Евразийская геополитическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:23, реферат

Краткое описание

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России[1]. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.

Файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 53.00 Кб (Скачать)


Евразийская геополитическая теория

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России[1]. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.

В Геополитической мысли русского зарубежья особую роль занимает доктрина, евразийцев. Евразийство самобытное идейно-философское течение русской общественно-политической мысли. В определенном смысле это течение, говоря гегелевским языком, в «снятом» виде продолжает идеи славянофильства.

Среди наиболее видных представителей этого течения можно выделить философа и филолога Н. С. Трубецкого, философа II. П. Сувчинского, богослова Георгия Васильевича Флоренского, историка Л. П. Карсавина, географа и экономиста П. Н. Савицкого. Идейными лидерами евразийства были Н. С. Трубецкой и П. Н. Савицкий.

К интеллектуальным истокам евразийства можно отнести славянофильское направление русской общественно-политической мысли, философские и геополитические идеи Н. Данилевского, философской политические взгляды К. Леонтьева и Ф. Достоевского. Учение евразийцев сродни цивилизационным теориям О. Шпенглера, П. Сорокина и А. Тойнби.

Влияние Данилевского на евразийцев было, пожалуй, самым сильным. Следуя учению Данилевского о культурно-исторических типах и исходя из его противопоставления славянской цивилизации - романо-германской, они выдвигают представление о Евразии как отдельном культурно-историческом типе, совершенно чуждом европейской (романо-германской) цивилизации

Методологическими основами евразийства можно считать провозглашение самобытности России и отрицание европоцентризма. Самобытность России является следствием ее географического положения на грани двух цивилизаций — Западной и Восточной. Россия — это особая «срединная страна», объединяющая в себе восточные
и западные начала. «Евразия предстает перед нами как особый культурный мир, внутренно и крепко единый в бесконечно и часто... протииворечивом многообразии своих проявлений, Евразия-Россия — развивающаяся своеобразная культуро-личность».

Отнесение России к Западу для евразийцев было неприемлемо, поскольку европейская
культура оценивалась ими как исторически и этнически ограниченная. В противовес западной культуре нротивоставлялась культура Евразии, которой, как считали евразийцы, «принадлежит руководящая и первенствующая роль в ряду человеческих культур».

В своем развитии евразийское движение прошло два этапа. Первый этап — 1921 -1925 гг. — бере г свое начало с публикации коллективного труда «Исход к Востоку», авторами которого являлись Н. С, Трубецкой, П. П. Сувчинский, П. И. Савицкий и Г. В. Флоровский. В этот период разрабатывались основные геополитические положения доктрины евразийства. Второй этап — 1926-1938 — связан с осмыслением дальнейшего развития постбольшевистской России. В конце 20-х гг. часть евразийцев перешла на позиции большевизма и внутри евразийского течения возник раскол.

Наиболее полно геополитическая доктрина евразийства представлена в трудах П. Н. Савицкого. Его по праву называют «основателем русской геополитической школы, первым ученым, сформулировавшимсе фундаментальные принципы» (А. Дугин). «В лице Савицкого, — отмечает Ю. В. Тихонравов, — мы имеем совершенно сознательного, ответственного и компетентного геополитика, который полноценно и обоснованно выражает позицию хартленда, причем отталкиваясь отнаиболее глубинных — русских — его областей».

Определяя геополитическое положение России как «Срединного Государства», Савицкий отмечает, что границы Российской империи совпадают с границами Евразии. Однако Евразия больше, чем материк или континент. Она — сплав русской культуры, истории, государственности и ландшафта. Составляющими евразийской культуры у Савицкого выступают: арийско-славянская культура, культура тюркского кочевничества, а также православие. Евразия, таким образом, предстает прежде всего как особый тип цивилизации.

Самостоятельность и самобытность России, но Савицкому, обретены во многом благодаря Турану. Монголо-татарское иго способствовало тому, что «Россия обрела свою духовную независимость от агрессивного романо-германского ига», «без татарщины не было бы России». «Россия, — отмечал он, — наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиза и Тимура... В ней сочетаются одновременно историческая "оседлая" и "степная" стихии».

