Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов. В европейской архитектурной традиции наиболее чётко зооморфный «скифо-сарматский» стиль прослеживается в орнаментике романских соборов и белокаменной резьбе владимиро-суздальской школы. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно.

Файлы: 1 файл

Звериный стиль.docx

— 95.99 Кб (Скачать)

 

Звериный  стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система

Posted in 

  • Архитектурные и художественные стили и направления

Рис. 1. Элемент  скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I

Рис. 2. Элемент  скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I

Рис. 3. Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I


Зооморфный код «скифо-сарматского  времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё  евразийское изобразительное искусство  и систему символов. В европейской  архитектурной традиции наиболее чётко  зооморфный «скифо-сарматский» стиль  прослеживается в орнаментике романских  соборов и белокаменной резьбе владимиро-суздальской  школы. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть  и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно.  

Космический зверь

 
Когда мы говорим о какой-нибудь культуре, то обычно пользуемся информацией, собранной либо внешним по отношению  к ней наблюдателем, либо информацией, сложившейся в среде самих  носителей данной культуры. Но и тот и другой источники не способны проявить культурный феномен достаточно полно, так как внешний наблюдатель подвержен влиянию стереотипов своей культуры, через которые он рассматривает иную культуру, а ее носитель может и не учитывать какие-то важные составляющие своей культуры в силу их обыденности для него. Поэтому, рассматривая культурные феномены, нам необходимо принимать во внимание совокупность всех текстов, в которых данная культура раскрывается и самореализуется.

Если о жизни и мировоззрении  жителей Центрального Кавказа конца II - начала I тыс. до н.э. мы судим только по оставленным в погребениях  артефактам их культуры, то о североиранских народах - скифах, савроматах (сарматах), саках, массагетах - мы имеем письменные источники, обнаруженные в основном в античных, персидских и китайских хрониках. Кроме того, еще со времен Петра I в музейные собрания стали поступать предметы быта, вооружения и одежды, найденные в скифских погребальных курганах, что и позволило создать к сегодняшнему дню научное представление о североиранском мире (рис. 1, 2, 3).

В дошедших до нас описаниях  картин скифской жизни и обнаруженных археологами уникальных артефактах прослеживается наличие у скифов хорошо структурированного мифологического,  мировоззренческого  пласта, фиксированного текстами как устной традиции, так и визуальной информации. Так как письменность у скифов отсутствовала, то важная часть сюжетного фонда скифской мифологии отображалась предметами скифской материальной культуры. Язык такого изобразительного повествования может рассматриваться как второй из языков скифской культуры, служивших для передачи мифологической информации, т.е. параметров их древней картины мира. По словам О.М. Фрейденберг, «это чистая условность, что мы называем мифом, только словесно выраженный рассказ. На самом деле, таким же мифом служат и действа, и вещь, и речь, и «быт» первобытного человека, т.е. все его сознание и все то, на что направлено это сознание». Поэтому мифологические тексты на изобразительном языке можно обнаружить в системе декора различных предметов скифской культуры: сосудов, оружия, одежды, ритуальных предметов, конского убора.

Богатые захоронения скифских вождей в так называемых Царских  курганах потрясают воображение. Золото, литая бронза, искусно разукрашенное  оружие, доспехи. Исследователи повсеместно  отмечают своеобразие скифской культуры, визитной карточкой которой является так называемый звериный стиль. При этом в научной среде продолжаются споры о том, откуда и под чьим влиянием он появился, как трансформировался в скифскую среду и что обозначал. Ведущие специалисты по скифской культуре (Д.С. Раевский, Е.Е.Кузьмина, С.С.Бессонова и др.) не только открыли нам тайны большинства дошедших до нас сюжетов звериного стиля, позволив заглянуть в древнюю духовную идеологию, влиявшую на все стороны жизни скифского общества, но и определили, что зооморфные образы функционировали в качестве средства моделирования мира в культуре праскифов задолго до формирования искусства звериного стиля, но не имели изобразительного воплощения вследствие иного отображения своей культуры. Когда же объективные причины породили необходимость воплощения этой древней модели мира в изобразительных образах, наиболее пригодным для этого оказался именно зооморфный код.


Камень, покрытый изображениями оленей, символизировал образ Мирового Древа. Оленный камень близ скифского кургана Арджан, VII век до н.э.

Формы тела животного  и элементы его декора несли в  себе скрытые символические тексты. Западный Памиро-Алтай, I тыс. до н.э.

Изображение кошачьего  хищника на скифском саркофаге из второго Башадарского Кургана, V век до н.э.

 

Рис. 5. Животные как  зооморфные символы мировой модели.




Информация о работе Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система