Антураж и стафаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

Антураж - это совокупность окружающих условий, среда, в которой размещается проектируемый объект. Ее изображение играет немаловажную роль в архитектурных чертежах, особенно на чертежах фасадов и перспективы. В учебных чертежах изображение антуража кроме своего прямого назначения учит внимательному отношению к композиции чертежа, его художественным качествам, развивает и совершенствует графическое мастерство.

Файлы: 1 файл

Антураж.docx

— 1.13 Мб (Скачать)

Антураж - это совокупность окружающих условий, среда, в которой размещается проектируемый объект. Ее изображение играет немаловажную роль в архитектурных чертежах, особенно на чертежах фасадов и перспективы. В учебных чертежах изображение антуража кроме своего прямого назначения учит внимательному отношению к композиции чертежа, его художественным качествам, развивает и совершенствует графическое мастерство.

В понятие антуража входит изображение природного или архитектурного окружения в соответствии с назначением  и местом расположения объекта. Изображение  на чертеже этой среды приближает проект к восприятию будущего сооружения в натуре, помогает правильному ощущению его масштабности. Вместе с тем  элементы антуража - рельеф местности, зеленые насаждения, малые формы, фигуры людей и т. д. не должны быть натуралистичными. Архитектурный чертеж условен по своей природе и  это требует определенной условности, архитектурной структурности и  графичности всех его элементов, в том числе и антуража.

Насыщенность чертежа  деталями антуража может быть различной. Иногда окружающую среду не изображают вовсе и сооружению придают как  бы условно изолированный характер; иногда антураж изображают очень  скупыми средствами, рисуя на чертеже, например, только людей; в других случаях  антураж вводят широко, передавая  характер, колорит среды, в которой  находится сооружение. Однако во всех случаях, способствуя выявлению  композиционного замысла архитектуры, антураж не должен заслонять главного - самого здания, которое является основным, элементом чертежа. При этом необходимо, чтобы все элементы чертежа были органически едины, выполнены в  общей графической манере и в  целом составляли законченную композицию.

Специфика, спецификум (отпозднелатинского specificus — особый, особенный), особенности, присущие только данному предмету, явлению или роду, классу предметов, явлении; существенные признаки, отличающие данный объект от всех других, например С. профессии летчика, С. искусства, С. издания.

РОЛЬ ЦВЕТА В ВЫЯВЛЕНИИ МАСШТАБНЫХ СВЯЗЕЙ ИНТЕРЬЕРА

Анализ  интерьеров показывает, что цвет способен обеспечить первую масштабную связь - выявить соразмерность интерьера  своему классу сооружений. Все чаще приходится говорить о типологической зависимости цветовой схемы, т. е. о  специфике цветовых составляющих интерьера  музейного здания,детского учреждения и т. д.

Вторая масштабная связь - выбор  большей или меньшей цветовой активности отдельных звеньев внутренней объемно-пространственной структуры  и приведение их в соразмерность  со всем интерьером и с человеком.

Третья масштабная связь - это нахождение цветовой активности определителей  масштаба интерьера, делающих каждую отдельную  его зону соразмерной человеку.

При выявлении каждой из рассмотренных  выше масштабных связей цвет определяет лишь общие границы масштабных отношений. В пределах каждого масштабного  строя вариантность цветовой схемы  позволяет укрупнять или размельчать  намеченный элементами интерьера масштаб, что придает интерьерам различную  эмоциональную окраску.

Зачастую укрупнение масштабного  строя интерьера с помощью  цвета может определяться условиями  наблюдения, необходимостью обеспечить оптимальные условия различения в зоне близкого видения и при  восприятии с дальних точек. Характерный  пример - фойе концертного зала Московского  дворца пионеров и школьников. Основу цветового колорита определяет в  интерьере панно,выполненное темперой на плитах ДСП. Материал основания придает общий золотистый колорит интерьеру. Перед авторами интерьера стояла сложная задача - создать в помещении для детей светлый и радостный колористический мир, но одновременно требовалась цветовая плоскость, которая "работала бы" через стеклянный витраж на экстерьер и воспринималась бы при подходе к зданию. В результате был использован метод коврового изображения. Все элементы панно выполнены в одном масштабе и равномерно покрывают плоскость стены. Независимо от места расположения на плоскости стены фигуры не сокращаются перспективно, но зато различная цветовая трактовка фигур отделяет ярус, находящийся постоянно в поле зрения посетителей, от верхнего яруса. В зоне нижнего яруса изображение выполнено цветными перемежающимися контурами. Оптическое смешение цветов придает контурным фигуркам детей динамику и легкость, заставляет контур"вибрировать". Чем выше расположены фигурки, тем активнее плоскость заполняется цветом, тем насыщеннее и ярче становится цвет заполнения. В верхнем ярусе изображения уже получают цветной фон и контрастно выделяются, укрупняя принятый масштабный строй (46.2,3).

В интерьере мы часто встречаемся  со случаями, когда цвет следует  логике масштабных связей интерьера  и экстерьера и проводит намеченные объемно-пространственным решением задачи: укрупнения масштабного строя интерьера  по сравнению с масштабом внешнего объема здания; сохранения масштабного  равновесия; размельчения масштабного  строя интерьера.

Трапезная в Кондопоге дает нам  пример значительного преувеличения  масштабного строя интерьера  по сравнению с масштабом внешнего объема здания. Крупный масштаб внутреннего  пространства задается контрастным  противопоставлением яркой цветной  опоры спокойному фону неокрашенной древесины стен и потолка. Могучие  резные кронштейны окрашены в зеленый  цвет; синий и зеленый цвета  чередуются в деталях центральных  опорных столбов и усилены  введением красных жгутов-перехватов.

Рассмотренный нами выше городской  зал в Бостоне дает пример сохранения масштабного равновесия за счет единой колористической трактовки интерьеров и фасадов (26).

Сравнительный анализ интерьеров и  фасадов сооружений среднеазиатской  архитектуры дает интересные примеры  размельчения масштабного строя  интерьера за счет изменения цветовой схемы. Крупный масштабный строй  медресе Шир-Дор основан на столкновении грандиозного пештака (арочное обрамление входа) и огромной плоскости стены (6.1). Редко и свободно расположенные небольшие окна доводят до предела ощущение безмерности плоскости стены. И на всем этом - ковер мозаики. Основной рисунок, крупный, яркий, геометрически правильный, сплошь покрывает стены, переходит на минареты. Он является своеобразным указателем масштабного строя экстерьера - не однозначным, а ступенчатым, так как без ступенчатости значительность масштаба уже не воспринималась бы. Такой ступенькой служит более мел-кий рисунок, заполняющий контуры первого рисунка и подготавливающий нас к восприятию внутреннего масштабного строя этого сооружения. Ступенчатость эта предельно активизирована с помощью цвета - темно-синего для крупной сетки орнамента и светло-синего для мелкого орнаментального рисунка. Внутренний масштабный строй задается темой повтора традиционной по форме арки, повторяющей пештак, но значительно меньшей по размерам (6.2,3). Сетка геометрического орнамента размельчена, перемежается с растительным орнаментом. Общий колорит рисунка становится значительно теплее,обогащаясь желтыми, желто-зелеными, охристыми, оранжевыми цветами. Для каждого цвета оттенки усложнены и растянуты. Среди группы желтых цветов, например, мы видим и стронций, и кадмий, и неаполитанскую желтую. Это же характерно и для других цветовых групп. Общий теплый колорит приближает интерьер к человеку,делает пространство соразмерным ему. Интерьер программирует условия восприятия,диктует наибольшее удаление от наблюдаемого цветового пятна, не позволяя отходить за пределы различимости цвета. И здесь уже не важна та сдвоенная система указателей масштаба, которая обеспечивала восприятие внешнего объема с дальнего расстояния. Здесь для интерьера выбраны представители той части спектра, цветовое богатство которой легко различимо на близком расстоянии(6.4).

