Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:07, доклад
Сегодня Даниэль Либескинд - один из ведуших архитекторов в мире.Его архитектуре сложно дать определение: формально - это пост-структурализм и деконструктивизм: асимметрия, сложные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств. Но его проекты нельзя втиснуть в рамки одного стиля, даже очень широкие. Это - очень индивидуальная, очень личная архитектура, трагическая и гармоническая одновременно. Его архитектура не похожа на привычную, она выглядит как авангардная инсталляция
Сегодня Даниэль Либескинд - один из ведуших архитекторов в мире.Его архитектуре сложно дать определение: формально - это пост-структурализм и деконструктивизм: асимметрия, сложные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств. Но его проекты нельзя втиснуть в рамки одного стиля, даже очень широкие. Это - очень индивидуальная, очень личная архитектура, трагическая и гармоническая одновременно. Его архитектура не похожа на привычную, она выглядит как авангардная инсталляция.
Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк- тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления. Отмечалось, что на его творчество сильное воздействие оказал русский супрематизм и конструктивизм 20-х гг. ХХ в., особенно творчество К. Малевича. Проекты Либескинда рождаются из синтеза искусства, истории, философии, музыки, геометрии и литературы. В одном из эссе он пишет: «Я занялся архитектурой, потому что в этом искусстве, как мне кажется, скомбинировано многое, чем я интересуюсь. Частью архитектуры являются, например, музыка, звук, ритм, темп, акустика, чувство баланса. Чертежи и рисунки составляют артистичную сторону зодчества, а физика, математика, конструктивность и технология –научную» [7]. В одном из интервью о Еврейском музее Либескинд дополняет этот тезис заявлением, что в архитектуре «важна не только техническая сторона. Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции. Они обе должны выполнять в проекте
роль несущих конструкций.
По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» Слабым местом деконструктивистов был качественный разрыв между
замыслом и его реализацией. Проекты оставались самоценным артефактом, которые не могли без потерь трансформироваться в трехмерную ар-хитектурную форму. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успішно переведя замысел в натуру.
Еврейский музей в Германии:
В плане его вид сверху напоминает расколотую звезду Давида, которая, по признанию Либескинда, светила ему в процессе работы и стала для него не только символом еврейской темы музея, но и символом трагической судьбы германских евреев [17. S. 108]. У некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым потоком, вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, порой отступать назад, но тем не менее продолжать свой путь [7]. А.В. Иконников, известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» [19. C. 352]. Журналист И. Зауров обнаружил поразительную аналогию между контурами плана Еврейского музея и коллажом советского архитектора Л.М. Лисицкого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет». Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-
бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах, и искаженную еврейскую звезду
Архитектор был вдохновлен и текстом литератора Вальтера Беньями-
на (1892–1940) «Улица с односторонним движением», Его текст привел архитектора к выводу, что движение современной истории – это путь к Ситуации
Конца, что опыт познания мира человеком закончен, а дальше наступает
Вечность.