Биосфера и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:23, реферат

Краткое описание

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Оглавление

Биосфера и ноосфера.........................................................................................................3
Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации……………………………………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………………………….6
Список литературы………………………………………………………………………7

Файлы: 1 файл

Реферат Биосфера.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Биосфера  и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические  ценности современной цивилизации.

 

 

 

 

студента 1 курса

отделения "Финансы и кредит"

 

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 г.

Содержание

  1. Биосфера и ноосфера.........................................................................................................3
  2. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации……………………………………………………………………………………...4
  3. Заключение……………………………………………………………………………….6
  4. Список литературы………………………………………………………………………7

 

 

 

 

1. Биосфера и ноосфера.

 

 

 

Термин «биосфера» впервые  был употреблен еще в 1804 г. французским  ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения  совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.). Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Философский смысл понятие  биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой  стал называть всю ту среду, в которой  оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые  использовал французский математик  Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

 

 

 

 

2. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

 

 

 

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем  коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Тем самым открывается новый  этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом.

Если до сих пор понятие «культура» охватывало лишь ту часть природы, которая  непосредственно осваивалась человеком, то теперь появляется необходимость  распространить его на всю природную  среду существования человека, включая биосферу, прилегающие к ней области земных недр и космическое пространство. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы.  Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях.

Можно выделить следующие аспекты  новых ценностных и мировоззренческих  ориентаций техногенной культуры:

– единство человечества и биосферы;

– ответственность за развитие биосферы в целом;

– природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека;

– недопустимость изменения природной  сферы во вред как людям, так и другим формам жизни

– соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;

– гармония социальной эволюции с биологической;

– биосферный принцип мышления, а  в перспективе – ноосферный;

– руководство  в своем отношении с миром принципом коэволюции;

– ценность личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы;

 

 

3. Заключение

 

 

 

Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы  загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать. Мало того, он стал вырабатывать такие загрязнения, для переработки которых в природе пока нет соответствующих видов, а для некоторых загрязнений, к примеру радиоактивных, их никогда и не появится. Поэтому «отказ» биосферы перерабатывать плоды человеческой деятельности неизбежно будет действовать как все более нарастающий ультимативный фактор в отношении человека. Поэтому будущее человека как биологического вида предсказуемо: экологический кризис и снижение численности.

Вернадский  видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.

 

Список литературы

 

 

 

Вернадский  В.И.“Биосфера и ноосфера”, М.– 1989г.

Вернадский  В.И.“Научная мысль как планетное  явление”, М. – 1989г.

Кондратьев  М.Н.лекции, M. – 1997г.

 


Информация о работе Биосфера и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации