Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель курсового проекта: разработать схему функционального зонирования города на 100000 жителей, научиться решать проектные задачи, находя остроумные способы примирения всех заинтересованных сторон. Цель градостроительного проекта - обеспечение устойчивого развития городских территорий и формирование благоприятной среды жизнедеятельности людей.
Задачи: Определить природные и планировочные ограничения присутствующие на данной территории;
Разработать схему функционального зонирования города-курорта на 100000 жителей;
Продемонстрировать комплексность подхода к решению жилищных проблем в условиях развития жилых территорий;
Обеспечить развитость и доступность системы общественных центров и объектов обслуживания населения;
Обеспечить экологическую безопасность среды жизнедеятельности и устойчивость природного комплекса;
Продемонстрировать культурную преемственность градостроительных решений, пространственное единство, эстетическую выразительность.
Введение. 3
Раздел 1 Планирование нового города. 4
Генеральный план нового города 4
Содержание проекта нового города 4
Состав проекта нового города 5
Методика проектирования. 5
Аналитическая часть. Определение перспективной численности населения 6
Определение потребности в территории 6
Выявление территориальных ресурсов и ограничений 7
Проектная часть. Функциональное зонирование. 7
Структуроформирование. Функционально-планировочная структура города. 9
Структура селитебной зоны 10
Система общественных центров города 10
Раздел 2 Расчетная часть. 12
Расчет требуемых территорий 12
Схема природных и планировочных ограничений. 14
Схема функционального зонирования. 15
Заключение. 16
Список используемой литературы. 17
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внутригородского и пригородного сообщений. Промышленные предприятия следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе группы предприятий с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры. Промышленные предприятия по характеру воздействия на окружающую среду подразделяются на 5 классов. При этом учитываются: радиация, превышающие допустимый уровень концентрации вредные выбросы, пожароопасность, взрывоопасность, уровень шума.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоёмы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
Коммунально-складская зона содержит предприятия пищевой промышленности; общетоварные и специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города (гаражи, трамвайные депо, троллейбусные и автобусные парки).
Зона внешнего транспорта предназначена для размещения транспортных устройств и сооружений, пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней.
В крупных городах выделяется также зона общегородского общественного центра или центральный район. За пределами города формируется пригородная зона.
Тип градообразующей базы определяет не только характер производственной зоны, но и влияет как на её местоположение, так и на взаимодействие с селитебной зоной. Расположение промышленных зон или промышленных районов на территории города сводится к трём основным вариантам:
Структур формирование. Функционально-планировочная структура города.
Несмотря на то, что размещение функциональных зон можно произвести, не определяя заранее структуру города, тем не менее, зонирование приобретает определённую форму только после определения структурных единиц, основных связей и системы центров. Кроме того, в процессе структуроформирования может произойти корректировка зонирования или произведён выбор из нескольких вариантов.
На выбор типа структуры оказывает влияние, как функциональное зонирование, так и природные условия. Характер этого влияния различен. Имеют значение типы функциональных зон, характер ландшафта и композиционный потенциал территорий.
Если промышленная зона расположена на значительном расстоянии от селитьбы, практически их структуры не испытывают взаимного влияния. В этом случае основанием для выбора структуры являются её собственные характеристики, а также предпочтения автора проекта. Когда промышленная зона граничит с селитьбой, то сокращение времени на передвижения между зонами увеличивает количество связей и взаимозависимость структур. В этом случае наиболее удобно параллельное размещение зон, линейная структура. Если имеются ярко выраженные ландшафтные особенности, то количество вариантов структуры сокращается. В случае, когда места приложения труда размещаются в селитебной зоне, определяющими факторами являются специфические природные условия, соображения оптимальности структур, а также субъективные причины.
Структура селитебной зоны
Планировочная структура селитебной территории поселений должна формироваться с учётом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озеленённых территорий общего пользования, безвредных мест приложения труда, а также в соответствие с планировочной структурой поселения в целом, в зависимости от его величины и природных особенностей территории.
В основу структуры селитебной зоны положена ступенчатая система обслуживания - принятая в советской теории и практике градостроительства концепция размещения учреждений городского обслуживания, соответствующая уровням (ступеням) построения структуры города и частоте обращения к обслуживанию разного ранга. Все учреждения обслуживания по частоте посещения подразделяются на повседневные (посещаются каждый день), периодические (посещаемые приблизительно 1 раз в неделю) и эпизодические (посещаемые изредка).
Первую ступень составляют учреждения микрорайона, обслуживающие повседневные потребности населения. К этим учреждениям повседневного обслуживания относятся школы, детские сады и ясли, домовые кухни, клубные помещения, спортивные и игровые площадки. Все они размещаются в пределах пешеходной доступности, в радиусе до 500 м.
