Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:13, лекция
Промышленные здания в зависимости от этажности могут быть одноэтажными и многоэтажными. В современной практике преобладают одноэтажные здания (80% от общего объема строительства), так как они имеют определенные преимущества: лучшие условия для размещения оборудования, организации производственных потоков, применения транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях обеспечивается большая маневренность при изменении технологического процесса.
По характеру застройки территории промышленного предприятия одноэтажные промышленные задания подразделяются на здания сплошной и павильонной застройки.
Блокирование целесообразно
в тех случаях, когда характеристики
технологических процессов
Унификация способствует повышению
гибкости и универсальности объемно-
Объемно-планировочные и конструктивные параметры здания не должны стеснять или ограничивать процессы модернизации производства.
Повышение универсальности или гибкости производственных зданий достигается за счет увеличения сетки колонн и в необходимых случаях за счет повышения высоты помещения. Если позволяет технологический процесс, объемно-планировочное решение должно быть возможно проще по своей форме, т.е. быть прямоугольным в плане с параллельно-расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В этом случае значительно упрощается конструктивное решение, повышается степень сборности конструкций, сокращается количество их типоразмеров.
Важным общим принципом
Значительное влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий оказывают природно - климатические характеристики места строительства: температурный и ветровой режим, количество осадков, инсоляция и др.
В суровых климатических условиях предпочтительны здания с меньшей площадью наружных стен в целях снижения теплопотерь и, следовательно, повышения экономичности здания в эксплуатации.
Повторяемость, скорость и направление ветров, а также закономерности снегопереноса оказывают влияние на выбор профиля покрытия. Характеристики светового климата определяют решение естественного освещения, размеры светопроемов и фонарей.
Влияние на объемно-планировочные и конструктивные решения оказывают требования пожарной безопасности. В соответствии с ними определяются: наибольшая допускаемая площадь этажа между противопожарными преградами, требуемая степень огнестойкости конструкций и т.д.
Помещения, опасные в пожарном отношении,
следует располагать в
Требования пожарной безопасности в конструктивных решениях промышленных зданий сказываются прежде всего в устройстве противопожарных преград (брандмауэров) и противопожарных зон.
Противопожарные преграды, выполняемые из несгораемых конструкций, разделяют объем здания на отдельные части, ограничивая при возникновении пожара распространение огня пределами одной части здания.
Противопожарные зоны устраивают шириной не < 6 м. Они перерезают здание по всей его ширине или длине. На участках противопожарных зон – применяются конструкции из несгораемых материалов.
Подъемно - транспортное оборудование промышленных зданий.
Для перемещения грузов внутри промышленных зданий используют подъемно - транспортные оборудование или, иначе, внутрицеховой транспорт.
Внутрицеховой транспорт может быть подразделен на две группы: 1)транспорт периодического действия 2)транспорт непрерывного действия.
К первой группе относятся: напольный безрельсовый и рельсовый транспорт (автокары, автопогрузчики и т.д.), подвесной транспорт (тали, подвесные краны), мостовые краны и др. Ко второй группе относятся конвейеры, пневматической и гидравлический транспорт.
Выбор того или иного вида транспорта зависит от технологического процесса и влияет на объемно-планировочное решение и конструкции промышленного здания.
Однако целесообразно
Напольный транспорт
Напольный транспорт передвигается непосредственно по полу и дает возможность доставлять грузы в любую точку здания, не оказывает влияние на строительную часть здания за исключением конструкции пола, однако ведет к потере производственной площади.
Напольный транспорт подразделяется на: рельсовый, безрельсовый и прицепной.
Рельсовый транспорт.
Направление его связано с колеей, устройство которой требует значительных строительных работ (портальные краны, вагонетки и т.д.).
К безрельсовому транспорту относятся: автопогрузчики, тележки, платформы и т.д.
Прицепной транспорт состоит из тягача с прицепными тележками или платформами, которые образуют поезд.
Напольный транспорт является наиболее гибким видом транспорта.
Тали делаются с ручным приводом или электроприводом, стационарными и передвижными. Тали закрепляются на тележке, которая передвигается по нижней полке двутавровой балки (монорельсу). Монорельс подвешивается к нижнему полу несущих конструкций покрытия.
Монорельсовая дорога обслуживает
лишь узкую полосу рабочего пространства,
расположенную вдоль
Подвесные краны (кранбалки) применяются при пролетах зданий до 30 м и относительно небольшой массе поднимаемо груза (до 10 т.). Они состоят из основной двутавровой стальной балки, снабженной на концах катками, которые движутся по нижней полке стальных балок (рельсов), подвешенных к несущими элементам покрытия. По нижней полке основной балки движется электрическая таль. Подвесные краны позволяют перемещать грузы вдоль пролета цеха и поперек него, охватывая таким образом всю рабочую площадь.
Мостовые краны – наиболее распространенные средства транспорта. Грузоподъемность мостовых кранов достигает 600 т., возможные пролеты – до 50 м.
