Формирование экологической культуры в процессе обучения биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе. Школьный предмет биологии, занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.
Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к природе.

Оглавление

Введение 3
Понятие экологическая культура и экологическое воспитание 4
Формирование экологической культуры в процессе обучения 7
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

биоэтика кр.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

 

Контрольная работа по биоэтике

по теме:

«Формирование экологической культуры в процессе

обучения биологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                              3

Понятие экологическая культура и экологическое воспитание       4

Формирование экологической культуры в процессе обучения       7

Список литературы                                                                            10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Исследования показывают, что выпускники школ, владея теоретическими знаниями, не осознают собственной роли в устранении экологических проблем, возлагая их решение на государственные органы. Все это обусловливает необходимость формирования экологической культуры учащихся как личностно-целостного феномена и разработку педагогических условий ее развития. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологические и нравственные приоритеты.

Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе. Школьный предмет биологии, занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к природе.

 

 

 

 

  1. Понятие экологическая культура и экологическое воспитание

 

Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. В философском контексте экологическая культура выступает в качестве осознания культуры как идеала, к которому нужно стремиться, это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, ориентированными на развитие гармонизации отношений личности, общества и природы.

По определению философов, «экологическая культура — это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой. Она проявляется в системе духовных ценностей, всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы».

Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально-этической оценки природы, отказ от антропоцентризма, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, пересмотр собственных потребностей, духовное освоение сущностных свойств природы, понимание человека как органической части природы.

Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и общества в целом.

По мнению авторов настоящей методики, развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников.

Экологический материал школьного предмета многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как взаимозависимость организма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера и особенно человек как экологический фактор. Однако, развивая понятие об антропогенном факторе, следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе, что нередко наблюдается в массовой практике обучения и методических рекомендациях для учителя. Безусловно, обращая внимание учащихся лишь на неблаговидную роль человека в природе, можно достигнуть определенных целей экологического воспитания, но это может привести и к неправильным, односторонним выводам о практической деятельности человека в природе. Поэтому надо всесторонне рассматривать вопросы природопользования.

При правильном осмыслении примеров действия антропогенных факторов у школьников формируются истинная оценка реальной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Вместе с тем у них возникает потребность понять суть происходящих в природе изменений, найти их причины, выяснить действенную роль человека, собрать новые факты и изучить явления, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, высказать свое суждение о локальных (в своем регионе) экологических проблемах и о глобальных (в целом на Земле) проблемах. Задача учителя — умело направлять внеклассную деятельность (природоохранительную, исследовательскую экологическую, натуралистическую, по дополнительному чтению) и анализировать подобные вопросы во время уроков (особенно в заключительных темах курсов биологии) и на экскурсиях в природу.

Большое воспитательное значение имеет экологический материал о смене природных сообществ (курс 6 класса), а также о смене биогеоценозов и их устойчивости (курс общей биологии). В ходе образования и развития этих понятий школьники не только получают представление о смене сообществ, но и узнают о том, как совершается данный процесс. Следовательно, можно проанализировать его причины, в том числе внезапные (катастрофические), обусловленные деятельностью человека. Очень нагляден пример зарастания лесной гари, так как обсуждаются вопросы бережного отношения к природным ресурсам, причины гибели леса и возможности восстановления разрушенного биогеоценоза, особенно в местах, подверженных заболачиванию. Этот пример служит конкретной основой проведения на уроке воспитательной беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о соблюдении определенных правил общения с ней, о негативной и позитивной роли антропогенного воздействия в природе.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

 

 

 

  1. Формирование экологической культуры в процессе обучения

 

Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формируется убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом  дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.  Включение в содержание уроков биологии знаний о природных богатствах родной страны, достижениях науки и сельского хозяйства, о национальных традициях и культурно-исторических ценностях россиян, также играет существенную роль в учебно-воспитательном процессе.

В урочной деятельности практикуются уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», практические и лабораторные работы; анализ научной литературы, дискуссии, экскурсии. Формированию экологической культуры учащихся способствует применение различных средств обучения  - таблиц,  картин, микропрепаратов, влажных препаратов, ИКТ средств. В учебный  план школ включены элективные курсы - «Экологический практикум в сельской школе»,  «Среда и здоровье человека», «Мир в котором я живу». 

Особым фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Сельские ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у  городских ребят. Вырастая в селе, дети повседневно наблюдают труд взрослых, работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Учитель биологии должен понимать: практические знания сельских школьников, полученные в повседневной жизни, необходимо дополнять социально-ценностными аспектами более высокого уровня. При изучении биологии следует обращать внимание не только на красоту природы и бережное отношения к ней. Важнейшая задача учителя - заложить в детях потребность к сохранению природы и ее богатств.

 На уроках биологии  школьники усваивают знания о  моральных и правовых принципах, нормах и правилах, предписаниях  и запретах при взаимодействии  с природными объектами – водой, почвой, воздухом, животными, растениями  и различными сообществами. Внимание  школьников обращается на знакомство с нормативными особенностями региона: традициями рационального использования ресурсов, сохранения экосистем и их компонентов. Усвоение данных ценностей осуществляется в учебной и внеучебной деятельности учащихся в совместной работе, которая обеспечивает эмоциональный контакт в процессе межличностного общения с живой природой.

Широкими возможностями формирования экологической культуры являются предметные недели. К предметной неделе привлекаются все ученики, каждому из них предлагается несколько вариантов участия. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого и полезного. Во время таких недель ребята принимают активное участие в творческих делах - «День Птиц», «Праздник весны», игры, конкурсы, викторины, экскурсии, проекты.

Экологическое воспитание школьников опирается на методы учебной деятельности: проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов. Продуктивным приемом является участие школьников в посадке цветов, деревьев, озеленении школьных классов и коридоров. В исследовательской деятельности  практикуется работа по составлению паспорта школы, выпуск экологической газеты, изучение состава воздуха, состава воды, почвы. Школьники, участвуя в исследованиях и проектах, как правило, становятся участниками конкурсов в районе, республике.

Изучение собственной истории, истории «малой родины» и своего Отечества, знакомство с природными объектами и правилами их сохранения включает школьника в деятельность по отношению к обществу, людям и к природе, развивает потребность принимать личное участие в охране окружающей среды и в решении экологических проблем на уровне класса, школы, села, района.

Главным результатом такой деятельности становится усвоение ценностей экологической культуры на личностной основе. В   этом процессе школа должна стать местом встреч ребёнка с природой и её образами, средой соединения культуры человека и природного мира. Показателем освоения норм экологической культуры должно стать осознание и выполнение нашими учениками норм совместного сосуществования природы и человека.

Обучение биологии должно происходить под девизом: "Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью". Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Шилова В.С.: Педагогические условия формирования социально-экологических умений школьников. – Белгород: Б.И., 2011.
  2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:Просвещение, 1993
  3. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.
  4. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989. 
  5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.

Информация о работе Формирование экологической культуры в процессе обучения биологии