Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:34, статья
Деятельность-источник познания, формирования личности учащихся и основа совершенствования учебного процесса.
Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы , благодаря которой каждый ученик получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии (из опыта работы)
Деятельность-источник познания, формирования личности учащихся и основа совершенствования учебного процесса.
Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы , благодаря которой каждый ученик получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.
Я стараюсь применять разнообразные приемы, которые способствуют развитию активной самостоятельной деятельности учащихся на уроках, такие как:
-аргументированная защита своего мнения, опираясь на имеющиеся знания;
-умение правильно формировать и задавать вопросы;
-умение оценивать и рецензировать ответы товарищей;
-умение делиться своими знаниями с другими,
-выполнение заданий, связанных с чтением дополнительной литературы, постановкой опытов и проведением наблюдений;
-применение разнообразных форм деятельности, которые включают в познание элементы труда, игры, художественной и других видов деятельности;
-создание заинтересованности в коллективной деятельности, на основе которой и происходит формирование активной позиции каждого.
Для меня важно, чтобы ученики поверили в себя, чтобы каждый из них испытал чувство успеха, чтобы от этого у них пела душа. Также не менее важным считаю благоприятные, доверительные отношения с моими учениками, которые способствуют всемирному развитию их активности и являются необходимыми для совершенствования учебной деятельности и учебного процесса.
Все мы знаем, что основная форма учебно-воспитательной работы в школе – это урок. Современный урок биологии выполняет несколько функций, одной из главных является побуждение всех учащихся класса к активной познавательной деятельности, привития учащимся желания и умения заниматься самообразованием.
Для улучшения
результатов своей
Нередко тема
урока уже знакома учащимся
из других источников
Например, при
изучении темы «Листопад»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Репродукция
картины и стихи напоминают
учащимся пленительное обаяние
осени, создают эмоциональный
настрой для восприятия нового
материала, для поисков
На уроке «Кочевки и перелеты птиц» используются картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», материалы из истории и культуры народов, звучат голоса птиц.
Привожу фрагмент этого урока.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Мы можем найти знаки внимания и уважения к птицам в истории и культуре многих народов. Башкирские мифы, легенды, песни, стихи наполнены птицами- чудесными покровителями людей. У башкир почитаемыми птицами являются утка, лебедь, журавль, ворон. Узор башкирского орнамента характеризуется обилием символов природы, в том числе и птиц, птичьих голов. Это не случайно. Ведь определенное дерево и птица – древний символ башкирских племен.
Композиторы, художники, поэты всех времен и народов создавали и создают свои произведения, посвященные птицам.
Ребята, кто
может назвать картину и имя
русского художника,
УЧИТЕЛЬНИЦА: Да, эта картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (Вывешивается картина). Ребята, эта картина написана в 1871 году. Хотя картина и названа так, но люди в то время еще не знали откуда прилетают птицы.
Поэтому многие люди считали, что грачи, ласточки, скворцы, соловьи и другие птицы, не иначе как прячутся на дно озера или болота и там, на дне, проводят всю зиму. Так думали много лет. И так думали все. А вот немецкий натуралист Иоганн Фриш засомневался. И тогда он придумал вот что: поймал на гнезде возле своего дома двух ласточек и привязал к их ногам красные нитки. Фриш решил: если ласточки действительно проводят всю зиму в воде, то нитки обязательно полиняют.
Но когда птицы следующей весной снова появились у своего гнезда, нитки на их ногах были такие же красные, совсем не полинявшие. Значит, ласточки в воде не были. А где? Этого конечно, Фриш не знал. И вообще, никто не знал, куда деваются птицы на зиму.
Так где же зимуют наши птицы? Ребята, вы смогли бы ответить на этот вопрос? (ответы учащихся).
Я считаю, важнейшим условием повышения познавательной активности учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий. Например, в 8 классе, при изучении темы »Обмен веществ и энергии. Выделение» предлагаю такие задания.