Россия, по Савицкому, континентальная держава: «Скажем прямо, — пишет он в статье "Степь и оседлость", — на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря, как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента».

Важнейшим понятием в теории Савицкого выступает категория месторазвития. Под месторазвитием понимается слияние социально-политической среды и ее территории в единое целое, «в географический индивидуализм или ландшафт». Жизнь общества, государства тесно связаны с месторазвитием. Россия — это обширное «месторазвитие», включающее в себя многообразные формы более мелких «месторазвитий». Тем самым утверждалось геополитическое единство
России, ее внутренне органичный интегральный характер, являющийся синтезом разнообразных культурных традиций.

«Месторазвитием Евразии тесно связано с географическим своеобразием этого континента. На севере он ограничен полосой тундр, на юге — каймой горных цепей, в центре — полоса степей. Степь — географическая основа исторического развития Евразии-России. Именно во многом она определила основные черты евразийской культуры.

 

Теория Хартленда.

Значение работы Маккиндера заключается в том, что в ней была впервые разработана модель мирового геополитического развития, создана обобщенная геополитическая картина своего времени. Исходной методологической базой теории Маккиндера являлось положение о том, что мир как
географическое понятие представляет собой единое целое.

Мировую историю британский геополитик изображал как непрекращающуюся борьбу между континентальными и океаническими держа-
вами. Однако в центр своей теории Маккиндер ставит не государства, а крупные геополитические образования, разделяя мир на океаническую и континентальную зоны.

Основная идея Маккиндера заключалась в том, что осью мировой политики является внутреннее пространство Евразии. К этому выводу британский географ приходит следующим образом. В противостоянии океанического и континентального полушарий решающее значение имеют транспортные технологии, или коммуникации. От изменения транспортных технологий, развития транспортных коммуникаций зависит то, какие области истории становятся осевыми. Первоначально

(с XIII в.) осевым регионом была Центральная Азия. Монголы могли влиять на Азию и Европу благодаря
чрезвычайной мобильности своей конницы. Затем (с ХУ-ХУ1 вв.) развитие флота и морских коммуникации изменило баланс сил в пользу Великобритании.

«Пространства на территории Российской империи и Монголии столь велики, а их потенциал в отношении населения, зерна, хлопка, топлива и металлов столь высок, что здесь несомненно разовьется свой, пусть несколько отдаленный, огромный экономический мир, недосягаемый для океанической торговли».
Отсюда и следующий вывод: «Разве не является осевым регионом в мировой политике этот обширный район Евро-Азии, недоступный судам... Россия заменяет Монгольскую империю. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившие из одного центра набеги степняков. В этом мире она занимает центральное положение, которое в Европе принадлежит Германии. Она может по всем направлениям, за исключением севера,
наносить и одновременно получать удары».

Таким образом, Маккиндер выделяет осевой регион мира или хартпленд. Хартлснд — это центральный массив Евразии. Понятие хартленда было введено не Маккиндером, а британским географом Дж. Фэйгривом в 1915 г

Точные границы хартленда Маккиндером не определялись. Примерно это была область от Белого и Балтийского морей до Каспия и Северо-Восточной Сибири. В работе «Демократические идеалы и реальность» (1919) его границы были расширены за счет территорий Тибета и Монголии на Востоке и Центрально-Восточной Европы на Западе, несколько позже к нему были также отнесены Черное море,
Малая Азия и Армения.

Согласно модели Маккиндера, хартленд окружает внутренний полумесяц, расположенный в континентальной Европе и в Азии. К полумесяцу были отнесены Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай. Этот полумесяц можно рассматривать и как щит хартленда, и как плацдарм для
экспансии со стороны океанических государств. Внутренний полумесяц в свою очередь опоясывается внешним полумесяцем, включающим Британию, Южную Африку, Соединенные Штаты, Канаду и Японию.

