Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:34, статья

Краткое описание

Деятельность-источник познания, формирования личности учащихся и основа совершенствования учебного процесса.
Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы , благодаря которой каждый ученик получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.

Файлы: 1 файл

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии (из опыта работы)

   Деятельность-источник познания, формирования личности учащихся и основа совершенствования учебного процесса.

   Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы , благодаря которой каждый ученик получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.

   Я стараюсь применять разнообразные приемы, которые способствуют развитию активной самостоятельной деятельности учащихся на уроках, такие как:

-аргументированная  защита своего мнения, опираясь на имеющиеся знания;

-умение правильно формировать и задавать вопросы;

-умение оценивать  и рецензировать ответы товарищей;

-умение делиться  своими знаниями с другими,

-выполнение заданий, связанных с чтением дополнительной литературы, постановкой опытов и проведением наблюдений;

-применение разнообразных  форм деятельности, которые включают в познание элементы труда, игры, художественной и других видов деятельности;

-создание заинтересованности  в коллективной деятельности, на  основе которой и происходит  формирование активной позиции  каждого.

   Для меня  важно, чтобы ученики поверили  в себя, чтобы каждый из них  испытал чувство успеха, чтобы от этого у них пела душа. Также не менее важным считаю благоприятные, доверительные отношения с моими учениками, которые способствуют всемирному развитию их активности и являются необходимыми для совершенствования учебной деятельности и учебного процесса.

  Все мы знаем, что  основная форма учебно-воспитательной работы в школе – это урок. Современный урок биологии выполняет несколько функций, одной из главных является побуждение всех учащихся класса к активной познавательной деятельности, привития учащимся желания и умения заниматься самообразованием.

   Для улучшения  результатов своей деятельности  применяю разнообразные формы  уроков. На некоторых уроках создаю  условия для группового общения  в учебной деятельности – парами, группами – для выполнения  совместных учебных действий, имеющих особое значение для развития. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений, симпатии и дружбы, создается возможность дополнения общественной деятельности индивидуальными интересами и склонностями, крепнет потребность в взаимоуважении и взаимоответственности.

   Нередко тема  урока уже знакома учащимся  из других источников информации, поэтому важно с помощью проблемных  вопросов, требующих глубокого понимания  темы урока показать ее новизну.  Помогают вызвать интерес к уроку связь нового материала со старым, межпредметные связи, исторические сведения, практическое значение изучаемого, связь с современностью, занимательные задания, включенные в содержание урока. Для восприятия всего этого важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью я использую произведения искусства: стихи, музыку, картины и живые объекты, а также краеведческий материал.

   Например, при  изучении темы «Листопад» демонстрирую  картину Левитана «Золотая осень». Обращаю внимание учеников на цвет осеннего неба, на реку, на бледно-желтую, побуревшую траву. А лес…? Затем звучат строки из стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

Унылая  пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы  увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

   Репродукция  картины и стихи напоминают  учащимся пленительное обаяние  осени, создают эмоциональный  настрой для восприятия нового  материала, для поисков ответов  на вопросы: от чего зависит  осенняя окраска листьев, каково  значение листопада в жизни растений? Большой интерес на этом уроке вызывает демонстрация опытов по обнаружению ксантофилла и каротина. На основе этого опыта учащиеся делают предположения, почему листья осенью приобретают желтую окраску. А чем объяснить красную, фиолетовую и др. окраску листьев и цветов? Демонстрируется опыт с отваром краснокочанной капусты по обнаружению антоциана и изменения окраски антоциана в средах с разной РН.

   На уроке  «Кочевки и перелеты птиц» используются картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», материалы из истории и культуры народов, звучат голоса птиц.

   Привожу фрагмент  этого урока.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Мы можем  найти знаки внимания и уважения к птицам в истории и культуре многих народов. Башкирские мифы, легенды, песни, стихи наполнены птицами- чудесными покровителями людей. У башкир почитаемыми птицами являются утка, лебедь, журавль, ворон. Узор башкирского орнамента характеризуется обилием символов природы, в том числе и птиц, птичьих голов. Это не случайно. Ведь определенное дерево и птица – древний символ башкирских племен.

   Композиторы,  художники, поэты всех времен  и народов создавали и создают  свои произведения, посвященные  птицам.

   Ребята, кто  может назвать картину и имя  русского художника, включившего  в  свою композицию грачей (выслушиваю  ответы учащихся)?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Да, эта  картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (Вывешивается картина). Ребята, эта  картина написана в 1871 году. Хотя картина  и названа так, но люди в то время  еще не знали откуда прилетают  птицы.

   Поэтому многие  люди считали, что грачи, ласточки, скворцы, соловьи и другие птицы, не иначе как прячутся на дно озера или болота и там, на дне, проводят всю зиму. Так думали много лет. И так думали все. А вот немецкий натуралист Иоганн Фриш засомневался. И тогда он придумал вот что: поймал на гнезде возле своего дома двух ласточек и привязал к их ногам красные нитки. Фриш решил: если ласточки действительно проводят всю зиму в воде, то нитки обязательно полиняют.

   Но когда  птицы следующей весной снова  появились у своего гнезда, нитки на их ногах были такие же красные, совсем не полинявшие. Значит, ласточки  в воде не были. А где? Этого конечно, Фриш не знал. И вообще, никто не знал, куда деваются птицы на зиму.

     Так  где же зимуют наши птицы?  Ребята, вы смогли бы ответить  на этот вопрос? (ответы учащихся).

