Сварка и основыне её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:44, реферат

Краткое описание

Сварочная металлургия отличается от других металлургических процессов высокими температурами термического цикла и малым временем существования сварочной ванны в жидком состоянии, т.е. в состоянии, доступном для металлургической обработки металла сварного шва. Кроме того, специфичны процессы кристаллизации сварочной ванны, начинающиеся от границы сплавления, и образования изменённого по своим свойствам металла зоны термического влияния.
В своей работе я отразил сущность лишь основных и наиболее общих процессов, происходящих в металле при сварке, хотя постарался изложить их как можно подробней и интересней.

Оглавление

Введение
2
2
Основные вопросы сварки
2
3
Сварка. Понятие, сущность процесса
3
4
Классификация электрической дуговой сварки
4
5
Ручная дуговая сварка
6
6
Технология ручной дуговой сварки
7
7
Техника ручной дуговой сварки
8
8
Газовая сварка
11
9
Техника газовой сварки
11
10
Автоматическая дуговая сварка под флюсом
12
11
Электрошлаковая сварка
13
12
Сварка в среде защитных газов
14
13
Контактная сварка
14
14
Стыковая сварка
15
15
Точечная сварка
15
16
Шовная сварка
16
17
Дефекты образующиеся при сварке
16
18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сварка и основные её виды.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

   По  протяжённости все швы условно можно разделить на три группы: короткие - до 300 мм, средние-300-1000, длинные - свыше 1000 мм.

    В зависимости от протяженности шва, материала, требований к точности и качеству сварных соединений сварка таких швов может выполняться различно рис 6:

   Короткие швы выполняют на проход - от начала шва до его конца. Швы средней длины варят от середины к концам или обратно ступенчатым методом. Швы большой длины выполняют двумя способами: от середины к краям (обратноступенчатым способом) и вразброс.

   При обратноступенчатом методе весь шов разбивается на небольшие участки длиной по150-200 мм, на каждом участке сварку ведут в направлении, обратном общему направлению сварки. Длина участков обычно равна от 100 до 350 мм. В зависимости от количества проходов (слоёв), необходимых для выполнения проектного сечения шва, различают однопроходный (однослойный) и многопроходный (многослойный) швы (рис.30).

   С точки зрения производительности наиболее целесообразными являются однопроходные  швы, которые обычно применяются  при сварке металла небольших толщин (до 8-10 мм.) с предварительной разделкой кромок.

   Сварку  соединений ответственных конструкций  большой толщины (свыше 20-25 мм.), когда  появляются объёмные напряжения и возрастает опасность образования трещин, выполняют  с применением специальных приёмов заполнения швов «горкой» или «каскадным» методом.

   При сварке «горкой» сначала в разделку кромок наплавляют первый слой небольшой  длины 200-300 мм, затем второй слой, перекрывающий  первый и имеющий в 2 раза большую  длину. Третий слой перекрывает второй и длиннее его на 200-300 мм. Так наплавляют слои до тех пор, пока на небольшом участке над первым слоем разделка не будет заполнена. Затем от этой «горки» сварку ведут в разные стороны короткими швами тем же способом. Таким образом, зона сварки всё время находится в горячем состоянии, что позволяет предупредить появление трещин. «Каскадный» метод является разновидностью горки.

   Соединения  под сварку собирают в приспособлениях, чаще всего с прихватками. Сечение  прихваточного шва составляет примерно 1/3 от сечения основного шва, длина его 30-50 мм. Угловые швы сваривают «в угол» или «в лодочку» (рис.7).

    Рис. 7. Положение электрода и изделия при выполнении угловых швов:

   а) – сварка в симметричную «лодочку», б) – в несимметричную «лодочку», в) – «в угол» наклонным электродом, г) - с оплавлением кромок.

   При сварке «в угол» проще сборка, допускается  большой зазор между свариваемыми деталями (до 3 мм), но сложнее техника  сварки, возможны дефекты типа подрезов и наплывов, меньше производительность, так как приходится за один проход сваривать швы небольшого сечения (катет <8 мм) и применять многослойную сварку. Сварка «в лодочку более производительна, допускает большие катеты шва за один проход, но требует более тщательной сборки.

   Обеспечение нормативных требований по технологии и технике сварки - основное условие получения качественных сварных швов. Отклонения размеров и формы сварного шва от проектных, чаще всего наблюдаются в угловых швах и связаны с нарушением режимов сварки, неправильной подготовкой кромок под сварку, неравномерной  скоростью сварки, а также с несвоевременным контрольным обмером шва.

   Непроваром  называют местное отсутствие сплавления между свариваемыми элементами, между  металлом шва и основным металлом или отдельными слоями шва при многослойной сварке. Непровар уменьшает сечение шва и вызывает концентрацию напряжений, поэтому может значительно снизить прочность конструкции. Участки шва, где выявлены непровары, величина которых превосходит допустимую, подлежат удалению и последующей заварке.

   Не  провар в корне шва в основном вызывается недостаточной силой  тока или повышенной скоростью сварки, не провар кромки  (несплавление кромки)- смещением электрода с оси  стыка, а также блужданием дуги, непровар между слоями - плохой очисткой предыдущих слоёв, большим объёмом наплавляемого металла, натеканием расплавленного металла перед дугой.

   Подрезом  называют местное уменьшение толщины  основного металла у границы  шва. Подрез приводит к уменьшению сечения  металла и резкой концентрации напряжений в тех случаях, когда он расположен перпендикулярно действующим рабочим напряжениям.

   Наплывом  называют натекание металла шва  на поверхность основного металла  без сплавления с ним.

   Прожогом  называют полость в шве, образовавшуюся в результате вытекания сварочной ванны, является недопустимым дефектом сварного соединения.

   Кратером  называют не заваренное углубление, образующееся после обрыва дуги в конце шва. В кратере, как правило, образуются усадочные рыхлости, часто переходящие  в трещины. 

   Ожогами называют небольшие участки подвергшегося расплавлению металла на основном металле вне сварного шва.

   Подрезы, натёки, наплывы, прожоги, не заваренные кратеры, оставшиеся после сварки шлак и брызги, оплавление кромок (в угловых  швах) вызываются преимущественно чрезмерной силой тока и напряжения на дуге, большим диаметром электродов, неправильными манипуляциями электродом, плохой сборкой под сварку низкой квалификацией или небрежностью сварщика. 

   Газовая сварка. 

     При газопламенной обработке металлов в качестве источника теплоты используется газовое пламя – пламя горючего газа, сжигаемого для этой цели в специальных горелках.

   В качестве горючих газов используют ацетилен, водород, природные газы, нефтяной газ, пары бензина, керосина и  др. Наиболее высокую температуру  по сравнению с пламенем других газов имеет ацетиленокислородное пламя, поэтому оно нашло наибольшее применение.

     Газовая сварка- это сварка плавлением, при которой метал в зоне соединения нагревается до расплавления газовым пламенем  (рис.8).

     При нагреве газовым пламенем 4 кромки свариваемых заготовок 1 расплавляются вместе с присадочным металлом 2,который может дополнительно вводиться в пламя горелки 3. После затвердевания жидкого металла образуется сварной шов 5.

   К преимуществам газовой сварки относятся: простота способа, несложность оборудования, отсутствие источника электрической энергии.

   К недостаткам газовой сварки относятся: меньшая производительность, сложность  механизации, большая зона нагрева  и более низкие механические свойства сварных соединений, чем при дуговой сварке.

   Газовую сварку используют при изготовлении и ремонте изделий из тонколистовой  стали толщиной 1-3 мм, сварке чугуна, алюминия, меди, латуни, наплавке твёрдых  сплавов, исправлении дефектов литья  и др. 

   Техника газовой сварки. 

     В практике применяют два способа сварки - правый и левый (см. рис.8) При правом способе сварку ведут слева на право, сварочное пламя направляют на сваренный участок шва, а присадочную проволоку перемещают вслед за горелкой. Так как при правом способе пламя направлено на сваренный шов, то обеспечивается лучшая защита сварочной ванны от кислорода и азота воздуха, большая глубина плавления, замедленное охлаждение металла шва в процессе кристаллизации. Теплота пламени рассеивается меньше, чем при левом способе, поэтому угол разделки кромок делается не 90 °, а 60-70°, что уменьшает количество наплавленного металла и коробление. При правом способе производительность на 20-25 %выше, а расход газов на 15-20 % меньше, чем при левом. Правый способ целесообразно применять при сварке металла толщиной боле 5 мм и металлов с большой теплопроводностью.

   При  левом способе сварку ведут справа налево, сварочное пламя направляют на ещё не сваренные кромки металла, а присадочную проволоку перемещают впереди пламени. При левом способе сварщик хорошо видит свариваемый металл, поэтому внешний вид шва лучше, чем при правом способе; предварительный подогрев кромок свариваемого металла обеспечивает  хорошее перемешивание сварочной ванны. Благодаря этим свойствам левый способ наиболее распространён и применяется для сварки тонколистовых материалов и легкоплавких металлов.

   Мощность  сварочной горелки при правом способе выбирают из расчёта 120-150 дм^3/ч  ацетилена, а при левом -100-130 дм^3/ч  на 1 мм толщина свариваемого металла.