В одном из экспериментов две дюжины крыс кормили без количественных ограничений в течение месяца, после чего зверькам ввели некий канцероген. У 14 из подопытных животных развился рак. Контрольная группа подверглась ограничению в еде на 40 %. После введения того же канцерогенного вещества ни одно животное не заболело. Какое предположение можно сделать на основе результатов этого эксперимента?
На уроках стараюсь создать условия, в которых учащиеся могли бы не только отвечать на вопросы учителя, но и достаточно раскованно использовать свои возможности выражения мыслей, и, главное испробовать силу своего речевого воздействия на других. Именно это и развивает у ученика умение принимать самостоятельные решения.
Например, по теме «Корень как орган растения» провела урок по следующему плану.
ТЕМА: Корень как орган растения.
ЦЕЛЬ: Изучить функции и внешнее строение корня как органа растения; дать понятия «корневая система», «типы корневых систем»; развивать навыки самостоятельной умственной деятельности; воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, развивать самоконтроль.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Типы корневых систем«, растения гороха и пшеницы в горшках (прозрачных вазонах); коллекция «Последовательность прорастания семян», веточки бегонии, ивы, смородины с придаточными корнями; проростки гороха и пшеницы на каждый стол, гербарий растений с мочковатой и стержневой корневой системой.
ХОД УРОКА: 1. Актуализация знаний учащихся об органах цветкового растения.
1) Ребята, на прошлых уроках мы завершили изучение темы «Семя». Что такое семя? Вспомним определение термина «орган». Какие органы имеются у цветковых растений? К каким органам относится семя? Назовите вегетативные органы растения. Сегодня мы начинаем изучение корня как органа цветкового растения. Из определения термина «орган» предположите каким будет план изучения темы. ( После ответов учащихся записывается тема урока на доске и в тетрадях учащихся.): С чего начнем изучение корня? Запись на доске и в тетрадях.
А) Функции (значение) корня. Предположите, каковы могут быть функции корня? (Выслушиваю ответы, затем учащиеся сравнивают свои предположения, проверяют их правильность, используя параграф учебника и записывают функции корня в тетрадях. Потом дети мысленно проговаривают текст и оценивают свои знания)
Б) Внешнее строение корня.
Какой орган
у прорастающего семени
Всегда ли
корни формируются из
Виды корней:
1. Главный корень (из корешка зародыша);
2. Придаточные корни (на стебле и листьях);
3. Боковые корни
(на главном и придаточном
Учащиеся проговаривают текст «Виды корней» и оценивают свои знания.
В) Типы корневых систем.
Что собой представляет
совокупность корней одного
Итак, мы с вами изучили внешнее строение корневой системы гороха. Сравним корневые системы гороха и пшеницы. Чем они отличаются? Чем отличается корневая система гороха от корневой системы пшеницы? Как называются корневые системы гороха и пшеницы? Запишите в словарях определение стержневой и мочковатой корневых систем, используя стр.90 и рис.60 зарисуйте стержневую и мочковатую корневую системы. На доске немые рисунки стержневой и мочковатой корневых систем. Ребята, кто поможет мне разобраться в этих рисунках.( Два ученика расшифровывают рисунки. Проговаривание и самооценка по корневым системам). Какие из предложенных растений горох, фасоль, пшеница, лук, относятся к двудольным, какие к однодольным? Можно ли по корневой системе определить к какому классу относится данное растение? Сейчас мы имеем возможность выяснить это.
2. Выполнение лабораторной работы (стр.90-91) «Строение стержневой и мочковатой корневой систем». На основе выполненной работы учащиеся делают вывод, что большинство двудольных растений имеют стержневую корневую систему, а у однодольных – мочковатую корневую систему.
Ребята, у кого
гербарий подорожника? Какая
Я не согласна. Хотя у подорожника и мочковатая корневая система, подорожник относится к двудольным. Почему?
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии