Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:55, реферат
Современным тенденциям в области строительства — увеличению перекрываемого пролета и снижению собственной. Maссы конструкций — в наибольшей мере удовлетворяют комбинированные (сталежелезобетонные) висячие покрытия, состоящие из тонколистовой двухосно растянутой металлической пролетной конструкции и сжатого железобетонного опорного контура.
Снижение почти в 2 раза напряжений в мембранном покрытии и восприятие системой касательных усилий способствуют повышению ее жесткости: так, прогиб мембраны по сравнению с прогибом вантовой конструкции оказался примерно в 2,5 раза меньшим.
Как уже отмечалось, при жестком соединении мембраны с опорным контуром изгибающие моменты в нем резко снижаются, что позволяет запроектировать контур с гораздо меньшей затратой материалов.
Приведенные выше соображения дали основание в качестве окончательного решения выбрать мембранную конструкцию, как более экономичную, научно обоснованную, оригинальную и отличающуюся высоким техническим уровнем, надежную в эксплуатации, простую и индустриальную в изготовлении и монтаже, позволяющую перенести основные работы по созданию покрытия в заводские условия.
Особенности расчета мембранного покрытия '
Мембранное покрытие стадиона в отличие от ранее применявшихся тонколистовых покрытий подкреплено радиальнокольцевой системой из изгибно-жестких элементов, обеспечивающих требуемую геометрию покрытия на стадии монтажа. Кроме того, впервые применена мембранная оболочка для перекрытия эллиптического в плане здания, уникального по своим пролетам. Расчет такой конструкции потребовал проведения специальных теоретических разработок и экспериментальных проверок на крупномасштабных моделях. Проблемными вопросами расчета и конструирования покрытия явились также сопряжения мембраны с элементами подкрепляющей системы, учет температурных воздействий, напряженное состояние системы на различных стадиях монтажа. Эти проблемы потребовали решения соответствующих теоретических задач.
выбор методики расчета и расчетной модели, обеспечивающих требуемую для инженерных задач точность расчета и ориентированных на имеющиеся в наличии программы для ЭВМ; определение нагрузок и воздействий на покрытие, в том числе атмосферных (снег, ветер);
исследование различных расчетных моделей, анализ результатов расчета и сравнение их между собой и с результатами экспериментальных исследований, с целью проверки принятых теоретических предпосылок и допущений.
Покрытие рассчитывали на эксплуатационные нагрузки различными методами с постепенным усложнением расчетной
Первоначально покрытие рассчитывалось как изотропная безмоментная оболочка в форме эллиптического параболоида с абсолютно жестким опорным контуром.
По результатам этого приближенного расчета были назначены сечения основных несущих конструкций покрытия, которые легли в основу проекта на стадии технико-экономических обоснований (ТЭО). Затем конструкция покрытия была рассчитана на ЭВМ при ряде упрощающих предпосылок: не учитывались радиальные ребра и центральная плита, податливость контура, рассматривалось лишь одно загружение равномерно распределенной нагрузкой. И на последнем этапе покрытие рассчитывалось как единая пространственная система, включающая в себя мембранную оболочку, подкрепленную радиальными ребрами, наружный опорный контур эллиптического очертания в плане, центральную ортотропную плиту и расположенные по периметру сооружения колонны. Ввиду малой толщины мембраны, при расчете которой изгибными напряжениями можно пренебречь, пролетная часть покрытия рассматривалась как безмоментная оболочка, работающая совместно с изгибно-жесткими радиальными ребрами. В расчете учитывались продольные, изгибные и крутильные жесткости наружного опорного контура, элементов центральной плиты и колонн, ломаное очертание в плане наружного контура и его наклон внутрь покрытия, ступенчатое изменение жесткостей колонн, особенности сопряжения отдельных элементов покрытия между собой.
Расчет такой сложной системы, с большим числом конструктивных особенностей, проведен с применением численных методов и использованием ЭВМ для получения решений, достаточно точных для инженерных целей. Численное решение проводилось методом стержневой аппроксимации. Такой выбор определился наличием хорошо разработанного аппарата и мощных программ машинного расчета стержневых систем, материалами исследований и накопленным опытом по использованию стержневой модели для аппроксимации и решения континуальных задач.
Мембранная оболочка заменялась шарнирной стержневой моделью, что соответствует ее безмоментному состоянию, со структурой в виде трапециевидной ячейки, с двумя диагоналями. При принятой радиально-кольцевой разбивке линии, образующие стороны ячеек, совпадали с меридианами и широтами поверхности оболочки. Разбивка проводилась таким образом, чтобы меридиональные пояса стержневой сетки совпадали с радиальными подкрепляющими ребрами, а стороны каждой ячейки были примерно равны.
Площади сечений элементов стержневой системы, моделирующих пространственную мембрану, определялись из эквивалентности деформаций и усилий стержневой ячейки и элемента оболочки. Причем, трапециевидная ячейка в этом случае заменялась осоедненной прямоугольной. Стержневая модель с двумя диагональным связями наиболее удобна и проста при решении подобных задач.
Ввиду того что в расчете учитывались продольная и изгибная жесткости только верхнего пояса радиальных ферм (швеллер № 40, расположенный горизонтально) с малым эксцентрицитетом оси ребра относительно срединной поверхности оболочки, стержни, аппроксимирующие радиальные ребра, совмещались с меридиональными поясами стержневой системы, моделирующей мембранную оболочку.
Ребра центральной плиты, наружный опорный контур и стойки сооружения представлялись пространственной стержневой системой с проектными продольными, изгибными и крутильными жесткостями. Контакт между опорным контуром и пролетной конструкцией в расчетной схеме осуществлялся в узлах с помощью бесконечно жестких стерженьков, длина и направление которых определялись расстоянием от продольной оси наружного кольца до точек примыкания мембраны. Такая аппроксимация позволила учесть кручение кольца в случае эксцентричного крепления мембраны относительно центра тяжести поперечного сечения опорного контура, а также его закручивание под действием поперечной силы в изгибно-жестких радиальных ребрах.
Программа основана на применении метода перемещений с тремя угловыми и тремя линейными смещениями узлов в качестве неизвестных.
В связи с наличием оси симметрии для действующих на расчетную модель сооружения нагрузок рассчитывалась половина конструкции, ограниченная большой осью эллипса. Симметрия учитывалась введением закреплений по направлению кососимметричных смещений в узлах, лежащих на оси симметрии. Число узлов рассчитываемой схемы составило 884 при числе стержней 1524.
Для упрощения определения координат узлов, сечений аппроксимирующих мембрану стержней и нагрузок составлялись программы-приставки на языке АЛГОЛ-60.
По усилиям в элементах ячеек, заменяющих мембрану, вычислялись нормальные и касательные напряжения в оболочке. Эта операция также выполнялась с помощью специальной программы-приставки, написанной на языке АЛГОЛ-60, по результатам работы основной программы.
Система рассчитывалась в линейной постановке, что в данном случае привело к незначительному превышению размеров перемещений и усилий по сравнению с расчетом по деформированной схеме. Это объясняется тем, что действие нагрузок, в том числе и неравномерных, существенно не изменило начальную форму покрытия в виде провисающей оболочки.
Расчет покрытия на стадии эксплуатации проводился на четыре вида загружения, включающих равномерно распределенную нагрузку от собственной массы покрытия и технологического оборудования (2100 Н/м2), а также различные варианты снеговой нагрузки, в том числе и односторонние.
Учитывались четыре схемы распределения коэффициента с снеговой нагрузки по поверхности покрытия. Расчетная снеговая нагрузка принималась равной 1400 Н/м2.
Для выявления характера распределения ветровой нагрузки по покрытию, а также ее размера в Институте строительной механики и сейсмостойкости АН ГрузССР были проведены продувки модели сооружения в аэродинамической трубе. Эксперименты показали, что независимо от направления ветра на большую часть площади покрытия (свыше 80%) действуют силы отсоса, которые составляют 0,4 нормативного скоростного напора ветра, а максимальное значение отсоса не превышает 0,73 этой величины. В связи с этим вертикальная составляющая ветрового воздействия в расчетах не учитывалась. Горизонтальная нагрузка от ветра с учетом статической и динамической составляющих от давления ветра на контур, трения, ветра по поверхности покрытия и горизонтальной составляющей ветрового отсоса при направлении ветра параллельно короткой оси сооружения составила 2400 кН и при направлении ветра параллельно длинной оси—2200 кН.
При расчетах покрытия учитывались также и температурные воздействия на наружный опорный контур, располагающийся ; вне отапливаемого объема здания. При этом учитывалось воздействие отрицательного перепада температур Д/=40°С, которое приводит к уменьшению длины контура и дополнительным перегибам мембранного покрытия.
По каждому из четырех видов загружения проводился расчет как с учетом температурных воздействий на наружный опорный контур, так и без него. Наиболее невыгодными схемами загружения оказалась вторая с максимальной интенсивностью снеговой нагрузки в центре покрытия и третья с максимальной интенсивностью снеговой нагрузки в трети длинной оси сооружения, результаты расчета по которым приведены ниже.
Эпюры вертикальных перемещений мембраны приведены на. Максимальный прогиб в центре покрытия при второй схеме нагружения с учетом температурных деформаций кольца составил 171 см, примерно 1/100 меньше эллиптического плана. Тот же прогиб без учета температуры равен 154 см. При одностороннем загружении и учете температурных деформаций максимальный прогиб—174 см — оказался на расстоянии 1/7льшой полуоси от центра покрытия. Прогиб от односторонней нагрузки без учета температуры 156 см. Небольшое разли
в максимальных прогибах при осесимметричнойи односторонней нагрузках объясняется рядом факторов: работой мембраны на сдвиг, что отличает тонколистовые висячие оболочки от вантовых систем, в которых неравновесная нагрузка приводит к кинематическим перемещениям покрытия; достаточно большой долей равномерно распределенной нагрузки по отношению к общей нагрузке; существенным влиянием на прогибы обжатия опорного кольца и его температурных деформаций.
Определяющим загруженнем по максимальным усилиям в оболочке оказалась вторая схема без учета температурных воздействий на наружный контур. На рис. 1.12 представлены эпюры радиальных и кольцевых усилии в мембранной оболочке для этой схемы нагружения. Характер распределения цепных усилий при всех видах загружения был примерно одинаков. Траектории главных усилий в мембранном покрытии близки к кольцевым и радиальным линиям главных кривизн оболочки. Радиальные и кольцсиые усилия почти равномерно возрастают от наружного кольца к внутреннему кольцу. Сжимающие усилия в мембране в кольцевом направлении, обусловленные совместной работой с наружным опорным контуром, довольно быстро переходят в растягивающие. Разница между цепными усилиями у короткой и длинной осей сооружения невелика. Влияние температурных деформаций контура на цепные усилия в мембранной оболочке незначительно.
Для рассматриваемого покрытия сжимающие усилия в наружном опорном контуре, вычисленные по этим формулам, всего на 5—10% отличаются от усилий, полученных расчетом на ЭВМ. Изгибающие моменты в вертикальной плоскости наружного опорного контура приближенно определяют по формулам для бесконечной неразрезной балки под действием распределенной нагрузки от собственной массы контура и вертикальной составляющей цепных усилий мембраны. Закручивание контура также приводит к возникновению в нем изгибающих моментов в вертикальной плоскости.
При второй схеме загружения перемещения наружного контура в горизонтальной плоскости в радиальном направлении у длинной оси сооружения составили 3,5 см, у короткой — 4,8 см. Те же перемещения с учетом отрицательного температурного перепада оказались соответственно равными 4,8 и 10,8 см. При третьей схеме загружения максимальное радиальное перемещение контура с учетом температурных воздействий (9,7 см) было со стороны более загруженной части покрытия примерно по середине между большой и малой осью.
Внутреннее кольцо покрытия находится под воздействием растягивающих усилий и изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Максимальные усилия в нем для второй схемы загружения оказались равными: растяжение 13 100 кН, изгибающие моменты в вертикальной плоскости 880 кН-м, в горизонтальной плоскости 570 кН-м.
При расчете железобетонных диафрагм жесткости и колонн каркаса на воздействие горизонтальных ветровых нагрузок и устойчивость мембранное покрытие рассматривалось как абсолютно жесткий диск в своей плоскости.
Радиальные ребра в виде висячих ферм рассчитаны исходя из условия их работы на монтажные нагрузки, а на стадии эксплуатации—на нагрузки от подвесного потолка и технологического оборудования, расположенного в межферменном пространстве. Монтаж несущих конструкций 1
Монтаж большепролетных конструкций всегда представляет собой сложную проблему.
Предложенная система покрытия, перекрывающего рекордный для нашей строительной практики пролет, в виде висячей оболочки на жестком контуре с радиально-кольцевой стабилизирующей конструкцией, полностью исключила устройство лесов для монтажа мембраны, позволила применить индустриальный крупноблочный метод монтажа.
Покрытие представляет собой мембрану, выполняемую из рулонированной листовой стали толщиной 4 мм. В поперечном сечении стадиона мембрана очерчена по квадратной параболе со стрелой 9 м при пролете 240 м. Это же очертание сохраняется во всех вертикальных сечениях, перпендикулярных длинной оси стадиона. Наружный контур очерчен по форме внешнего периметра стадиона, внутренний — по эллиптической кривой. При полной постоянной и временной нагрузках образующие мембраны, параллельные длинной оси, прямолинейны и горизонтальны. При монтаже им задается строительный подъем со стрелкой 1,5 м в середине длинной оси. Под мембраной параллельно короткой оси стадиона расположены направляющие (из стальных полос сечением 300x6 мм с шагом 3 м; под направляющими — система стабилизирующих ферм высотой 1,5 м, расположенных в продольном и поперечном направлениях с шагом 12 м. Направляющие и стабилизирующие фермы участвуют в работе на растяжение совместно с мембраной.