Биосфера и человечество. Основные проблемы охраны окружающей среды и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Состояние среды и ресурсов биосферы в связи с ростом народонаселения и развитием научно-технического прогресса.2. Проблема населения. 3. Пути охраны и рационального использования ресурсов биосферы

Файлы: 1 файл

11.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Непосредственным  организатором выполнения этого  закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным  органам относятся : Комитет по природным  ресурсам и природопользованию при  Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию  природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят : Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической  безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

- определение  основных направлений охраны  окружающей среды;

- учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;

- учет экологически  вредных объектов, планирование  охраны окружающей среды, финансирование  и материально-техническое обеспечение  природоохранных программ;

- координация  природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;

- координация  деятельности экологических служб,  проведение экологической экспертизы  проектов;

- государственный  экологический контроль;

- разрешение, запрещение  деятельности экологически вредных  предприятий;

- организация  сбора и обезвреживания отходов;

- организация  особо охраняемых территорий;

- организация  экологического воспитания и  образования;

- обеспечение  населения экологической информацией  и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

- комитет РФ  по геологии и использованию  недр;

- комитет РФ  по земельным ресурсам;

- комитет РФ  по рыболовству;

- комитет РФ  по водному хозяйству;

- департамент  по охране и рациональному  использованию охотничьих ресурсов  при министерстве с/х;

- федеральная  служба геодезии и картографии  России;

- федеральная  служба лесного хозяйства России;

- федеральная  служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- санитарно-эпидемиологическая  служба РФ при Министерстве  здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами  природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к  обезливанию и снижению эффективности  действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

5.2. Общественные  организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.

5.3. Научные организации

Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в  природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий  и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие бы то ни было действия будет уже слишком поздно (Одум Ю., 1986).

5.4. Международные  природоохранительные организации

Охрана природной  среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, "Соглашение об охране морских котиков" заключено  в 1897 году между Россией, США и  Японией.

Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.

В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете  загрязнения Балтийского моря.

В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы  специализированные органы, в том  числе:

1. ЮНЕСКО - организация  по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки  кадров по охране природы.

2. ФАО - по  вопросам продовольствия и с/х.

3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.

4. МСОП - международный  союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных  комиссий со штаб-квартирой в  городе Морж (Швейцария). Он подготавливает  соглашения, конвенции; организует  консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны.

Информация о работе Биосфера и человечество. Основные проблемы охраны окружающей среды и пути их решения