Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:32, доклад
Полная познаваемость мира была бы невозможной, если бы Декарт не мыслил его фактически независимым от бога. Бесконечность бога означает и всемогущество, неограниченность его свободной воли — эти качества божественной сверхъестественной личности у Декарта соответствовали христианско-августинианской традиции. Но последовательный рационалист переосмысливал эту традицию. Неограниченность свободы бога выражается и в его способности к самоограничению. Всесилие бога позволяет ему создавать огромное множество миров, фактически же он создает только наш космос. Принципиально важно при этом, каким образом реализуется это божественное творчество.
В мировоззрении Декарта
решающее значение имеет не «метафизика»,
а физика – учение о природе. Физика
Декарта сыграла большую роль
в развитии материализма нового времени.
Кроме того, внеся в учение о
планетной системе точку зрения
развития, Декарт способствовал будущим
успехам науки о мире (космологии),
хотя развитие понимается им в целом
механистически. Вопросы физики и
космологии, вопросы математики Декарт
разрабатывал не только как философ,
но и как ученый – математик
и естествоиспытатель. Декарт –
один из творцов аналитической
В основе космогонии Декарта лежит идея
естественного развития Солнечной системы,
обусловленного свойствами материи и
движением ее разнородных частиц. В космогонии,
больше чем в какой бы то ни было другой
части своей физики, Декарт, говоря словами
Маркса, «наделил материю самостоятельной
творческой силой». Основной формой движения
космической материи Декарт считал вихревое
движение ее частиц.
В тесной связи с математическими и физическими
исследованиями сложилось учение Декарта
о материи, или о телесной субстанции.
Декарт отождествил
материю с протяжением, или пространством,
считая, что чувственно воспринимаемые
качества предметов (цвет, теплота, звук
и т. п.) сами по себе, т. е. объективно, не
существуют. Несмотря на абстрактно геометрическую
тенденцию, это понимание материи привело
к ряду выводов, которые стали фундаментом
последующих научных представлений о
мире. Выводы эти сводятся к следующему:
мировая материя (=пространство) беспредельна,
однородна, не имеет пустот и бесконечно
делима. Первые два определения опрокидывали
средневековое представление о конечности
мира и о иерархии его физических элементов.
Два последних вывода наносили удар возрожденной
во времена Декарта античной теории атомов,
которая мыслила мир как состоящий из
абсолютно неделимых частиц, разделенных
пустотами.
Основанная на этих положениях, физика
Декарта строго механистична. В резком
противоречии со средневековой физикой
Декарт пытается свести все качественное
разнообразие природных явлений: 1) к материи,
тождественной с пространством, и 2) к ее
движению. Движение возникает в результате
толчка, сообщаемого данному телу другим
телом, перемещение тел относительно.
Такое понимание движения было, несмотря
на чисто механистический характер, прогрессивным
для науки XVII в.
Поставив вопрос о первоначальной причине
движения, Декарт ссылается на бога, который,
утверждает он, сотворил мир и своим действием
сохраняет в материи то самое количество
движения и покоя, какое вложил в нее при
творении.
Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеиэволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.
Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.
Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».
«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»
Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.
Информация о работе Космология и космогония в учении Декарта о мире