   Диаметр присадочной проволоки выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла и способа сварки. При правом способе сварки диаметр присадочной проволоки  d=S/2 мм., но не более 6 мм, при левом d=S/2+1 мм, где S- толщина свариваемого металла, мм

   Скорость  нагрева регулируют изменением угла наклона aмундштука к поверхности свариваемого металла (рис. 9, а).

     Чем толще металл и больше его теплопроводность, тем больше угол наклона мундштука к поверхности свариваемого металла.

   В процессе сварки газосварщик концом мундштука горелки совершает одновременно два движения: поперечное (перпендикулярно оси шва) и продольное (вдоль оси шва) (рис. 9) Основным является продольное движение. Поперечное движение служит для равномерного прогрева кромок основного металла и получения шва необходимой ширины.

   Газовой сваркой можно выполнять нижние, горизонтальные (на вертикальной плоскости), вертикальные и потолочные швы. Горизонтальные и потолочные швы обычно выполняют  правым способом сварки, вертикальные снизу вверх - левым способом. 

   Автоматическая  дуговая сварка под  флюсом. 

        Для автоматической дуговой сварки под флюсом используют непокрытую электродную проволоку и флюс для защиты дуги и сварочной ванны от воздуха. Подача и перемещение электродной проволоки, а также процессы зажигания дуги и заварки кратера в конце шва  автоматизированы В процессе автоматической сварки под флюсом дуга горит между проволокой и основным металлом. Столб дуги и металлическая ванна жидкого металла со всех сторон плотно закрыты слоем флюса толщиной 30 – 35 мм. Часть флюса расплавляется, в результате чего вокруг дуги образуется газовая полость, а на поверхности расплавленного металла – ванна жидкого шлака. Для сварки под флюсом характерно глубокое проплавление основного металла.  Действие мощной дуги и весьма быстрое движение электрода вдоль заготовки обусловливают оттеснение расплавленного металла в сторону, противоположную направлению сварки. По мере поступательного движения электрода происходит затвердевание металлической и шлаковой ванн с образованием сварного шва, покрытого твердой шлаковой коркой. Проволоку подают в дугу и перемещают ее вдоль шва с помощью механизмов подачи и перемещения. Ток к электроду поступает через токопровод.

        Дуговую сварку под флюсом выполняют сварочными автоматами, сварочными головками или самоходными тракторами, перемещающимися непосредственно по изделию. Назначение сварочных автоматов – подача электродной проволоки в дугу и поддержание постоянного режима сварки в течение всего процесса. Автоматическую сварку под флюсом применяют в серийном и массовом производствах для выполнения длинных прямолинейных и кольцевых швов в нижнем положении на металле толщиной 2 – 100 мм. Под флюсом сваривают металлы различных классов. Автоматическую сварку широко применяют при изготовлении котлов, резервуаров для хранения жидкостей и газов, корпусов судов, мостовых балок и других изделий. Она является одним из основных звеньев автоматической линий для изготовления сварных автомобильных колес и станов для производства сварных прямошовных и спиральных труб. 

Электрошлаковая сварка. 

         При электрошлаковой сварке основной и электродный  металл расплавляется теплотой, выделяющейся при прохождении электрического тока через шлаковую ванну. Процесс электрошлаковой сварки  начинается с образования шлаковой ванны в пространстве между кромками основного металла и формирующими устройствами (ползунами), охлаждаемые водой, подаваемой по трубам, путем расплавления флюса электрической дугой, возбуждаемой между сварочной проволокой и вводной планкой. После накопления определенного количества жидкого шлака дуга шунтируется шлаком и гаснет, а подача проволоки и подвод тока продолжаются. При прохождении тока через расплавленный шлак, являющийся электропроводящим электролитом, в нем выделяется теплота, достаточная для поддержания высокой температуры шлака (до 2000°С) и расплавления кромок основного металла и электродной проволоки. Проволока вводится в зазор и подается в шлаковую ванну с помощью мундштука. Проволока служит для подвода тока и пополнения сварочной ванны расплавленным металлом. Как правило, электрошлаковую сварку выполняют при вертикальном положении свариваемых заготовок. По мере заполнения зазора между ними мундштук для подачи проволоки и формирующие ползуны передвигаются в вертикальном направлении, оставляя после себя затвердевший сварной шов.

        В начальном и конечном участках шва образуются дефекты. В начале шва – непровар кромок, в конце шва  - усадочная раковина и неметаллические включения. Поэтому сварку начинают на вводной, а заканчивают на выходной планках, которые затем удаляют газовой резкой.

        Шлаковая ванна – более распределенный источник теплоты, чем электрическая дуга. Основной металл расплавляется одновременно по всему периметру шлаковой ванны, что позволяет вести сварку металла большой толщины за один проход.

Информация о работе Сварка и основыне её виды