       Я считаю, важнейшим условием повышения познавательной активности учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий. Например, в 8 классе, при изучении темы »Обмен веществ и энергии. Выделение» предлагаю такие задания.

   В одном из экспериментов две дюжины крыс кормили без количественных ограничений в течение месяца, после чего зверькам ввели некий канцероген. У 14 из подопытных животных развился рак. Контрольная группа подверглась ограничению в еде на 40 %. После введения того же канцерогенного вещества ни одно животное не заболело. Какое предположение можно сделать на основе результатов этого эксперимента?

   На уроках  стараюсь создать условия, в  которых учащиеся могли бы  не только отвечать на вопросы  учителя, но и достаточно раскованно использовать свои возможности выражения мыслей, и, главное испробовать силу своего речевого воздействия на других. Именно это и развивает у ученика умение принимать самостоятельные решения.

   Например, по теме «Корень как орган растения» провела урок по следующему плану.

 

ТЕМА: Корень как орган  растения.

ЦЕЛЬ: Изучить функции  и внешнее строение корня как  органа растения; дать понятия «корневая  система», «типы корневых систем»; развивать  навыки самостоятельной умственной деятельности; воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, развивать самоконтроль.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица  «Типы корневых систем«, растения гороха и пшеницы в горшках (прозрачных вазонах); коллекция «Последовательность прорастания семян», веточки бегонии, ивы, смородины с придаточными корнями; проростки гороха и пшеницы на каждый стол, гербарий растений  с мочковатой и стержневой корневой системой.

ХОД УРОКА: 1. Актуализация знаний учащихся об органах цветкового растения.

1) Ребята, на прошлых  уроках мы завершили изучение темы «Семя». Что такое семя? Вспомним определение термина «орган». Какие органы имеются у цветковых растений?  К каким органам относится семя? Назовите вегетативные органы растения. Сегодня мы начинаем изучение корня как органа цветкового растения. Из определения термина «орган» предположите каким будет план изучения темы. ( После ответов учащихся записывается тема урока на доске и в тетрадях учащихся.): С чего начнем изучение корня? Запись на доске и в тетрадях.

А) Функции (значение) корня. Предположите, каковы могут быть функции корня? (Выслушиваю ответы, затем учащиеся сравнивают свои предположения, проверяют их правильность, используя параграф учебника и записывают функции корня в тетрадях. Потом  дети мысленно проговаривают текст и оценивают свои знания)

Б) Внешнее строение корня.

  Какой орган  у прорастающего семени начинает  расти первым?(использую плакат  «Последовательность прорастания  семян гороха») Какие изменения произошли с корнем за наблюдаемый период? (Заранее учащиеся вели наблюдения за прорастанием семян и сделали коллекцию «Последовательность прорастания семян») Какой из корней самый мощный и длинный? Из чего он вырос? Как называется такой корень? Дайте ответ, используя рисунок 59 и текст на стр.89-90 сформулируйте определение термина «главный корень» и запишите в словарях. Как называются корни, развивающиеся на главном корне? Подсчитайте, сколько боковых корней выросло у проростков гороха. Какие из них самые длинные? Сделайте вывод. Учащиеся записывают свои выводы: главный корень вырастает из корешка зародыша, а боковые вырастают на нем.

   Всегда ли  корни формируются из зародышевого  корешка? (Демонстрируются ветки  ивы, смородины, бегонии с придаточными  корнями). Как называются такие  корни? Уточните ответ, используя  рис.59и стр. 89 из учебника. Сформулируйте определение термина «придаточные корни» и запишите в словарях. Какие корни называют боковыми? Где они развиваются? Учащиеся в тетрадях записывают определение термина «боковые корни». Закрепление – беседа и запись на доске и в тетрадях учащихся. С какими видами корней мы познакомились?

   Виды корней:

1. Главный корень (из  корешка зародыша);

2. Придаточные корни  (на стебле и листьях);

3. Боковые корни  (на главном и придаточном корнях).

Учащиеся проговаривают  текст «Виды корней» и оценивают свои знания.

В) Типы корневых систем.

  Что собой представляет  совокупность корней одного растения? Используй 2 абзац на стр.90. сформулируйте определение термина «корневая система» и запишите.

   Итак, мы с  вами изучили внешнее строение  корневой системы гороха. Сравним корневые системы гороха и пшеницы. Чем они отличаются? Чем отличается корневая система гороха от корневой системы пшеницы? Как называются корневые системы гороха и пшеницы? Запишите в словарях определение стержневой и мочковатой корневых систем, используя стр.90 и рис.60 зарисуйте стержневую и мочковатую корневую системы. На доске немые рисунки стержневой и мочковатой корневых систем. Ребята, кто поможет мне разобраться в этих рисунках.( Два ученика расшифровывают рисунки. Проговаривание и самооценка по корневым системам). Какие из предложенных растений горох, фасоль, пшеница, лук, относятся к двудольным, какие к однодольным? Можно ли по корневой системе определить к какому классу относится данное растение? Сейчас мы имеем возможность выяснить это.

 2. Выполнение лабораторной работы (стр.90-91) «Строение стержневой и мочковатой корневой систем». На основе выполненной работы учащиеся делают вывод, что большинство двудольных растений имеют стержневую корневую систему, а у однодольных – мочковатую корневую систему.

   Ребята, у кого  гербарий подорожника? Какая корневая  система у подорожника? К какому  классу цветковых растений относится  подорожник? (Дети относят подорожник к однодольным из-за мочковатой корневой системы).

   Я не согласна. Хотя у подорожника и мочковатая корневая система, подорожник относится к двудольным. Почему?

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии