Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:16, реферат
Зеленые растения - биологи называют их автотрофами - основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Фотосинтез
Растения превращают солнечный свет
в запасенную химическую энергию в два
этапа: сначала они улавливают энергию
солнечного света, а затем используют
ее для связывания углерода с образованием
органических молекул.
Зеленые растения - биологи называют
их автотрофами - основа жизни на планете.
С растений начинаются практически все
пищевые цепи. Они превращают энергию,
падающую на них в форме солнечного света,
в энергию, запасенную в углеводах (см.
Биологические молекулы), из которых важнее
всего шестиуглеродный сахар глюкоза.
Этот процесс преобразования энергии
называется фотосинтезом. Другие живые
организмы получают доступ к этой энергии,
поедая растения. Так создается пищевая
цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Кроме того, воздух, которым мы дышим, благодаря фотосинтезу насыщает
вода + углекислый газ + свет —> углеводы
+ кислород
Растения поглощают углекислый газ, образовавшийся
при дыхании, и выделяют кислород — продукт
жизнедеятельности растений (см. Гликолиз
и дыхание). К тому же, фотосинтез играет
важнейшую роль в круговороте углерода
в природе.
Кажется удивительным, что при всей важности
фотосинтеза ученые так долго не приступали
к его изучению. После эксперимента Ван-Гельмонта,
поставленного в XVII веке, наступило затишье,
и лишь в 1905 году английский физиолог растений
Фредерик Блэкман (Frederick Blackman, 1866–1947) провел
исследования и установил основные процессы
фотосинтеза. Он показал, что фотосинтез
начинается при слабом освещении, что
скорость фотосинтеза возрастает с увеличением
светового потока, но, начиная с определенного
уровня, дальнейшее усиление освещения
уже не приводит к повышению активности
фотосинтеза. Блэкман показал, что повышение
температуры при слабом освещении не влияет
на скорость фотосинтеза, но при одновременном
повышении температуры и освещения скорость
фотосинтеза возрастает значительно больше,
чем при одном лишь усилении освещения.
На основании этих экспериментов Блэкман
заключил, что происходят два процесса:
один из них в значительной степени зависит
от уровня освещения, но не от температуры,
тогда как второй сильно определяется
температурой независимо от уровня света.
Это озарение легло в основу современных
представлений о фотосинтезе. Два процесса
иногда называют «световой» и «темновой»
реакцией, что не вполне корректно, поскольку
оказалось, что, хотя реакции «темновой»
фазы идут и в отсутствии света, для них
необходимы продукты «световой» фазы.
Фотосинтез начинается с того, что
излучаемые солнцем фотоны попадают в
особые пигментные молекулы, находящиеся
в листе, - молекулы хлорофилла. Хлорофилл
содержится в клетках листа, в мембранах
клеточных органелл хлоропластов (именно
они придают листу зеленую окраску). Процесс
улавливания энергии состоит из двух этапов
и осуществляется в раздельных кластерах
молекул - эти кластеры принято называть
Фотосистемой I и Фотосистемой II. Номера
кластеров отражают порядок, в котором
эти процессы были открыты, и это одна
из забавных научных странностей, поскольку
в листе сначала происходят реакции в
Фотосистеме II, и лишь затем - в Фотосистеме
I.
Когда фотон сталкивается с 250-400 молекулами
Фотосистемы II, энергия скачкообразно
возрастает и передается на молекулу хлорофилла.
В этот момент происходят две химические
реакции: молекула хлорофилла теряет два
электрона (которые принимает другая молекула,
называемая акцептором электронов) и расщепляется
молекула воды. Электроны двух атомов
водорода, входивших в молекулу воды, возмещают
два потерянных хлорофиллом электрона.
После этого высокоэнергетический («быстрый»)
электрон перекидывают друг другу, как
горячую картофелину, собранные в цепочку
молекулярные переносчики. При этом часть
энергии идет на образование молекулы
аденозинтрифосфата (АТФ), одного из основных
переносчиков энергии в клетке (см. Биологические
молекулы). Тем временем немного другая
молекула хлорофилла Фотосистемы I поглощает
энергию фотона и отдает электрон другой
молекуле-акцептору. Этот электрон замещается
в хлорофилле электроном, прибывшим по
цепи переносчиков из Фотосистемы II. Энергия
электрона из Фотосистемы I и ионы водорода,
образовавшиеся ранее при расщеплении
молекулы воды, идут на образование НАДФ-Н,
другой молекулы-переносчика.
В результате процесса улавливания света
энергия двух фотонов запасается в молекулах,
используемых клеткой для осуществления
реакций, и дополнительно образуется одна
молекула кислорода. (Отмечу, что в результате
еще одного, значительно менее эффективного
процесса с участием одной лишь Фотосистемы
I, также образуются молекулы АТФ.) После
того как солнечная энергия поглощена
и запасена, наступает очередь образования
углеводов. Основной механизм синтеза
углеводов в растениях был открыт Мелвином
Калвином, проделавшим в 1940-е годы серию
экспериментов, ставших уже классическими.
Калвин и его сотрудники выращивали водоросль
в присутствии углекислого газа, содержащего
радиоактивный углерод-14. Им удалось установить
химические реакции темновой фазы, прерывая
фотосинтез на разных стадиях.
Цикл превращения солнечной энергии в
углеводы - так называемый цикл Калвина
- сходен с циклом Кребса (см. Гликолиз
и дыхание): он тоже состоит из серии химических
реакций, которые начинаются с соединения
входящей молекулы с молекулой-«помощником»
с последующей инициацией других химических
реакций. Эти реакции приводят к образованию
конечного продукта и одновременно воспроизводят
молекулу-«помощника», и цикл начинается
вновь. В цикле Калвина роль такой молекулы-«помощника»
выполняет пятиуглеродный сахар рибулозодифосфат
(РДФ). Цикл Калвина начинается с того,
что молекулы углекислого газа соединяются
с РДФ. За счет энергии солнечного света,
запасенной в форме АТФ и НАДФ-H, сначала
происходят химические реакции связывания
углерода с образованием углеводов, а
затем - реакции воссоздания рибулозодифосфата.
На шести витках цикла шесть атомов углерода
включаются в молекулы предшественников
глюкозы и других углеводов. Этот цикл
химических реакций будет продолжаться
до тех пор, пока поступает энергия. Благодаря
этому циклу энергия солнечного света
становится доступной живым организмам.
В большинстве растений осуществляется
описанный выше цикл Калвина, в котором
углекислый газ, непосредственно участвуя
в реакциях, связывается с рибулозодифосфатом.
Эти растения называются C3-растениями,
поскольку комплекс «углекислый газрибулозодифосфат»
расщепляется на две молекулы меньшего
размера, каждая из которых состоит из
трех атомов углерода. У некоторых растений
(например, у кукурузы и сахарного тростника,
а также у многих тропических трав, включая
ползучий сорняк) цикл осуществляется
по-другому. Дело в том, что углекислый
газ в норме проникает через отверстия
в поверхности листа, называемые устьицами.
При высоких температурах устьица закрываются,
защищая растение от чрезмерной потери
влаги. В C3-растения при закрытых устьицах
прекращается и поступление углекислого
газа, что приводит к замедлению фотосинтеза
и изменению фотосинтетических реакций.
В случае же кукурузы углекислый газ присоединяется
к трехуглеродной молекуле на поверхности
листа, затем переносится во внутренние
участки листа, где углекислый газ высвобождается
и начинается цикл Калвина. Благодаря
этому довольно сложному процессу фотосинтез
у кукурузы осуществляется даже в очень
жаркую, сухую погоду. Растения, в которых
происходит такой процесс, мы называем
C4-растениями, поскольку углекислый газ
в начале цикла транспортируется в составе
четырехуглеродной молекулы. C3-растения
- это в основном растения умеренного климата,
а C4-растения в основном произрастают
в тропиках.
Гипотеза Ван Ниля
Процесс фотосинтеза описывается следующей
химической реакцией:
СО2 + Н2О + свет —> углевод + О2
В начале XX века считалось, что кислород,
выделяющийся в процессе фотосинтеза,
образуется в результате расщепления
углекислого газа. Эту точку зрения опроверг
в 1930-е годы Корнелис Бернардус Ван Ниль
(Van Niel, 1897–1986), в то время аспирант Стэнфордского
университета в штате Калифорния. Он занимался
изучением пурпурной серобактерии (на
фото), которая нуждается для осуществления
фотосинтеза в сероводороде (H2S) и выделяет
в качестве побочного продукта жизнедеятельности
атомарную серу. Для таких бактерий уравнение
фотосинтеза выглядит следующим образом:
СО2 + Н2S + свет ---> углевод + 2S.
Исходя из сходства этих двух процессов,
Ван Ниль предположил, что при обычном
фотосинтезе источником кислорода является
не углекислый газ, а вода, поскольку у
серобактерий, в метаболизме которых вместо
кислорода участвует сера, фотосинтез
возвращает эту серу, являющуюся побочным
продуктом реакций фотосинтеза. Современное
подробное объяснение фотосинтеза подтверждает
эту догадку: первой стадией процесса
фотосинтеза (осуществляемой в Фотосистеме
II) является расщепление молекулы воды.
Мелвин КАЛВИН
Melvin Calvin, 1911–97
Американский биолог. Родился в г. Сент-Пол,
штат Миннесота, в семье выходцев из России.
В 1931 году получил степень бакалавра в
области химии в Мичиганском колледже
горного дела и технологии, а в 1935 году
- степень доктора химии в университете
штата Миннесота. Двумя годами позже Калвин
начал работать в Калифорнийском университете
в Беркли и в 1948 году стал профессором;
за год до этого был назначен директором
отдела биоорганики в Радиационной лаборатории
Лоренса в Беркли, где использовал технологические
достижения военных исследований времен
Второй мировой войны, например новые
методы хроматографии, для изучения темновой
фазы фотосинтеза. В 1961 году Калвин был
удостоен Нобелевской премии в области
химии.