Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:44, курс лекций
Данная работа является конспектом лекций по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции»
ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра «Железобетонных конструкций»
К О Н С П Е К Т
лекций по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции»
для студентов заочной формы обучения специальности П Г С , начитываемых в 9-ом семестре на установочной сессии
Авторы конспекта:
Доцент О.Э. Брыжатый
Доцент Т.Н. Виноградова
Макеевка – 2001г.
Вашему вниманию предлагается конспект лекций по дисциплине «ЖБК», которые преподаватели кафедры начитывают в период установочной сессии в 9-м семестре (так называемая первая часть курса).
Изучение приведенного материала позволит студенту понять сущность нового для него конструкционного материала=железобетона= и приступить к выполнению курсового проекта №1.
Следует иметь в виду, что при изучении дисциплины не следует ограничиваться только данным конспектом, а обязательно воспользоваться рекомендуемой литературой, список которой приведен в конце конспекта.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Лекция 1. Тема: Сущность обычного и преднапряженного железобетона………..4
2. Лекция 2. Тема: Основные физико-механические свойства бетона и арматуры. .10
3. Лекция 3. Тема: Основы расчета железобетонных конструкций
по предельным состояниям. Принципы конструирования
изгибаемых железобетонных элементов………………………………………………………
4. Лекция 4. Тема: Изгибаемые железобетонные элементы…………………………….20
5. Лекция 5. Тема: Расчет прочности по нормальным сечениям изгибаемых железобетонных элементов прямоугольного профиля………………………………...23
6. Лекция 6. Тема: Расчет прочности тавровых изгибаемых
элементов по нормальным сечениям…………………………………………………………
7. Лекция 7. Тема: Расчет прочности изгибаемых элементов по наклонным
сечениям…………………………………………………………
8. Лекция 8. Тема: Конструирование и расчет прочности
сжатых и растянутых железобетонных элементов………………………………………………………
ЛЕКЦИЯ № 1
Тема: СУЩНОСТЬ ОБЫЧНОГО И ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА
План:
1.1. История развития железобетона (краткие сведения).
1.2. Сущность железобетона. Его достоинства и недостатки.
1.3. Преднапряженный железобетон: его сущность и способы создания предварительного напряжения.
1.4. Области применения
Железобетонные конструкции
Конец ХIХ века считается первым
этапом развития железобетона. В это
время появляется конструкция ребристого
монолитного перекрытия, предложенная
французским инженером
В 30¸40 годы ХХ столетия широко применялись монолитные рамные конструкции, тонкостенные пространственные конструкции - цилиндрические оболочки купола. Этот период считается вторым этапом в развитии железобетона.
Идея создания предварительного напряжения конструкций возникла в 1910 году в Германии (инж. Бах). Была произведена серия опытов с преднапряженными балками. В 1928 году во Франции Фрейсине обосновал необходимость использования в качестве арматуры высокопрочной стали и высоких начальных напряжений.
Третий этап развития железобетонных конструкций сопровождался процессом индустриализации и развития теоретических основ железобетона.
Бетон и сталь имеют различные физико - механические свойства. Бетон является искусственным камнем и он, как и все естественные камни, хорошо сопротивляется сжатию и значительно хуже растяжению. Прочность бетона при растяжении в 10¸15 раз ниже, чем при сжатии. Сталь имеет существенно бо¢льшую прочность, и одинаково хорошо сопротивляется как сжатию, так и растяжению.
Сущность железобетона состоит в том, что он представляет рациональное сочетание этих двух материалов - бетона и стали, которые работают совместно вплоть до разрушения.
Ниже приведено стандартное определение железобетона, в котором кратко отражается его сущность.
Железобетон - это комплексный строительный материал, состоящий из бетона и стальной арматуры, деформирующихся совместно вплоть до разрушения конструкции.
В приведенном определении
Бетон - это искусственный камень, который, как и любой каменный материал, имеет достаточно высокое сопротивление сжатию, а сопротивление растяжению у него в 10¸20 раз меньше.
Стальная арматура имеет достаточно высокое сопротивление как при сжатии, так и при растяжении.
Объединение этих двух материалов в одном позволяет рационально использовать достоинства каждого из них.
Рис. 1. Сопоставление поведения под нагрузкой бетонной (а) и железобетонной (б) балок:
F - предельная нагрузка (несущая способность), которую воспримет бетонная балка ;
N - то же, для железобетонной балки.
