Вклад Петра в садово-парковое искусство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

В России сады, даже в городах, известны издавна. Об устройстве садов в Нижнем Приднепровье упоминает Геродот ( V век до н.э.), в Киеве - летописец Нестор ( XI - XII вв.). Интересные сведения о московских садах в XIV - XV вв. имеются в «Домострое». Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина

Оглавление

Введение 3
Исторический обзор русского садово-паркового искусства 4
Развитие русского паркового искусства со времен Петра I. 6
Регулярные сады Российской империи середины XVIII в. 6
Пейзажный парк в России 7
Русское парковое искусство. 10

Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Вклад Петра в садово-парковое искусство России.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

В последующие годы вокруг Петербурга возникло ожерелье замечательных "регулярных" парков - в Петергофе, Стрельне, Ораниенбаума, Царском Селе и т.д., являющиеся по сегодняшний  день подлинными шедеврами высокого искусства паркостроения.

Летний сад  в Петербурге. В начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге.

Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с  победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его  плану в 1704г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы  И.Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. - Б. Леблон и др.

Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в.- с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской  резиденцией, где в летнее время  протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что  в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Постепенно Летний сад  утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских  мастеров XVII-XVIII вв.- П. Баратта, Д. Боцацца  и др. Это самое старинное в  нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен - образы античных богов  и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I. Украшением Летнего  сада со стороны Невы является и  всемирно известная решетка, выполненная  в 1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена - строгая, стройная, с позолоченными  орнаментальными украшениями и  гранитными колоннами.

Русская дворянская усадьба. В сельской же местности усадьба была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках. И уже в начале XIX века этот комплекс предстает перед нами в своей законченности как дворянская или помещичья усадьба.

Архитектурно тип русской  усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию  во вновь строящемся Петербурге. Их авторы - А. Леблон, Д. Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед  домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке. Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают загородные дворцы знати. Строились они в разное время, отразились в их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшийся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с самого начала в русской усадьбе соединялись черты различные типов парков. Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское Село. Потому Петергоф, все же, более регулярен, чем Царское Село.

Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял  в плане букву «П». Внутри находился парадный двор (курдонер) оформленный на «французский» манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад выходил в обширный парк, распланированный «по-английски». Таковы московские усадьбы графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом стремились расположить церковь.

Русские усадьбы отличает еще большая свобода и естественность чем «английские» парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Кроме того, русские усадебные парки и сады отличает особенная лиричность. Это достигается их небольшими размерами и строго выдержанной соразмерностью всех парковых построек человеку. Гроты, беседки, скамьи только подчеркивают эту соразмерность. Придает своеобразную «домашность» и совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними. Ничего не пропадало даром у домовитого русского помещика. Так из земли, полученной после рытья прудов, насыпались целые горы, называемые по тогдашней моде Сионом или Парнасом

Екатерининский  парк - великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы.

В его планировке можно  обнаружить черты различных парковых стилей. Регулярная часть парка находится  между Екатерининским дворцом, Большим  прудом и Каскадными прудами. Над  её планировкой трудились садовники  Я. Розин и И. Фохт. Исторически  она носит название Старого сада, заложенного в самом начале XVIII века перед дворцом Екатерины I. В 1750-ые годы парк украсили многочисленные увеселительные павильоны. Пейзажная  часть создана во второй половине XVIII века и расположена за Камероновой  галереей. Парк одновременно наполнялся архитектурными сооружениями, воскресившими  формы военных памятников Древнего Рима и стиль средневековых зданий, а также повторяющими китайские  мотивы. Мост «Большой каприз», соединяет Екатерининский и Александровский парки.

Александровский Парк. Александровский парк площадью 188 га по проекту Н. Жирара, работами руководили садовые мастера К.Шредер и М.Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А. Менеласом и И.Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особенно большое развитие декоративное садоводство получило при Петре I. Именно в это время  были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как  непревзойденные образцы садово-паркового  искусства. К ним относятся: парки  Петергофа (ныне Петродворца), Стрельны, Ораниенбаума, Летний сад  и др. В 1706 г. был создан первый в России Ботанический (аптекарский) сад в  Москве, сохранившийся до настоящего времени (на Проспекте Мира).

В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также  при помещичьих усадьбах создавались  великолепные сады, получившие широкую  известность (Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский — в Кузьминках,    Шереметьевские   парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие).

К этому периоду относится  возникновение большого количества ботанических садов, принадлежащих  отдельным вельможам и богачам.

Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории России прежде всего следует назвать  Летний сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав  во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов  и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра I. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого царя.  В  1877 г. сад 

был разрушен сильной бурей  и наводнением.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (ныне Петродворец)  создан Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся  документах впервые это название встречается в 1705 г., уже в 1709 г. на этой территории развернулись большие  работы, и в 1711 —1714 гг. был построен первый деревянный дворец. В работах  над созданием этого уникального  исторического ансамбля участвовали  архитекторы Броунштейн, Леблон, Макетти.

Петродворец занимает территорию 800 га, включая Дворцовый парк и  парк Александрия. В начале и середине XVIII в. под Петербургом были созданы  парки, ставшие подлинными памятниками  садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе (ныне г. Пушкин)  (22, 23). Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII — начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но , Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них — Екатериненталь (ныне Кадриорг). В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны.

 

 

 

Список литературы

  1. А. П. Вергунов, В. А. Горохов «Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ века)» – Москва, 1996 г.
  2. С. Б. Горбатенко "Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель."
  3. Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.
  4. Официальный сайт Студия ландшафтного дизайна ИрисМ

 


Информация о работе Вклад Петра в садово-парковое искусство России