Гигиенические нормативы естесственного и искусственного освещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

В благоустройстве детских дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение - как естественное, так и искусственное. Естественное освещение - необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются защитные силы организма, нарушается минеральный обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы.
Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя незначительный, но бактерицидный эффект.

Оглавление

Введение
Гигиенические нормативы к естественному и искусственному освещению помещений дошкольных учреждений
Заключение
Список литературы
Тесты
Ситуационные задачи

Файлы: 1 файл

Гиг нормативы естесств и искусств освещения групповых комнат дошк учрежд.docx

— 152.94 Кб (Скачать)

 

План:

  • Введение
  • Гигиенические нормативы к естественному и искусственному освещению помещений дошкольных учреждений


  • Заключение
  • Список литературы           
  • Тесты
  • Ситуационные задачи


 


 

 

 

Введение

В благоустройстве детских  дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение - как естественное, так и искусственное. Естественное освещение - необходимое условие  нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются  защитные силы организма, нарушается минеральный  обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы. 
Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя незначительный, но бактерицидный эффект. 
Правильный световой режим способствует лучшему зрительному восприятию, предупреждает развитие у детей близорукости. 
В дошкольных учреждениях проводятся систематические занятия, дети играют с крупными и мелкими игрушками, рассматривают картинки, рисуют - все это вызывает значительное напряжение зрения и тесно связано с общим утомлением организма. 
Проведенные физиологические исследования (Э. Д. Демина) показывают, что занятия в детском саду при низких уровнях искусственного освещения влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного аппарата: снижается острота зрения, уменьшается быстрота различения. 
Хорошее освещение вызывает у детей деятельное состояние, жизнерадостное настроение. В светлом помещении заметнее непорядок, загрязненность комнаты, обстановки и одежды, возникает потребность постоянно поддерживать чистоту. 
Ни одного темного, недостаточно освещенного угла не должно быть в помещениях детских учреждений. 
Нормы естественного освещения выражаются не в абсолютных, а в относительных величинах: учитывается отношение освещенности внутри помещений к одновременной наружной освещенности. Это отношение выражается в процентах и называется коэффициентом естественной освещенности (КЕО). 

Гигиенические нормативы к естественному и искусственному освещению помещений дошкольных учреждений

2.5.1. Основные помещения  ДОУ должны иметь естественное  освещение.

2.5.2. Неравномерность естественного  освещения основных помещений  не должна превышать 3:1.

Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и  физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не ниже 1,0%.

Освещение вторым светом допускается  только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.

2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Шторы на окнах в групповых  помещениях не должны снижать уровень  естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается  лишь во время сна детей, в остальное  время шторы раздвигают, обеспечивая  инсоляцию помещения.

2.5.4. При одностороннем  освещении глубина групповых  помещений - не более 6 м. При  большей глубине помещений необходимо  двустороннее параллельное или  угловое расположение окон (обеспечивающее  и сквозное проветривание). Переплеты  окон не должны иметь мелких  решеток.

2.5.5. На подоконниках не  следует размещать широколистные  цветы, снижающие уровень естественного  освещения. Высота цветов не  должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать  в подвесных (на стене) или  напольных цветочницах высотой  65 - 70 см от пола и в уголках  природы.

2.5.6. При проведении занятий  в условиях недостаточного естественного  освещения необходимо дополнительное  искусственное освещение.

2.5.7. Источники искусственного  освещения должны обеспечивать  достаточное и равномерное освещение  всех помещений. Преимущество  имеет люминесцентное освещение.  Уровни искусственной освещенности  в основных помещениях представлены  в таблице 2.5.1. 

 

 

 

Таблица 2.5.1

Нормативы искусственной  освещенности в основных

помещениях (при использовании люминесцентных ламп) 

 

№ п/п

Наименование помещений

Освещенность не менее  ( влк)

Поверхности, к которым  относятся нормы освещенности

1

Раздевальная (приемная)

200

На полу

 

Групповая(игровая).компьютерный класс

300

Горизонтальные поверхности  на уровне 0,5 м от пола

 

Спальня, зал для музыкальных  и физкультурных занятий, веранда

75

"-"

 

Туалетная

75

На полу

 

Буфетная

200

Горизонтальные поверхности  на уровне 0,8 м от пола

2

Кабинет врача

300

Горизонтальные поверхности  на уровне 0,8 м от пола

 

Изолятор

200

-"-  0,5 от пола


 

 

При использовании ламп накаливания  нормы освещенности уменьшаются  вдвое.

2.5.8. Осветительная арматура  должна обеспечивать равномерный  рассеянный свет. Выбор ламп и  размещение светильников осуществляется  в соответствии с таблицей 2.5.2.

2.5.9. При использовании  ламп накаливания уровень освещенности  должен составлять не менее  150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).

Искусственное освещение  в помещениях для занятий с  компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы  типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.

2.5.10. Не следует использовать  в одном помещении люминесцентные  лампы и лампы накаливания  одновременно. Использование новых  типов ламп и/или светильников  допускается при наличии санитарно-эпидемиологического  заключения.

Таблица 2.5.2

Требования к  искусственному освещению основных помещений

(при использовании  люминесцентных ламп) 

 

Помещения

Система освещения

Размещение светильников

Групповые, игровые, раздевальные       

Общее равномерное  

Вдоль преимущественного  расположения рядов,   
столов, параллельно  длинной стороне   помещения      

Спальные помещения, веранды 

Общее равномерное +    
дежурное (ночное)   

Вдоль преимущественного  размещения оборудования

Зал для музы-   
кальных и физ-  
культурных за-  
нятий         

Общее равномерное  

Любое        

Изолятор      

Общее равномерное  

Вдоль прохода и шкафов


 

 

2.5.11. В помещениях с  постоянным пребыванием детей  закрывающиеся штепсельные розетки  и выключатели устанавливают  на высоте 1,8 м от пола. В залах  для физкультурных занятий светильники  и окна должны иметь защитные  устройства.

2.5.12. В районах севернее 65 град. с.ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин. или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин. в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

2.5.13. Все источники искусственного  освещения содержат в исправном  состоянии. Шумящие люминесцентные  лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные  лампы собирают в специально  выделенном помещении и вывозят  из здания ДОУ. Их хранение  в помещениях и на территории  ДОУ недопустимо.

2.5.14. Чистку оконных стекол  следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры  и светильников - не реже 2 раз  в год.

2.5.15. В производственных  помещениях пищеблока светильники  не размещают над плитами, технологическим  оборудованием, разделочными столами.  Осветительные приборы должны  иметь защитную арматуру.

Заключение

Световой фактор имеет  высокое биологическое значение, играет первостепенную роль в регуляции  важнейших функций организма. Инсоляция – освещенность прямым солнечным светом; норма для жилых зданий – 3 часа/сутки. Под влиянием света в организме происходит уменьшение газообмена, усиливается белковый обмен, нормализуется минеральный обмен. Под влиянием УФ-лучей образуются биологически активные вещества и витамин.Д, что укрепляет скелет организма. Солнечные лучи бактерицидны: убивают микроорганизмы - дезинфицируют помещение, уменьшают сырость, предупреждая развитие плесени. Поэтому правильная организация освещения в ДДУ очень важна. 
 
 
КЕО (коэффициент естественной освещенности) отражает отношение освещенности внутри помещения к одновременно замеренной освещенности снаружи, измеряется в %. Норма – не менее 0,5-0,7 %. Существует 2 метода определения КЕО: инструментальное и расчетное.  
 
СК (световой коэффициент) – отношение площади остекления окон к площади пола – в виде дроби, где числитель – «1», а знаменатель – число, показывающее какую часть от площади пола занимает остекленная поверхность рам; норма – 1/6-1/8. 
 
^ К сведению: Естественное освещение в жилых зданиях зависит от ряда факторов:

  1.  
    ориентации окон по странам света: с гигиенической точки зрения целесообразна ориентация на Юг и Юго-Восток.. В наших широтах (средних) ось здания следует направлять с Северо-Востока на Юго-Запад – при этом жилые помещения расположатся на Юго-Восток, а вспомогательные на Северо-Запад. Западное расположение жилых помещений не рекомендуется: значительная радиация летом и незначительная зимой;
  2.  
    размера и расположения окон: расположение окна ближе к потолку способствует более глубокому проникновению света. Ширина простенков не должна превышать полуторную ширину оконных проемов. Лучше прямоугольные окна;
  3.  
    глубины комнаты – расстояния от стены с окном до другой стены. Оно недолжно. превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в 2 раза.;
  4.  
    разрывом между соседними зданиями – должно быть не менее двойной высоты противоположного здания;
  5.  
    качеством стекол и степенью их чистоты: чистые стекла и так поглощают УФ-лучи, а загрязненные еще и свет – до 25-50%, занавески – до 40% света;
  6.  
    характером окраски стен и потолка: светлые тона отражают свет, увеличивая освещенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  • Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). – М.: Династия, 2004. – 168 с.
  • Материал взят с сайта www.medlinks.ru
  • В.Р.Кучма «Гигиена детей и подростков» 2003 – 384 с.
  • Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Баранов А.А.
  • Суханова НИ. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века; связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1996. -48 с.

Информация о работе Гигиенические нормативы естесственного и искусственного освещения