Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:59, реферат
В России сады, даже в городах, известны издавна. Об устройстве садов в Нижнем Приднепровье упоминает Геродот ( V век до н.э.), в Киеве - летописец Нестор ( XI - XII вв.). Интересные сведения о московских садах в XIV - XV вв. имеются в «Домострое». Древнерусские сады носили утилитарный характер. Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина
Введение 3
Исторический обзор русского садово-паркового искусства 4
Развитие русского паркового искусства со времен Петра I. 6
Регулярные сады Российской империи середины XVIII в. 6
Пейзажный парк в России 7
Русское парковое искусство. 10
Заключение 15
Список литературы 17
В последующие годы вокруг Петербурга возникло ожерелье замечательных "регулярных" парков - в Петергофе, Стрельне, Ораниенбаума, Царском Селе и т.д., являющиеся по сегодняшний день подлинными шедеврами высокого искусства паркостроения.
Летний сад в Петербурге. В начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге.
Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И.Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. - Б. Леблон и др.
Летний сад был разбит
по образцу регулярных садов XVIII в.-
с симметрично расположенными аллеями,
фигурной стрижкой деревьев и кустарников,
партерными цветниками, декоративной
скульптурой, фонтанами. В петровское
время он являлся парадной царской
резиденцией, где в летнее время
протекала общественная и придворная
жизнь Петербурга. Известно, что
в петровские времена в Летнем
саду был птичник, изящная беседка,
дом с фонтанным снарядом, приводимым
в движение по средству большого колеса,
а рядом с ним зверинец. Была
большая оранжерея с
Постепенно Летний сад
утратил свой первоначальный облик,
но и поныне сохранилась его регулярная
планировка и ценнейшая садово-парковая
мраморная скульптура работы итальянских
мастеров XVII-XVIII вв.- П. Баратта, Д. Боцацца
и др. Это самое старинное в
нашей стране собрание садовой скульптуры.
Подбор тематики мифологических статуй
не был случаен - образы античных богов
и героев иносказательно передавали
идеи государственной и
Русская дворянская усадьба. В сельской же местности усадьба была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках. И уже в начале XIX века этот комплекс предстает перед нами в своей законченности как дворянская или помещичья усадьба.
Архитектурно тип русской усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию во вновь строящемся Петербурге. Их авторы - А. Леблон, Д. Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке. Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают загородные дворцы знати. Строились они в разное время, отразились в их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшийся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с самого начала в русской усадьбе соединялись черты различные типов парков. Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское Село. Потому Петергоф, все же, более регулярен, чем Царское Село.
Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор (курдонер) оформленный на «французский» манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад выходил в обширный парк, распланированный «по-английски». Таковы московские усадьбы графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом стремились расположить церковь.
Русские усадьбы отличает
еще большая свобода и
Екатерининский парк - великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы.
В его планировке можно
обнаружить черты различных парковых
стилей. Регулярная часть парка находится
между Екатерининским дворцом, Большим
прудом и Каскадными прудами. Над
её планировкой трудились
Александровский Парк. Александровский парк площадью 188 га по проекту Н. Жирара, работами руководили садовые мастера К.Шредер и М.Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А. Менеласом и И.Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики.
Заключение
Особенно большое развитие
декоративное садоводство получило
при Петре I. Именно в это время
были заложены парки в Петербурге,
получившие мировое признание как
непревзойденные образцы
В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также при помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность (Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский — в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие).
К этому периоду относится возникновение большого количества ботанических садов, принадлежащих отдельным вельможам и богачам.
Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории России прежде всего следует назвать Летний сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра I. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого царя. В 1877 г. сад
был разрушен сильной бурей и наводнением.
Дворцово-парковый ансамбль
Петергоф (ныне Петродворец) создан
Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся
документах впервые это название
встречается в 1705 г., уже в 1709 г. на
этой территории развернулись большие
работы, и в 1711 —1714 гг. был построен
первый деревянный дворец. В работах
над созданием этого
Петродворец занимает территорию 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия. В начале и середине XVIII в. под Петербургом были созданы парки, ставшие подлинными памятниками садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе (ныне г. Пушкин) (22, 23). Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII — начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но , Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них — Екатериненталь (ныне Кадриорг). В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны.
Список литературы
Информация о работе Вклад Петра в садово-парковое искусство России