Руководство в системе управления строительным производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:49, лекция

Краткое описание

Роль руководителя в том и состоит, чтобы организовать работу других, чтобы добиться достижения целей, стоящих перед ним, реализации своих планов посредством мобилизации возможностей персонала, коллектива организации. Сегодня управление персоналом представляет собой достаточно развитые управленческие технологии, вобравшие, с одной стороны, опыт многих поколений управленцев, а с другой - дополнительные информационные возможности, предоставляемые современными техническими средствами, и прежде всего компьютерной техникой.

Оглавление

Введение
Место, роль, черты характера и навыки руководителя
2. Факторы, влияющие на уровень профессиональной подготовки руководителя.
3. Тактика текущего руководства.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Lektsia_6_USP_Bel.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


 

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________

 

Кафедра управления войсками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6

 

по дисциплине

 

«УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ»

 

 

для  специальности:  080502 «Экономика и управление на предприятии строительства»

 

 

 

ТЕМА № 4: «РУКОВОДСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ    

          СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашиха 2013

 

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

_________________________________________________

 

Кафедра управления войсками

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры  № 15

полковник

Ю. Болгов

_____ _______________ 2013 г.


 

К.в.н. доцент

Беликов В.А.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6

 

по дисциплине

 

 

«УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ»

 

для  специальности:  080502 «Экономика и управление на предприятии  строительства»

 

 

 

ТЕМА № 4: «РУКОВОДСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 

         СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1

______ __________ 2013 г.

Протокол №______


 

 

Балашиха 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Место, роль, черты характера и навыки руководителя

2. Факторы, влияющие на уровень профессиональной подготовки руководителя.

3. Тактика текущего  руководства.

Заключение.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Разработка управленческого  решения. Учебник./Под ред. Б.Г.  Литвак/. – М. : Дело, 2006. – 440 с.

2. Управление в строительстве. Учебник. /Под ред. В.М. Васильева/. – Спб.: Изд. АСВ: 2005. – 271 с.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1. Наглядные пособия: электронная презентация – слайды.

2. Технические средства обучения: мультимедийная аудитория.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В деятельности практически  любого предприятия особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс, их персоналу.

Роль руководителя в  том и состоит, чтобы организовать работу других, чтобы добиться достижения целей, стоящих перед ним, реализации своих планов посредством мобилизации возможностей персонала, коллектива организации. Сегодня управление персоналом представляет собой достаточно развитые управленческие технологии, вобравшие, с одной стороны, опыт многих поколений управленцев, а с другой - дополнительные информационные возможности, предоставляемые современными техническими средствами, и прежде всего компьютерной техникой.

Основная особенность  персонала - в том, что помимо выполнения производственных функций работники предприятия являются  активной  составляющей производственного   процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕСТО, РОЛЬ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА И НАВЫКИ

РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Руководитель является лицом, объединяющим производственный коллектив и направляющим его деятельность на достижение цели, поставленной перед предприятием на период реализации задач в ходе производственного процесса.

В зависимости от вида предприятий и формы предпринимательской деятельности руководитель может выступать в качестве: начальника и директора (унитарное предприятие); председателя правления или совета (акционерное общество, кооператив) - выборная должность; президента (крупная организация, корпорация); заведующего (лаборатория, имущественный склад и др.); главы (общество); управляющего (фирма, трест и др.). Управляющим является лицо, которое ведет дела какого-либо предприятия, возглавляемого начальником или директором. В оргструктуре предприятия различают четыре основных группы руководителей: линейные руководители, руководители направлений, функциональные руководители и специалисты. К линейным руководителям относятся: мастера, производители работ, старшие производители работ, начальники строительных участков, начальники предприятий и их объединений. Руководителями направлений являются заместители начальников предприятий и объединений. Функциональные руководители - это начальники отделов, отделений, групп, служб, выполняющих одну из функций управления. Специалисты оказывают квалифицированную помощь первым трем видам руководителей при анализе и решении сложных задач. Они руководят приданными им инженерно-техническими работниками.

Руководители направлений  и функциональные руководители образуют аппарат управления. Опираясь на этот аппарат, они управляют реализацией функций процесса управления.

Руководители предприятий (объединений) ведут управление ходом производственного процесса в целом и осуществляют руководство коллективами людей, направляя их деятельность на выполнение производственного плана.

Главная задача любого руководителя - достижение целей в производственной деятельности предприятия. Руководитель должен решать, что, как и кем работа должна быть выполнена, для достижения цели. Разделение труда среди руководителей должно быть четким. Каждый из них должен знать свои задачи и свою частную цель и четкие границы в решении общей цели предприятия. В свою очередь, руководители всех служб и рангов должны четко определять место и обязанности каждого работника в подчиненном коллективе.

Труд руководителя имеет  двуединое содержание. С одной стороны, он направлен на решение организационно-технических вопросов при возведении сооружений, а с другой - на руководство людьми, на активизацию их работы в ходе производственного процесса. При знании закономерностей развития технической составляющей строительного производства задача руководителя состоит в организации воздействий на коллективы людей для согласования их совместной работы и активизации их труда путем применения различного рода стимулов.

Труд руководителя многообразен, и начинается он с изучения проектно-сметной документации (ПСД), а при отсутствии некоторых проектных документов, в частности ППР, и с разработки их.

Первоочередной задачей  руководителя при наличии ПСД  является разработка производственных планов и графиков. К задачам руководителя относятся: постоянное изучение рабочих кадров, повышение их квалификационной подготовки, контроль за ходом С и MP и за качеством их выполнения. Много времени руководителю приходится уделять подготовке к совещаниям и участию в них.

Для выполнения такой  многообразной работы руководитель должен обладать специфическими чертами характера и иметь навыки в профессиональной деятельности.

Профессиональная  компетентность зависит от подготовки руководителя к выполнению служебных обязанностей. Главная черта характера руководителя в этом деле - способность постоянно повышать свои знания. Бытует мнение, что человек всего знать не может, но если он дает обоснование своим действиям - это хорошо. Если же он говорит, что не знает, но постарается узнать - это уже надежда. Руководитель должен владеть искусством использования своих прав, сам он не должен делать то, что могут выполнить подчиненные, и допускать, чтобы подчиненные перекладывали на начальника ответственность за свою работу и решения. Вместе с тем сам начальник должен иметь знания в деле принятия решений в различных ситуациях.

Организаторские способности. Руководитель должен вести борьбу за четкий порядок и соблюдение дисциплины, организовывать ритмичность работы на производстве и всегда стремиться к созданию нормальных условий для производительного труда подчиненных. Руководитель должен стремиться к сплочению коллектива, что, безусловно, повысит активность работающих и производительность их труда.

Предприимчивость руководителя выражается в инициативности, находчивости и умении рисковать. Инициативность является внутренней потребностью человека активно трудиться, искать новые прогрессивные формы деятельности.

Находчивость заключается  в умении выйти из трудного положения, не теряя присутствия духа. Чтобы рисковать, необходимо иметь высокий уровень профессиональных знаний, уметь генерировать новые идеи и видеть перспективу. При этом нельзя бояться ответственности за принимаемое решение.

Работоспособность зависит от здоровья человека. Именно здоровье определяет трудовую его активность. Поэтому руководитель должен заботиться о своем здоровье. Не случайно говорят, что здоровье каждого человека - это богатство всего общества.

Деловитость - умение рационально осуществлять свою деятельность. Она базируется на личной организованности, соблюдении строгого порядка, пунктуальности, ежедневном планировании своего личного времени и умении управлять временем. Надо помнить, что экономия рабочего времени руководителя - эффективный источник производственных успехов всего коллектива. Важная черта деловитости - решение задач, не откладывая их на завтра. Руководитель должен беречь свое и чужое время, для этого он не должен допускать, чтобы подчиненные ждали или искали его.

Высокие моральные  качества. Нравственные: порядочность, честность, справедливость, скромность, достоинство и мужество. Этические качества: психологический такт, высокая внутренняя культура, уравновешенность, выдержанность.

Авторитет зависит от соблюдения руководителем всех выше приведенных качеств. Негативными являются такие черты характера руководителя как бескомпромиссность, прямолинейность, стремление постоянно одерживать моральную победу, а также придавать чрезмерное значение отдельным факторам.

Авторитет руководителя зависит не только от деловых его  качеств, но и от психологического настроя - воспитанности, владения своими чувствами и эмоциями.

Руководитель должен постоянно контролировать свое поведение. Он должен быть внимательным и терпеливым, уметь слушать подчиненных, не допускать фамильярности в обращении. Психологическое воздействие на подчиненных оказывает и внешний вид руководителя.

В заключение для лучшего  понимания положения руководителя в коллективе можно привести слова из стихотворения поэта А.-Межирова:

Нелегок труд заводов  и полей,

Но есть работа много тяжелей,

Работа эта - быть среди  людей.

 

 

 

  1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Профессиональная компетентность руководителя зависит в первую очередь  от уровня подготовки специалиста. Именно знания, полученные в учебном заведении, позволяют начинающему руководителю быстро освоиться с тонкостями руководящей работы.

Но этого недостаточно, чтобы  стать сразу зрелым руководителем. Невозможно в учебных программах предусмотреть ответы на все вопросы, которые ему придется решать на производстве. Вместе с тем и различные положения и инструкции, имеющиеся на предприятиях, также не смогут дать ответов на все случаи жизни. Поэтому служебная деятельность руководителя должна быть связана с регулярным самообразованием, с развитием способностей мышления, логичности действий и наблюдательности.

Важность этого положения подтверждена широкой практикой. Можно найти  много исторических официальных  документов по этим вопросам. Например, в циркуляре Морского технического комитета № 15 от ноября 20-го дня 1910 года было сказано - «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а потому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

Особенно высокие требования к  профессионализму руководителя стали  предъявляться, когда производственная деятельность на строительстве тесно связана с рыночной экономикой и многоукладной собственностью на средства производства. От руководителя теперь требуются глубокие знания закономерностей в развитии производства и в области управленческого профессионализма.

Для самообразования  руководитель должен постоянно изыскивать время, для чего необходимы четкое и рациональное распределение обязанностей между работниками управляющей системы, режим работы предприятия, дисциплина, стабильность производственного процесса, квалификационная подготовка кадров, организация рабочего места руководителя.

Рациональное  распределение обязанностей в управляющей  системе. Особенно велики потери времени у линейных руководителей при вмешательстве в их дела старших начальников. Подмена младших начальников старшими лишает первых самостоятельности в работе, нарушает плановый режим деятельности, ограничивает инициативный подход к делу. Особенно вредна мелочная опека. Она способствует развитию у подчиненных склонности к развитию формализма и перестраховки. Излишняя опека лишает подчиненных удовлетворения от работы и соответственно снижает интерес к самообразованию.

Информация о работе Руководство в системе управления строительным производством