Строительство как управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством» состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент».
Профессорами и доцентами кафедры «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы.

Оглавление

Введение

Цели в управлении
Методы управления и руководства в строительстве
Исходя из продолжительности цикла управления
По способу циркуляции информации
По способу принятия решений

Организационные методы руководства
Экономические методы руководства
Распорядительные методы руководства

Файлы: 1 файл

строительство.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание


 

Введение

 

  • Цели в управлении
  • Методы управления и руководства в строительстве
  • Исходя из продолжительности цикла управления
  • По способу циркуляции информации
  • По способу принятия решений

 

  • Организационные методы руководства
  • Экономические методы руководства
  • Распорядительные методы руководства

 

 

Введение


 

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики  – выработка основных теоретических  и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в  организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.

 

В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством»  состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент».

Профессорами и доцентами кафедры  «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны  различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы.

 

Профессиональная деятельность менеджера  осуществляется в сфере управления различными организационными подразделениями государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм.

 

Менеджер должен быть готов к  следующим видам деятельности, которые  определяются его местом в системе  управления:

  • Управленческая
  • Организационная
  • Экономическая
  • Планово-финансовая
  • Маркетинговая
  • Информационно-аналитическая
  • Проектно-исследовательская
  • Диагностическая
  • Инновационная
  • Образовательная

 

В 1986 году в мире отмечался 100-летний юбилей менеджмента. Исходной датой  рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году.

 

Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни.

Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция.

 

Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование организаций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управленческой деятельности.

С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели)1 на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством предпринимателей.

Концепция управления как научной  деятельности развивалась в течение  длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф. Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управления».

Несколько позднее управление в  английском языке стало называться менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить -значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий -это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.

В науке об управлении широко распространено представление об управлении как  о процессе реализации функций, которые  должен осуществлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг . Он находит «в роли руководителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

В области научных исследований по управлению за последние сто лет  возникли различные школы.

Совершенствование управления невозможно без изучения, систематизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.

Важным фактором ускоренного развития строительного производства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычислительная техника. Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.

Однако нельзя забывать, что при  любых экономических формах развития общественного производства большое  значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направлять заработанные средства на строительство жилья, объектов социального назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.

Надо иметь в виду, что динамизм - основная особенность рыночной экономики и только при учете этого обстоятельства будет обеспечено эффективное соответствие форм и методов управления строительством.

В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой  экономике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.

Организаторская деятельность руководителей  базируется на знании теории управления и его методологических основ. Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методологические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.

 

Цели в управлении


 

Теория управления строительным производством - это научная дисциплина, опирающаяся  на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде. Ее основу составляют экономические и социально-психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целепо-лагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления - целеполагание.

 

Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение - конечным пунктом  процесса управления Целевой подход к управлению как раз и состоит  в установлении непосредственной зависимости  всех основных элементов системы  управления от цели.

При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и действенное регулирование деятельности всех участников строительства. Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата - хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными. Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные - долгосрочных.

Управление в рыночной экономике  связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда  постоянно изменяется. Поэтому для  своевременного изменения параметров производственной деятельности строительного предприятия необходимы регулярный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременная корректировка цели.

Если цель жестко установлена, возникает  необходимость адаптации организационных  структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, строящееся сооружение можно разбить на блоки, а выполнение работ - на этапы. Такой подход связан с построением дерева целей (см. рисунок)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево целей при  строительстве сооружений:

1 - срок ввода сооружения;

2 - сроки выполнения  работ в пределах секций;

3 – сроки выполнения  комплексов строительных работ.




 

 

 

 

 

При строительстве крупных  сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор  концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов.

На каждом этапе ставятся свои цели перед исполнителями работ. Основная цель первого этапа — обоснование полезности и выгодности объекта строительства, второго этапа —оценка условий строительства и обоснование эффективности выбора места строительства. На третьем этапе осуществляется выбор эффективной конструктивной схемы с целью достижения меньших капиталовложений в строительную часть объекта и на энергопотребление. На четвертом этапе заключается сделка (контракт) на реализацию проекта.

Управление достижением  целей на первых четырех этапах входит в функции заказчика, которым могут быть государство, муниципалитет, акционерное общество, отдельные предприниматели, т.е. организации, инвестирующие строительство объектов. В условиях деятельности проектно-строительных объединений контрактная стадия следует за ТЭО.

Цели пятого этапа - реализация проекта при условии не превышения затрат, предусмотренных договорной ценой, и получение прибыли, чего можно добиться путем рационального  использования производственных фондов. Именно процесс превращения фондов в готовую продукцию, предусмотренную контрактом, является объектом управления для строительных предприятий.

 

Этот процесс является сложным  образованием, и каждый из его участников имеет свои цели, которые в совокупности должны быть направлены на достижение общей цели - повышение доходности строительного предприятия. К задачам работников, задействованных в сфере потребления производственных фондов, относятся: эффективное использование основных фондов (машин, транспорта, оборудования, производственных зданий) и экономное расходование оборотных средств. Задачами работников, находящихся на иерархических ступенях субъекта управления, являются: обеспечение производства ресурсами и проектной документацией, координация деятельности участников производственного процесса, налаживание взаимоотношений с заказчиками и муниципальными органами власти и др.

 

Методы управления и  руководства в строительстве


 

В качестве объектов управления в  строительстве могут выступать  процессы осуществления строительных программ или в отдельности ИСП, а в строительном производстве - производственные процессы их реализации. Объектами руководства при этом являются трудовые коллективы на производстве и в подразделениях аппарата управления.

В ходе осуществления этих процессов  используются различные методы управления, которые различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений.

Информация о работе Строительство как управление