В зависимости от грузоподъемности мостовые краны могут быть малой (5-50 т.), средней (50-250 т.) и большой грузоподъемности (250-500 т.). Краны грузоподъемностью 15-500 т снабжаются двумя крюками, один из которых имеет большую грузоподъемность, другой – меньшую (Условное обозначение: пример - 30/5 т.).
Мостовые краны имеют крюки или снабжаются грейферами, грузовыми электромагнитами, лапами и др. грузозахватными устройствами.
Мостовые краны перемещаются вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые опираются на консоли колонн каркаса или пилястры стен. При применении мостовых кранов увеличивается высота здания и усложняется его конструктивное решение.
В зависимости от интенсивности работы мостовые краны подразделяются на краны весьма тяжелого непрерывного действия, весьма тяжелого, тяжелого, среднего и легкого режимов работы. Режим работы крана определяется продолжительностью его работы в единицу времени эксплуатации цеха.
Размещение мостовых кранов.
Размещение кранов определяется требованиями технологии. В одном пролете можно расположить несколько мостовых кранов. Если потребное количество кранов не удается разместить в одном ярусе, их размещают в двух или трех ярусах. Если необходима одновременная работа на одной и той же площади нескольких кранов, то ниже мостового крана располагают консольно–катучие краны и консольные краны.
К специальным кранам относятся: консольно-поворотные краны, устанавливаемые на стены или специальные колонны, козловые краны, консольно-катучие краны и краны – штабелеры.
Многоэтажные производственные здания, их характеристика и область применения. Конструктивные системы, унификация объемно – планировочных параметров, понятия об УГС
Многоэтажные производственные здания составляют примерно 20% от общего объема промышленного строительства. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения объема строительства многоэтажных производственных зданий. Область их применения – в производствах с относительно легким технологическим оборудованием, в случаях организации технологического процесса по вертикали, а также при ограниченных размерах территории застройки.
Основные объемно –
Многоэтажные производственные здания регулярного типа имеют ячейковую или пролетную структуру при сетках колонн каркаса 6х6 м, 6х9 м, 7,2х7,2 м, 7,2х9 м и др. и высота 3,6; 4,2; 4,8; 5,4 м и др. Высоты этажей в предлах всего объема здания – одинаковые.
Блокировка многоэтажного
Многоэтажные здания регулярного типа с верхним большепролетным этажом с краном получили особое распространение в химической промышленности. Нижние этажи имеют регулярную объемно – планировочную структуру с сетками колонн 6х6 м; 6х9 м и др., верхний этаж имеет пролет 12,18 или 24 м, оборудован мостовым или подвижным краном, конструкции верхнего этажа аналогично принимаемым в одноэтажных производственных зданиях.
Разновидностью указанного типа здания является двухэтажное производственное здание с верхним этажом, имеющим более крупные пролеты, чем в 1 этаже. На первом этаже размещается тяжелое технологическое оборудование, на втором – более легкое или крупногабаритное (но легкое) оборудование. Примером может служить Московский завод малометражных автомобилей, имеющий на первом этаже сетку колонн 12х12 м, на втором – 12х24м.
Многоэтажные здания с нерегулярной объемно – планировочной структурой проектируются, как правило, для предприятий горнорудной, угольной, коксохимической промышленности и др. Высоты этажей в объеме здания могут иметь разные значения. Нередко поперечный профиль этих зданий имеет значительные перепады высот, обусловленные требованиями технологических процессов, необходимостью устройства встроенного оборудования – бункеров, резервуаров и другого подобного оборудования больших размеров. Высота этажей в таких зданиях колеблется в широких пределах и может быть равной 20 м и более.
Многоэтажные производственные здания могут быть малой, средней и большой гибкости, которая в той или иной степени позволяет изменить технологический процесс без изменения основных несущих конструкций здания.
Здания малой гибкости имеют, как правило, ячейковое построение с небольшими размерами пролетов и шагов и квадратной сеткой колонн – 6х6 м, 7,2х7,2 м и др. Такие здания строятся чаще всего для производств, выпускающих малогабаритные изделия.
Здания средней гибкости имеют большие размеры пролетов и шагов. Сетки колонн – 12х6; 18х6; 12х12 и 18х18 м. При квадратной или близкой к ней сетке колонн междуэтажные перекрытия делаются кессонными или безбалочными. Такие здания предусматриваются для производств, выпускающих средне и крупногабаритные изделия легкого веса.
Здания большой гибкости строятся
с пролетами 24, 30 и 36 м. Высота несущих
конструкций междуэтажных перекрытий
(ферм) – 2,4-3,3 м позволяет в целях
рационального использования
Габаритные схемы многоэтажных производственных зданий (УГС) характеризуются количеством пролетов, их размерами, количеством этажей и их высотами, а также наличием подъемно-транспортного оборудования. Сетка колонн назначается в зависимости от нормативной полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Размеры пролетов кратны 3м, шагов – 6м. Наиболее массовые сетки колонн – 6х6 и 6х9м. Высоты этажей назначаются в соответствии с требованиями модульной координации размеров – кратными укрупненному модулю 6м, но не < 3м.
Информация о работе Промышленные здания, естественное освещение. Одноэтажные производственные здания