* * *

Деятельность архитектора по созданию цветовой среды состоит из таких  компонентов, как построение гипотетической модели цветовой среды и формирование на ее основе критериев оптимальности, построение системного эталона и  его реализация в натуре, выяснение  того, как оценивается данная цветовая среда потребителем. Здесь, как и  во всей своей практической работе по формированию искусственной среды, архитектор выступает как создатель  среды жизнедеятельности и как  исследователь характера использования  ее потребителем.


Архитектурный рисунок, оформляющий чертеж, –

это антураж и стаффаж. В архитектурной графике

имеется практика дополнять чертеж здания или

сооружения архитектурными рисунками элементов

архитектурно-пространственной среды, которые,

отражая характер и особенности окружения, помогают

определить масштаб объекта и его назначение.

Масштабность и масштаб - 2 уровня плоскостных

отношений, присущие каждому сооружению,

существуют в объекте параллельно. Необходимо

выявить систему их взаимодействия, принципы

согласования, такие как пропорциональность,

модульность и т.д. Именно поэтому графическая

модель объекта будет неполной, недостаточно

выразительной, если она не будет сопровождаться

архитектурным рисунком (антуражем, стаффажем),

который определяет масштабность-соразмерность

архитектурного сооружения с его главным

потребителем - человеком и отражает природную

среду, в которой предполагается его разместить. По

предлагаемой методике графический процесс при

разработке антуража или стаффажа разделен на

четыре этапа.

Первый этап - графоаналитический - сбор

исходногофактического графического материала. Цель

первого этапа - сбор и систематизация сведений об

антураже и стаффаже как об архитектурном рисунке,

оформляющем чертеж.

Суть следующих трех этапов методики заключается

в том, что студентам предлагается разработать антураж

и стаффаж, согласно своим пристрастиям, используя

следующие графические средства: линия, штрих, пятно.

Здесь очень важен выбор исходного образа формы –

прототипа, подлежащего дальнейшей художественной

трансформации. Возможны различные пути.

Например: вначале делаются натурные зарисовки,

затем они преобразуются в декоративные,

стилизованные формы. В случае недостаточности у

студента визуального и ассоциативного опыта

допустимо использование аналога. Поиск исходной

формы образной модели определяет черты жанровой

разработки стилизованных форм антуража и стаффажа,

и через анализ исходной ситуации определяются

принципы композиционного подхода к разработке

деталей их: взаимодействие регулярного и

живописного. Эти принципы определяют конечную

форму архитектурного рисунка, оформляющего

чертеж. В архитектурной графике надо уметь

соблюдать меру детализации изображаемых антуража

и стаффажа. Если небольшое по масштабу

изображение имеет множество лишних деталей, то

происходит зрительная путаница, небольшой

изобразительный элемент приобретает излишнюю

значимость, неоправданно привлекает к себе внимание.

Грамотное рисование стаффажных людей восходит

к пониманию «геометрической формы» человека и

его пропорций. Обычно за основу принимается

вертикальный прямоугольник в пропорции два к

восьми. Появившийся опыт такого рисования позволяет

достигнуть и следующего уровня умения рисовать

человека - выявления некой его индивидуальности

(возраст, профессия, характер и т.д.) за счёт

изображения одежды и аксессуаров. Задание

проводится через систему упражнений, которые

раскрывают возможности преобразования

естественных форм в декоративно-плоскостные. Через

достаточно продолжительную графическую

тренировку руки можно добиться легкости, свободы,

точности рисования лаконичных и выразительных

изображений антуража и стаффажа. Здесь открывается

достаточный простор для фантазирования и роста

графического мастерства.

Основная цель последующих трех этапов – усвоить

графические принципы формирования антуража и

стаффажа, выработать понятие преобразования

природных форм в элементы декоративного,

плоскостного решения на примере изображения

растительности и людей как основных элементов

пейзажа. На рисунках можно проследить общую

манеру условного, лаконичного рисунка, где простота

изобразительных приемов направлена на обозначение

самых характерных деталей и признаков, совокупность

которых составляет образ изображаемого предмета.

