Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:33, доклад
Влияние цвета на формирование ландшафта и городской среды огромно и всесторонне.
Его рассматривают в физиологическом и психологическом, организационном, эстетическом и других аспектах:
цвет способствует ориентации в пространстве и раскрытию назначения зданий и сооружений;
создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаз;
Приемы формирования
колористической среды с
Влияние цвета на формирование ландшафта и городской среды огромно и всесторонне.
Его рассматривают в физиологическо
При этом, в связи с изменчивостью естественного освещения, сезонной вариативностью цвета ландшафта и искусственным вечерним освещением, роль цвета усложняется.
Необходимо
отметить, что при нарушении
Поэтому направленность на создание гармоничной пространственной среды делает актуальным колористическое проектирование и как его часть – изучение всех цветовых составляющих городского ландшафта.
Колористическая палитра современного крупного города содержит множество цветовых данных
К основным цветоносителям относятся:
К второстепенным:
Цветочное оформление города – это комплексная эстетическая архитектурно-ландшафтная система, в которой использование колористических сочетаний максимально актуально.
Цветочное оформление проектируется и создается по принципу ландшафтной или регулярной композиции в комплексе с общими планировочными задачами.
К цветникам ландшафтной композиции относятся группы, миксбордеры, одиночные посадки, альпинарии, рокарии; цветущие лужайки, созданные обычно из многолетних растений различных форм и размеров.
К цветникам регулярной композиции относятся геометрических форм партеры, клумбы, рабатки, бордюры, модульные цветники, арабески. Регулярным приемам цветочного оформления могут соответствовать также объемные цветочные композиции – композиции в емкостях (контейнерах-цветочницах и декоративных вазах) и зеленая каркасная скульптура, которые могут быть мобильными и стационарными.
Регулярные цветники создаются из летников и двулетников и размещают на улицах, проездах, подходах, площадях, у общественных зданий, спортивных сооружений, у памятников, фонтанов, водоемов. В оформлении регулярных композиций участвуют коврово-лиственные, горшечно-обсадочные цветочные культуры.
Необходимо отметить, что в последние годы в г. Минске выросли объемы зеленого строительства, появились новые приемы цветочно-декоративного оформления, значительно расширился состав используемых декоративных растений.
В ходе проведенных исследований было изучено 159 цветочно-декоративных композиций на 16 улицах, 2 проспектах, 1 площади, а также обследованы территории возле Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного академического музыкального театра, Национального академического Большого театра оперы и балета и РУП «Аэропорт Минск-1».
При натурных обследованиях оценивались:
Исходя из данных натурных обследований, 62% элементов цветочно-декоративного оформления характеризуются гармоничными цветосочетаниями, а также соответствием колористической гамме архитектурных компонентов городской среды, что обеспечивает единство колористического замысла.
Композиции цветочно-декоративного оформления выполняются как в регулярном, так и в пейзажном стиле. Наиболее распространенной формой композиции цветочно-декоративных растений является группа (41 композиция), а наименее распространенной – модульная (7 композиций) и бордюрная (7 композиций).
На основании данных натурных обследований, контрастная цветовая гамма цветочно-декоративных растений в композициях является преобладающей (65%). Необходимо отметить, что преобладают однотоновые композиции (24%) и сложные четырех и более тоновые композиции (23%), а наименьшее количество композиций близких тонов (11%).
Преобладающими цветовыми
Таким образом, при создании цветочно-декоративных
композиций можно рекомендовать
расширить использование модуль
Для смягчения сильных контрастов в композициях рекомендуется применять ахроматические цвета (белый, серый, серебристый, редко – черный) и вводить их между контрастирующими хроматическими. Необходимо учитывать, что светлотный контраст с соответствующим хроматическим цветом должен быть определенным, т.к., если не учитывать данное условие, получатся неудовлетворительные результаты (к примеру, зеленый и синий цвета в черном окружении теряют силу выразительности, а желтые – в белом).
Дисгармоничные цветовые сочетания (красный и оранжевый, синий и зеленый) рекомендуется нейтрализовать другими цветами, для чего на границе этих цветов также необходимо вводить белый, серый, серебристый, а иногда черный цвета. В нюансных однотонных композициях необходимо учитывать сочетание растений между собой по размеру, форме, характеру листвы, т.к. при использовании растений одного вида и цветового тона композиция будет казаться плоской.
В тематических, геометризированных модульных, орнаментальных цветочно-декоративных композициях необходимо использовать контрастную колористическую гамму, которая подчеркнет четкую пространственную дифференциацию элементов композиции. В регулярных цветниках нежелательно использовать дисгармоничные сочетания близких тонов
При размещении растений в цветочно-декоративных композициях необходимо учитывать законы воздушной перспективы. Воздушная перспектива – это оптическое, кажущееся изменения цвета предмета, зависящее от расстояния, т.е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от прозрачности воздуха, освещения, погодных условий. При большой плотности воздух приобретает синеватую окраску, поэтому красный цветовой тон при удалении от зрителя приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков; желтый на значительном удалении становится зеленовато-желтым; зеленый переходит в синий; фиолетовый – в грязно-синий; черный светлеет, сереет и иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает синеватый оттенок.
Законами воздушной
Если необходимо увеличить глубину пространства, яркоокрашенные растения нужно помещать на переднем плане композиции, а темноокрашенные – на заднем. Если необходимо поместить растения темных тонов на заднем плане, таким образом, чтобы они выделялись, их нужно сочетать с растениями светлых или белых тонов. Большой концентрации цветочных контрастных пятен и слишком близкого расположения их к зрителю следует избегать.
При свободном размещении растений цветочными пятнами, хорошо воспринимаемыми со всех сторон, необходимо, чтобы растения, расположенные в середине, были более высокими и их цветовые тона доминировали.
В партерных участках с геометрической планировкой лучше всего размещать виды, цветущие одновременно, а также предусматривать смену ассортимента цветника в течение одного сезона.
При расположении цветочных растений у кустарниковых групп для получения контраста необходимо, чтобы непосредственно у кромки газона располагались белые, красные и оранжевые растения, которые лучше сочетаются с зеленым фоном травы, чем желтые и синие.
Приглушенные, светлые оттенки – голубоватые, розовые, бледно-желтые, белые – воспринимаются как фоновые. Растений с цветами пастельных тонов должно быть несколько больше, иначе они останутся не замеченными, будут смазаны яркостью других цветов
Таким образом, цвет играет важную роль в формировании ландшафтной композиции, способствует выявлению ее художественного замысла, подчеркивает уникальность и неповторимость. Цветочное оформление города должно быть не случайным собранием разностильных цветников, а продуманной системой, построенной с учетом перспективного развития городских территорий.
Арамович О.Л. Беларусь, г.Минск