешности неправильного питания;

• синтезируют  витамины: витамин К, пантотеновую кислоту, витамины группы В

• В1 - тиамин,

• В2 - рибофлавин,

• В3 - никотиновую  кислоту,

• Вс - фолиевую кислоту,

• В6 – пиридоксин.

Хочу подчеркнуть,  что витамины, выделяемые микроорганизмами, более физиологичны и лучше  усваиваются, чем химически синтезированные.  Витамины группы В необходимы для работы нервной системы, способствуют развитию ребенка и профилактики ряда заболеваний как у детей, так и у взрослых;

• бифидобактерии способствуют усилению процессов всасывания через стенки кишечника ионов кальция, железа, витамина Д;

• участвуют  в процессах пищеварения, нормализуют  пристеночное пищеварение;

• бифидобактерии микрофлоры человека осуществляют детоксикацию, разрушают бактериальные ферменты и токсины и ферменты бактериального происхождения; аккумулируют и связывают большое количество тяжелых металлов, фенолов и формальдегидов, предотвращая их попадание в кровяное русло;

• составляя  основу микрофлоры человека, бифидобактерии формируют кишечную среду, оптимальную для других микроорганизмов – представителей нормальной флоры (лактобактерий, кишечной палочки);

• оказывают  антиаллергическое действие, препятствуя  микробному превращению гистидина  в гистамин;

• бифидобактерии обладают иммуностимулирующим действием, принимая участие в активации лимфоидных органов ЖКТ, повышают активность макрофагов, выработку иммуноглобулинов и лизоцима.

Лактобактерии

Другим важным представителем  микрофлоры человека являются  лактобактерии. Они обитают в различных отделах желудочно-кишечного тракта, начиная с полости рта и заканчивая толстым кишечником. Лактобактерии обнаруживаются в женском грудном молоке.

Лактобактерии в процессе жизнедеятельности вступают в сложное взаимодействие с другими микроорганизмами, в результате чего подавляются гнилостные и гноеродные условно-патогенные микроорганизмы, в первую очередь протеи, а также возбудители острых кишечных инфекций.

В процессе нормального метаболизма  они способны образовывать комплекс  веществ, защищающих организм  человека от различных инфекций:

• молочную  кислоту,

• перекись  водорода,

• продуцировать  лизоцим,

другие вещества  с антибиотической активностью:

• реутерин,

• плантарицин,

• лактоцидин,

• лактолин.

В желудке и тонкой кишке  лактобациллы нормофлоры в кооперации с организмом человека являются основным микробиологическим звеном формирования колонизационной резистентности. То есть устойчивости к вторжению различных чужеродных микроорганизмов, способных послужить причиной заболеваний.

Лактобактерии нормофлоры играют важную роль в регуляции работы различных звеньев иммунитета и их координации.

Недостаточное количество лактобатерий - частая причина запоров, поскольку микроорганизмы данного вида стимулируют перистальтику кишечника и выделение слизи клетками эпителия кишечника.

Кишечная палочка

Следующий представитель микрофлоры  кишечника – эшерихии (кишечные палочки). Кишечная палочка заселяется в желудочно – кишечный тракт в первые дни жизни человека. Ее количество постоянно на протяжении всей жизни: 10 в 7 – 10 в 8 степени.

Основным местом обитания кишечной  палочки являются толстый кишечник  и удаленные отделы тонкого  кишечника.

Кишечная палочка выполняет следующие  полезные для организма человека  функции:

• участвует  в расщеплении молочного сахара (лактозы);

• синтезирует  витамины (витамин К, витамины группы В);

• вырабатывает  колицины – антибиотикоподобные вещества, препятствующие росту кишечной полочки с измененныцми свойствами;

• кишечная  палочка стимулирует образование  антител.

Микроорганизмы микрофлоры человека  очень чувствительны к воздействиям  извне: химическому составу среды,  ионизирующему излучению, стрессам, плохой экологии, неправильному  питанию, применению лекарственных  препаратов. В неблагоприятных условиях  полезные бактерии могут погибнуть  или потерять свои полезные  свойства, активность. Такое состояние  изменения количественных или  качественных свойств микрофлоры  носит название дисбактериоза. Для того, чтобы не допустить развития дисбактериоза необходима его профилактика. Если избежать воздействия повреждающих факторов на нормофлору нельзя, необходимо восполнение полезных бактерий препаратами - пробиотиками.

Список  литературы:

Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б – Микробиология, учебник для студентов медицинских вузов, М.-1983, 510 с

Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для мед. вузов/ А.И.Коротяев, С.А.Бабичев. – СПб. : СпецЛит, 2008. – 4-е изд., испр. и доп. – 767 с. : ил.

Информация о работе Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов