Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:54, лекция
Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов.
Наследственность – свойство живых организмов передавать информациюо своих признаках последующим организмам.
Изменчивость – изменение наследственных задатков или изменение их проявления в процессе развития организма.
Наследование – процесс передачи наследственных задатков из поколения в поколение.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов.
Наследственность – свойство живых организмов передавать информацию о своих признаках последующим организмам.
Изменчивость – изменение наследственных задатков или изменение их проявления в процессе развития организма.
Наследование – процесс передачи наследственных задатков из поколения в поколение.
Объектом генетики служат живые организмы.
Предметы генетики: различные признаки живых организмов.
Задачи:
- изучение
материальных основ наследовани
- исследование
организации генетического
- генетическая детерминация признаков
- взаимодействие
между генами в процессе
- изучение закономерностей и механизмов изменчивости. Её роль вы эволюционном процессе.
- исследование
влияния факторов внешней
Методы генетики:
1. гибридологический.
Подбор для скрещивания организмов, которые обладают признаками интересующими исследователей.
2. генеалогический
составляются генеалогические схемы для группы родственных организмов. По ним оценивается характер детерминации того или иного признака.
3. эволюционно – статистический
определение частот генов и генотипов. Оценивается генетическая структура популяции.
4. цитогенетический
выявление геномной и хромосомной мутаций
5. биохимический
оценка характера наследования признаков. Выявление генных мутаций
6. близнецовый
оценивается соотносительная роль наследственных и средовых факторов в формировании организма.
7. молекулярно-генетический
процессы связанные с организацией пота информации в клетке. Осуществляется расшифровка нуклеотидной последовательности, функциональное значение гена.
8. генетико-математический.
Генотип – совокупность всех генов организма.
Фенотип – совокупность всех признаков организма, которые формируются в результате реализации генотипа в определённых условиях среды.
Аллельные гены – гены расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и контролирующие развитие одного признака.
Неаллельные гены – гены расположенные в разных локусах хромосом и контролирующие развитие разных признаков.
Гомозиготный организм – имеет 2 одинаковых аллельных гена и продуцирует 1 тип гамет.
Гетерозиготный- это организм который имеет 2 разных аллельных гена и продуцирует 2 типа гамет.
Гемизиготный – это организм у которого в диплоидном наборе присутствует лишь 1 ген из аллельной пары и этот ген всегда проявляется у гемизигот.
Моногибридное скрещивание – с учётом одной пары альтернативных признаков.
Первый закон
Правило единообразия гибридов 1 поколения
При скрещивание гомозиготных организмов, которые отличаются по одной паре альтернативных признаков все гибриды единообразны как по генотипу, так и по фенотипу.
Второй закон. Расщепления.
При скрещивание гибридов первого поколения между собой в потомстве наблюдается расщепление
По генотипу: 3:1
По фенотипу: 1:2:1
Третий закон. Независимого наследования.
При дигибридном скрещивание (скрещивание организмов с учётом 2-х пар альтернативных признаков) наследование по каждой паре альтернативных признаков идёт не зависимо от других признаков.
ХРОМОСОМНА ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.
1902-1907 Г. Бовери, проведя серию экспериментов над яйцами морских ежей, показал что для нормального протекания дробления требуется наличие всех хромосом присущих данному виду.
1901-1902г. Мак-Клан, хромосомы которые наблюдались у половины спермиев явились определителем пола.
Подтверждено- Бильсоном и Стивенсом, обнаружили различие в числе хромосом у самок и самцов насекомых.
1902г. Сеттон, было отмечено сходство между поведением хромосом во время образования гамет и оплодотворения и передачей Менделеевских наследственных задатков.
- у
организмов количество
- в
каждой хромосоме должно
1902-1903г. Сеттон и Бовери, материальным носителем наследственных задатков являются хромосомы.
- наследственные задатки расположенные в 1 хромосоме наследуются совместно.
1911-1914г. была разработана теория линейного расположения генов в хромосоме.
Наследование сцепленное с полом. Наследственные задатки цвета глаз находятся в половых хромосомах при этом ген детерминирующий цвет глаз находиться в Х хромосоме. Наследование этих признаков не подчиняется законам Менделя.
Признаки контролируемые полом.
Детерминировано генами в аутосомах отдельных полов, но степень проявления разная у мужских и у женских особей. Проявление данных признаков обусловлено половыми гормонами. (облысение, чаще проявляется у мужчин)
Признаки ограниченные полом.
Развитие этих признаков детерминировано генами, которые расположены в аутосомах обоих полов. Проявл. Только у особей 1 пола (гены удойности молока проявляются только у коров)
Сцепление генов может быть полным и неполным. При полном сцеплении гены в 1 хромосоме всегда наследуются совместно. Пари неполном сцеплении гены локализованные в 1 хромосоме не всегда наследуются совместно.
Основные положения хромосомной теории.
Этапы генетического картирования.
Генотип как целостная система.
Пенентрантность гена определяется через отношение числа особей у которых ген имеет фенотипическое проявление к общему числу особей в популяции у которых имеется данный ген и выражается в %.
Экспрессивность – степень выраженности исследуемого признака. В основе могут лежать как генетические причины, так и влияние внешне-средовых факторов.
Типы взаимодействия аллельных генов.
1. полное доминирование.
Тип взаимодействия аллельных генов между собой, 1 аллель из пары полностью подавляет действие другого.
2. неполное доминирование.
Доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля.
Эффект гена в гемизиготном состояние превышает эффект гена в гомозиготном состояние.
4. коддоминирование.
Два разных аллеля гена находятся в генотипе обуславливая образование данного признака.
Тип взаимодействия не аллельных генов.
1. комплиментарность.
Два неаллельных гена находятся оба в генотипе и дополняют друг друга. Следствие, формирование нового признака отсутствующего у родительской формы. Может быть доминантным или рецессивным.
2. эпистаз.
Тип взаимодействия неаллельных генов между собой, ген 1 аллельной пары подавляет действие неаллельного ему гена из другой пары.
Доминантный эпистаз: 12:3:1 или 13:3
Рецессивный: 9:3:4
3. полимерия.
Несколько неаллельных генов влияют на формирование одного признака.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ.
- фундаментальное
свойство живых организмов, заключается
в изменении наследственных
Наследственная изменчивость – такие изменения признаков формирование которых определяется генотипом и сохраняется в ряду поколений.
Норма реакции – диапазон возможных изменений признака под действием внешне-средовых факторов при данном неизменном генотипе.
Признаки с широкой нормой реакции ( пластичные) и с узкой нормой реакции (непластичные).
Комбинативная изменчивость – обусловлена комбинаторикой генов. Сами гены не меняются, а меняется их сочетание в генотипе и характер взаимодействия между ними.
Мутационная изменчивость – явление скачкообразного изменения наследственного задатка.
Мутагенез – процесс возникновения мутаций. (спонтанный и индуцированный)
Факторы мутагены – биологические (ряд вирусов, бактериофагов), физические (радиация), химические (пестициды).
По уровню возникновения: геномные, хромосомные, генные.
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА, КАК НАУКА.
Наука изучающая роль наследственности и изменчивости в формировании нормальных признаков человека.
Объект: человек
Предмет: нормальные признаки человека
Задачи:
Человек имеет определённые особенности, что создаёт трудности в исследовании.
Интенсивное развитие генетики человека.
1815г. книга Адамса
– «Философский трактат о
1866г.
Флоринский – «Усовершенствован
конец 19 века – Гальтон – первым поставил вопрос о наследственности человека, как предмете изучения.
- для
развития психических
- применение генеалогического метода для изучения качественных и количественных признаков.
- близнецовый метод.
- существенный
вклад в разработку
1932-1937г. Медико-
- создан
центр близнецовых