Развивая навыки выполнения архитектурного рисунка

деревьев, студент должен выявить конструктивную

основу сложных, обогащенных деталями

стилизованных форм - «каркас», «силуэт», «контур».

Необходимо передать строгую соразмерность и

гармонию пластических и геометрических форм,

образующих конкретную модель, ощутить их

пространственную и логически конструктивную

взаимосвязь, добиться обобщения и целостности

рисунка при тщательности разработки деталей.

Решение этих задач невозможно при механическом

копировании модели и требует внимательного

вдумчивого анализа её объемно-пластического и

конструктивного строения. Степень абстрагирования

должна соответствовать  общему графическому

 

 

 

 

 

 

замыслу, иначе озеленение и изображение людей будет

восприниматься только как декоративный элемент.

Статичность или динамичность антуража и стаффажа

(наклонные или развивающиеся ветви, развивающиеся

элементы одежды, стремительность позы и т.п.) должны

соответствовать архитектурному замыслу, создавать

необходимые для восприятия творческой идеи

состояния покоя или движения.

Второй этап. Изображение антуража и стаффажа

на основе линии (см. рис.). Линия – это след

безостановочного движения пишущей ручки по

бумаге от начальной точки до конечной. Линия может

быть: по очертанию - прямой, кривой: ломаной или

плавной; по толщине - постоянной или переменной

толщины; по характеру плотности - сплошной или

прерывистой. Толщина линии задаётся либо степенью

нажима пишущего пера, либо, когда такого нажима

оказывается недостаточно, промежутком между двумя

тонкими параллельными линиями, пространство

между которыми затем «заливается» чернилами.

Линейное построение антуража и стаффажа требует

выявления лежащих в её основе простых

геометрических объемов, несущих на себе более

легкие, пластически усложненные формы.

Третий этап. Изображение антуража и стаффажа

на основе штриха (см. рис.). Штрих как графическое

средство обладает всеми характеристикамилинии. При

этом штрих по направлению может быть трех видов:

горизонтальный; вертикальный; по форме. Элементы

штриха могут быть расположены как равномерно, так

и сгущаться местами в зависимости от замысла автора.

Надо избегать дробности деталей, не допускать вялой

монотонности и чрезмерно грубой, резкойштриховки.

Четвертый этап. Изображение антуража на основе

пятна (см. рис.). Пятно может быть: сплошной

«заливки»; с графическим заполнением (точечный

элемент - пуантель, геометрическое заполнение и т.п.).

Пятно как графическое средство требует особой

тщательности - в процессе выполнения работы

необходимо избегать как бездумного разнообразия

деталей геометрического заполнения, ведущего к

дробности и плоскостности изображения, так и

излишнего увлечения сухой геометрической схемой,

превращающей элементы антуража и стаффажа в

чертеж и мешающей их живой непосредственности и

конкретности. Логически рациональные и визуально-

чувственные моменты в процессе заполнения

«пятна» должны гармонически сочетаться, взаимно

дополняться. Основа грамотного отображения абриса

зеленых насаждений и фигуры людей состоит в

выразительности контура предмета, который отражает

основную суть образа, а затем в зависимости от

масштаба изображения наполняется необходимым

количеством существенных деталей. В тоновом

решении здесь следует преодолевать «черноты»

пятен, однообразие и жесткость контуров.

Методика разработки архитектурного рисунка

нацелена на осуществление и реализацию у студента

своего понимания антуража и стаффажа. Каждый

стремится создать свой способ рисования,

собственный очерк изображения архитектурного

рисунка, дополняющего чертеж. Выполнение заданий

по разработке антуража в табличной форме дает

высокие результаты, так как для целенаправленного

действия нет ничего более полезного, чем

узконаправленность мысли в сочетании с конкретной

мотивацией.

Литература

1. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. – М.:

Стройиздат, 1979.

2. ПронинМ.И. Архитектурная дендрология (учебное

пособие).– М., 1994.

3. Кудряшов К.В. Архитектурная графика. – М.:

Стройиздат,1990.

4. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной

комбинаторики. – М.: Архитектура-С, 2004.


Информация о работе Антураж и стафаж