Главным местом обитания человечества на планете Маккиндер считал Мировой остров, к которому относил Европу, Азию, Африку и окружающий их Мировой океан. Маккиндер последовательно приходит к выводу о том, что государство, занимающее центральное положение на Мировом острове, будет осуществлять мировое господство.

 

«Хартленд — Римленд» теория. — Учение американского теоретика геополитики Николоса Спайкмена, разработанное в конце 30-х и начале 40-х годов. В отличие от Маккиндера, выделявшего Хартленд в качестве ключевой зоны, Спайкмен к таковой в Евразии относил Римленд. Эта гигантская дуга, включающая приморские евразийские государства, подлежит «интегрированному контролю», так как здесь осуществляется противостояние между СССР и США. Была предложена  геостратегия наступления «атлантистов» на Континент, посредством создания форпостов в береговой зоне Евразии (Римленде). Ключевое значение в этой теории имеет Евразия. Ученый критически подошел к оценке геополитического значения осевого района «хартленда» в построениях Маккиндера, полагая, что географическая история «внутреннего полумесяца», который он переименовал в «римленд», формировалась не под давлением «кочевников суши», а наоборот, континентальные пространства получали энергетические импульсы с морских побережий (береговой зоны). Контроль над этой гигантской дугой, окаймляющей  территорию Евразии, мог нейтрализовать  влияние «хартленда».  Спайкмен следующим образом перефразировал известный тезис Маккиндера: «Кто контролирует Римленд, тот контролирует Евразию, а кто контролирует Евразию, тот контролирует  судьбы всего мира». Для достижения этих целей  США должны вступить в союз с Великобританией, чтобы противостоят Германии и Японии в стремлениях  к совместному контролю  над тремя главными центрами силы в Евразии.

 

Ученый развил идею «анаконды» — контроля  и удушения  береговых зон приморских стран Африки и Азии, включая  Индию и Китай, особо подчеркивая роль силы в  установлении политического порядка. К концу Второй мировой войны  стало очевидным отождествлять «хартленд» с Советским Союзом.  Поражение Германии  усилило  репутацию геополитической концепции Маккиндера. Поэтому в  новой модели мирового порядка Спайкмена материковая держава из «хартленда» (СССР) противостоит  морской державе  из «внешнего полумесяца» (США), разделенных зоной соприкосновения («римленд»). В соответствии с этой моделью  формировалась  в США послевоенная политика сдерживания коммунизма. Сдерживание «крепости» (Советский Союз, страны Варшавского договора)  со стороны США осуществлялось образованием антисоветских военных блоков вдоль «римленда»: НАТО в Европе, СЕНТО в Западной Азии, и СЕАТО в Восточной Азии. Противостояние чередовалось  большими и малыми конфликтами в Берлине,  Корее, Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Камбодже и Афганистане.

Неоевразийская концепция Л.Н. Гумилева.

В теории этногенеза «последнего евразийца» Л.Н. Гумилев (1912-1992), сумел соединить закономерности развития природных и политических систем. Доктрина Л.Н. Гумилева опиралась на выводы истории, географии и естествознания. Он доказал, что пассионарные толчки (микромутации, вызывающие появление пассионарного признака в популяции и приводящие к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах) определяют ритмы Евразии, ее внутреннюю структуру. Евразия — не какой-то мифический центр, доминирующий в мире, как у Маккиндера, а один из центров, таких как Европа, Китай, Индия. Полицентризм является важнейшим общеметодологическим принципом евразийства в отличие от европоцентризма.

Л. Н. Гумилев пришел к выводу, что распад СССР был связан не только с субъективными факторами исторического развития, но прежде всего с объективной логикой этногенеза. Его концепция свидетельствует, что сейчас мы, россияне, как суперэтнос (этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям) переживаем один из наиболее тяжелых моментов в его жизни — фазовый переход от надлома к инерции. Это наиболее тяжелая фаза, которая характеризуется исчезновением былого единства суперэтноса со значительной степенью вероятности его гибели.

 



Информация о работе Евразийская геополитическая теория