На примере бетонной балки рассмотрим, как используется прочность бетона в изгибаемом элементе (рис. 1а). При изгибе балки выше нейтрального слоя возникают сжимающие напряжения, а нижняя зона растянута. Максимальные напряжения в сечениях будут в крайних верхних и нижних волокнах сечения Как только при загружении балки напряжения в растянутой зоне достигнут предела прочности бетона при растяжении Rbt, произойдет разрыв крайнего волокна, т.е. появится первая трещина. За этим последует хрупкое разрушение, т.е. излом балки. Напряжения в сжатой зоне бетона sbc в момент разрушения составят всего 1/10 ¸ 1/15 часть от предела прочности бетона при сжатии Rb, т.е. прочность бетона в сжатой зоне будет использована на 10% и меньше.
На примере железобетонной балки с арматурой рассмотрим, как здесь используется прочность бетона и арматуры. Первые трещины в растянутой зоне бетона появятся практически при той же нагрузке, что и в бетонной балке. Но, в отличие от бетонной балки, появление трещины не приводит к разрушению железобетонной балки. После появления трещин растягивающее усилие в сечении с трещиной будет восприниматься арматурой, и балка будет способна воспринимать возрастающую нагрузку. Разрушение железобетонной балки произойдет только тогда, когда напряжения в арматуре достигнут предела текучести, а напряжения в сжатой зоне - предела прочности бетона при сжатии. При этом, вначале, когда в арматуре достигается предел текучести sтек, балка начинает интенсивно прогибаться за счет развития в арматуре пластических деформаций. Этот процесс продолжается до тех пор , пока раздавится бетон сжатой зоны при достижении в нем предела прочности при сжатии Rb. Так как уровень напряжений в бетоне и арматуре в этом состоянии гораздо выше, чем величина Rbt, то это означает, что оно должно быть вызвано большей нагрузкой (N на рис. 1-б). Вывод - целесообразность железобетона состоит в том, что растягивающие усилия воспринимает арматура, а сжимающие - бетон. Следовательно, основное назначение арматуры в железобетоне состоит в том, что именно она должна воспринимать растяжение ввиду незначительной прочности бетона растяжению. Путем армирования несущая способность изгибаемого элемента, по сравнению с бетонным, можно повысить более чем в 20 раз.
Совместное деформирование бетона и арматуры, установленной в нем, обеспечивается за счет сил сцепления, которые возникают при твердении бетонной смеси. При этом сцепление формируется за счет нескольких факторов, а именно: во-первых, благодаря адгезии (приклеивания) цементного теста к арматуре (очевидно, что доля этой составляющей сцепления невелика); во-вторых, за счет обжатия арматуры бетоном вследствие усадки его при твердении; в-третьих, за счет механического зацепления бетона о периодическую (рифленую) поверхность арматуры. Естественно, что для арматуры периодического профиля эта составляющая сцепления наиболее существенна, поэтому сцепление арматуры периодического профиля с бетоном в несколько раз превышает таковую для арматуры с гладкой поверхностью.
Само существование
При использовании железобетона в
качестве материала для строительных
конструкций очень важно
К достоинствам (положительным свойствам) железобетона относят:
1. Долговечность - при правильной
эксплуатации железобетонные
2. Хорошая сопротивляемость
К основным недостаткам железобетона относятся:
1.3. Преднапряженный железобетон: его сущность и способы создания предварительного напряжения
Иногда образование трещин в конструкциях, в которых недопустимо по условиям эксплуатации (например, в резервуарах; трубах; конструкциях, экспуатирующихся при воздействии агрессивных сред). Чтобы исключить этот недостаток железобетона, применяют предварительно напряженные конструкции. Таким образом, можно избежать появления трещин в бетоне и уменьшить деформации конструкции в стадии эксплуатации.
Рассмотрим краткое определение предварительно напряженного железобетона.
Предварительно напряженной называют такую железобетонную конструкцию, в которой в процессе изготовления которой создают значительные сжимающие напряжения в бетоне той зоны сечения конструкции, которая при эксплуатации испытывает растяжение (рис.2).
Как правило, начальные сжимающие напряжения в бетоне создают с использованием предварительно растягиваемой высокопрочной арматуры
За счет этого повышается трещиностойкость и жесткость конструкции, а также создаются условия для применения высокопрочной арматуры, что приводит к экономии металла и снижению стоимости конструкции.
Удельная стоимость арматуры снижается
с увеличением прочности