Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа
Экстремальная ситуация — это ситуа¬ция, воздействующая на человека в самых крайних, неблагоприятных своих проявле¬ниях. Экстремальные — значит крайние, предельно возможные. Это замерзание человека зимой, обезвоживание организма в условиях жаркого климата, стихийные бедствия, аварии на производстве и транспорте и т. п. Иными словами, любая ситуация, связанная с угрозой жизни человеку.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНЫ ХВОЙНЫХ ЛЕСОВ (ТАЙГИ)
1.2 Опасности в тайге
2 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ АВАРИИ
2.1 Оценка обстановки и принятие решения
2.2 Решение остаться на месте аварии
2.3 Решение об уходе с места аварии
2.4 Первоочередные действия при аварии самолета
2.5 Первоочередные действия при кораблекрушении
3 ЗАЩИТА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ (ОДЕЖДА)
3.1 Одежда в заснеженной тайге
3.2 Защита при выживании в условиях жаркого климата тайги
4 ОРГАНИЗАЦИЯ УКРЫТИЯ
4.1 Расположение укрытия
4.2 Добыча огня
5 СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ
6 ДОБЫВАНИЕ ПИЩИ И ВОДЫ
6.1 Водообеспечение в тайге
6.2 Добывание пищи в тайге
7 ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ТАЙГИ
7.1 Животные
7.2 Растения
8 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ТАЙГЕ
9 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Случаются нападения хищников, поражённых бешенством, на человека. [3]
1.2.3 Опасная местность тайги
Крайне сложен переход в тайге
в зимнее время, когда снежный
покров очень глубок и преодолевать
заснеженные участки без лыж-
Наиболее коварные препятствия в тайге - это болота и трясины. Характерной особенностью болотистой местности является ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Их поверхность очень обманчива. Наиболее труднопроходимы топяные болота, отличительными признаками которых является белесоватость поверхностного слоя. [4]
2 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ АВАРИИ
Порядок действий в различных аварийных ситуациях отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Заранее предусмотреть определенный план действий на все случаи жизни невозможно, так как аварийная ситуация возникает, как правило, внезапно, а дальнейшее ее развитие не всегда может быть предсказуемо. Поведение человека в этом случае диктуется множеством факторов. Однако общая схема первоочередных действий потерпевших бедствие все же существует. [1]
При аварии транспортного средства (самолета, поезда, автотранспорта, других средств передвижения) в безлюдной местности следует:
В процессе этих работ нужно осмотреть транспортное средство для определения его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва топливных баков. Если имеется течь топлива или масла, нужно постараться устранить течь или собрать стекающие ГСМ для нужд выживающих (разведения костра, сигнализации, обогрева, освещения и т. п.). В случае возникновения пожара нужно попытаться ликвидировать его с помощью средств пожаротушения или подручных предметов.
Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы.
Если происшествие произошло с группой, передвигающейся пешком в безлюдной местности, то первоочередные действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи, затем устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него. В зависимости от обстоятельств последовательность действий может быть иной.
После избежания непосредственной угрозы жизни нужно осмотреться, оценить обстановку и принять решение о последующих действиях.
2.1 Оценка обстановки и принятие решения
После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, следует решить, что делать: оставаться и ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта. При необходимости можно разделить группу и оставить несколько человек на месте аварии, пока другие отправятся за помощью.
Экипажу и пассажирам воздушного судна, оказавшимся в результате аварии в безлюдной местности, лучше оставаться на месте приземления, так как район вынужденной посадки обычно известен, кроме того в распоряжении экипажа всегда есть аварийный радиомаяк, сигналы которого через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ поступают на пункты управления поисково-спасательных сил. Однако если природные условия угрожают жизни, то место аварии нужно срочно покинуть. Необходимо также решить основной вопрос: "Найдет ли вас поисковый самолет раньше, чем вы сможете достичь какого-либо населенного пункта?" При движении к населенному пункту нужно иметь в виду, что возможность увидеть группу с воздуха невелика, особенно если она передвигается среди кустарников или деревьев.
После того, как решение принято, необходимо сразу приступить к его выполнению. В дальнейшем нужно придерживаться именно этого, первоначально составленного плана. Способность четко мыслить может быть утеряна после нескольких дней выживания, особенно когда человек на фоне усталости постепенно начинает давать себе установки, что это или другое дело можно отложить на потом. Впоследствии возникает ошибочное желание отказаться от хорошего плана, так и не доведенного до конца. В результате человек оказывается в худшем положении, чем предполагалось ранее. Практически доказано, что первоначально составленный план, хотя и бывает с "шероховатостями", впоследствии оказывается самым верным.
Для принятия решения о дальнейших действиях нужно всесторонне оценить сложившуюся обстановку, для чего ответить на следующие ориентировочные вопросы:
- если ваше местоположение неизвестно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута;
- хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?
- имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?
- способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?
- пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то, как часто?
- знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то, как близко вы находитесь к какому-либо населенному пункту? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребуется, чтобы достигнуть населенного пункта?
- смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранениями, требующие немедленной медицинской помощи? В этом случае рекомендуется послать одну группу за помощью, в то время как другие останутся около раненого;
- располагаете ли вы достаточным количеством вещей и снаряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т. д.?
- какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцените ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в безлюдной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?
- что вам известно о том, как нужно выживать в тех природных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях, оставайтесь на одном месте трое суток.
2.2 Решение остаться на месте аварии
Решение оставаться на месте аварии принимается в тех случаях, когда:
- сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
- место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
- направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
- большая часть людей из-за полученных травм самостоятельно передвигаться не может;
- местность открытая, на которой хорошо обнаруживаются люди.
Приняв решение оставаться на месте аварии, старший группы обязан:
- установить круглосуточное наблюдение за воздушным пространством и окружающей местностью с целью своевременной подачи сигналов экипажам спасательных самолетов (вертолетов) и наземным поисково-спасательными отрядам;
- организовать уход за ранеными и больными;
- взять на учет имеющееся снаряжение и имущество, запасы воды и пищи, установить нормы их расходования;
- организовать работы по сооружению укрытий для людей;
- оборудовать на земле сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры;
- организовать добычу воды и пищи из местных ресурсов (охота, рыбная ловля, сбор съедобных ягод, растений, грибов и т. п.);
- провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.
2.3 Решение об уходе с места аварии
Решение об уходе с места аварии принимается, если:
- точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть это расстояние;
- возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
- люди не могут быть обнаружены из-за окружающей густой растительности;
- в течение трех суток нет связи и помощи.
Приняв решение об уходе с места аварии, старший группы обязан:
- распределить обязанности между потерпевшими бедствие;
- определить маршрут и время суток для движения, при необходимости нанести его на карту (если она имеется), рассчитать время и расстояния по этапам перехода;
- отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования в безлюдной местности;
- подготовить средства сигнализации для их немедленного применения в пути при появлении спасателей;
- подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению (изготовить носилки, костыли и т. п.);
- распределить между членами группы воду и продукты, установить их суточную норму расхода;
- проверить экипировку и тщательность подгонки снаряжения;
- оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения, времени ухода, состояния здоровья людей.
На месте происшествия необходимо, также обозначить направление своего ухода, для чего нужно выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.
2.4 Первоочередные действия при аварии самолета
В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.
В других случаях при
возникновении аварийной
Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери. В зависимости от конкретно сложившихся условий для этой цели могут быть использованы все выходы и разломы в фюзеляже. На самолете, где крыло расположено в нижней части фюзеляжа, есть аварийные выходы на крыло (Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42). На самолете с расположением крыла в верхней части фюзеляжа аварийные выходы расположены у крайних кресел пассажирского салона. На этих самолетах аварийными выходами для пассажиров являются и грузовые люки (Ан-24). На Як-40 и Як-42 аварийными выходами могут служить выпускные трапы в хвостовой части фюзеляжа, если самолет приземлился с выпущенными шасси.
Как правило, аварийные выходы расположены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания выходов имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обнаружение. Все надписи освещаются изнутри независимо от основной системы освещения и включаются вручную из кабины экипажа.
Все аварийные выходы, в том числе аварийные выходы экипажа, представляют собой двери или люки, расположенные в наружной стенке фюзеляжа и открывающиеся как изнутри, так и снаружи, за исключением аварийных выходов, выполненных в виде форточек, и верхних люков в потолочных нишах кабины экипажа, открывающихся только изнутри кабины. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия.
При подготовке к вынужденной посадке нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, авторучки, ножи, зажигалки, снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть воротник рубашки, а также тесную одежду. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. За несколько секунд до посадки бортпроводник обычно подает команду: "Внимание, посадка!" По этой команде следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.