Вторая ступень обслуживания включает учреждения периодического обслуживания жителей жилого района. Это клубы, кинотеатры, библиотеки, универмаги, поликлиники, отделения почты, милиции, Сбербанка. Радиус обслуживания составляет 800-1000м.
Третья ступень состоит
из учреждений эпизодического обслуживания.
Она включает учреждения общегородского
значения. К ним относятся театры,
концертные залы, музеи, торговые, спортивные,
культурно-развлекательные
Четвёртую ступень обслуживания образуют учреждения массового отдыха, размещаемые в пригородной зоне.
Повседневные учреждения должны находится в непосредственной близости от жилья, в микрорайоне. Периодическое обслуживание осуществляется в пределах жилого района. Доступность уникальных учреждений эпизодического обслуживания уже не играет роли. Учреждения каждой ступени обслуживания объединяются в центры структурных единиц.
Система общественных центров города
В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов, жилых и промышленных районов, зон отдыха, а также специализированные - медицинские, спортивно-оздоровительные, торговые, учебные и др. центры. Число, состав и размещение общественных центров определяется с учётом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории.
В общегородском центре в
зависимости от его размеров и
планировочной организации
Композиционное решение
Композиционное решение данной планировочной задачи заключается в выделении планировочными средствами центра города, который должен быть главным функциональным, транспортным и композиционным узлом территории. Система основных связей должна иметь чёткие очертания с явно выраженными основными направлениями. Элементы структуры должны иметь приблизительно равные размеры. Членение на жилые районы, микрорайоны или кварталы по возможности должно производиться с учётом природных и планировочных модулей .
Ступенчатую систему обслуживания не следует рассматривать как планировочный приём, а только как принцип. В зависимости от размера города, в нём могут отсутствовать отдельные ступени. Например, в малом городе центр жилого района совмещается с центром города. В крупных городах появляется членение территорий на планировочные районы, состоящие из жилых районов.
Расчет требуемых территорий
Планировочную структуру
селитебной территории городских и
сельских поселений следует формировать
с учетом взаимоувязанного размещения
зон общественных центров, жилой
застройки, улично-дорожной сети, озелененных
территорий общего пользования, а также
в увязке с планировочной структурой
поселения в целом в
Проектируемый нами город на 100 000 жителей
Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участками.
500 (га до 3-х эт. без з/у) + 1000 (га до 3-х эт. с з/у)=1500 га.
Площадь микрорайона принимаем 30 га, количество жителей – 10 тыс человек на территории при средней этажности жилой застройки до 3-х этажей без земельных участков и 5 тыс жителей - для застройки с участками.
Определяем общее количество микрорайонов:
50 тыс/10 тыс=5 микрорайонов со средней этажностью жилой застройки до 3-х этажей без земельных участков;
50 тыс/5 тыс=10 микрорайонов со средней этажностью жилой застройки до 3-х этажей с земельными участками;
Всего 15 микрорайонов. Делим их на 5 жилых районов, в каждом из которых проектируем центр жилого района, его площадь равна площади одного микрорайона (30 га).
Определение количества мест в детских дошкольных учреждениях.
Устанавливается в зависимости
от демографической структуры
100 000/100*10(%)=10 000 дошкольников, 8500 которых ходят в детские сады. В каждом микрорайоне следует построить по 2 детских сада (в 5 микрорайонах со средней этажностью жилой застройки до 3-х этажей без земельных участков – на 560 и 280 мест; в 10 микрорайонах со средней этажностью жилой застройки до 3-х этажей с земельными участками – на 280 и 140 мест).
Определение количества мест в школах.
Следует принимать с учетом 100% - ного охвата детей неполным средним образованием (I-IХ классы) и до 75% детей - средним образованием (X-XI классы) при обучении в одну смену. В поселениях-новостройках необходимо принимать не менее 180 мест на 1 тыс.чел.
100 000/100*5(%)=5 000 школьников, следовательно, нужно построить 5 школ.
На курортную зону отводим 600 га.
Также проектируем центр города и парковую зону.
В результате выполнения курсового проекта по планированию нового города, в нашем случае это «Город-курорт», мы на основании задания на проектирование определили природные и планировочные ограничения присутствующие на данной территории, разработали схему функционального зонирования города-курорта на 100000 жителей, применили комплексность подхода к решению жилищных проблем в условиях развития жилых территорий, обеспечили доступность системы общественных центров и объектов обслуживания населения.
Также во время выполнения
курсового проекта старались
максимально обеспечить экологическую
безопасность среды жизнедеятельности
и устойчивость природного комплекса
и продемонстрировать культурную преемственность градостроитель
Информация о работе Схема функционального зонирования города на 100000 жителей