Приемы формирования колористической среды с использованием элементов цветочного оформления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:33, доклад

Краткое описание

Влияние цвета на формирование ландшафта и городской среды огромно и всесторонне.
Его рассматривают в физиологическом и психологическом, организационном, эстетическом и других аспектах:
цвет способствует ориентации в пространстве и раскрытию назначения зданий и сооружений;
создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаз;

Файлы: 1 файл

Приемы формир.колор. среды с использ.элем.цвет.оформления.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Приемы  формирования колористической среды с использованием элементов цветочного оформления.

 

Влияние цвета на формирование ландшафта и городской среды огромно и всесторонне.

Его рассматривают в физиологическом и психологическом, организационном, эстетическом и других аспектах:

  • цвет способствует ориентации в пространстве и раскрытию назначения зданий и сооружений;
  • создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаз;
  • воздействует на психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций, т.е. создает психофизиологический комфорт;
  • формирует колористический образ (композиционная роль).

При этом, в связи с изменчивостью естественного освещения, сезонной вариативностью цвета ландшафта и искусственным вечерним освещением, роль цвета усложняется.

Необходимо  отметить, что при нарушении качественного  соотношения доминирующих и акцентных  цветов, несоблюдении простых правил цветовой гармонии создается визуальный дискомфорт, нарушается целостность композиции.

Поэтому направленность на создание гармоничной  пространственной среды делает актуальным колористическое проектирование и  как его часть – изучение всех цветовых составляющих городского ландшафта.

Колористическая палитра современного крупного города содержит множество цветовых данных

К основным цветоносителям относятся:

  • объекты городского озеленения;
  • фасады зданий;
  • покрытия поверхности земли (мощение, газон).

К второстепенным:

  • элементы информации и наружной рекламы;
  • малые архитектурные формы и сооружения;
  • транспорт;
  • элементы цветочного и праздничного оформления города.

Цветочное оформление города – это комплексная эстетическая архитектурно-ландшафтная система, в которой использование колористических сочетаний максимально актуально.

Цветочное оформление проектируется  и создается по принципу ландшафтной или регулярной композиции в комплексе с общими планировочными задачами.

К цветникам ландшафтной композиции относятся группы, миксбордеры, одиночные посадки, альпинарии, рокарии; цветущие лужайки, созданные обычно из многолетних растений различных форм и размеров.

К цветникам регулярной композиции относятся геометрических форм партеры, клумбы, рабатки, бордюры, модульные цветники, арабески. Регулярным приемам цветочного оформления могут соответствовать также объемные цветочные композиции – композиции в емкостях (контейнерах-цветочницах и декоративных вазах) и зеленая каркасная скульптура, которые могут быть мобильными и стационарными.

Регулярные цветники создаются  из летников и двулетников и размещают на улицах, проездах, подходах, площадях, у общественных зданий, спортивных сооружений, у памятников, фонтанов, водоемов. В оформлении регулярных композиций участвуют коврово-лиственные, горшечно-обсадочные цветочные культуры.

Необходимо  отметить, что в последние годы в г. Минске выросли объемы зеленого строительства, появились новые приемы цветочно-декоративного оформления, значительно расширился состав используемых декоративных растений.

В ходе проведенных исследований было изучено 159 цветочно-декоративных композиций на 16 улицах, 2 проспектах, 1 площади, а также обследованы территории возле Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного академического музыкального театра, Национального академического Большого театра оперы и балета и РУП «Аэропорт Минск-1».

При натурных обследованиях оценивались:

  • уровень колористического единства элементов цветочно-декоративных композиций с окружающей средой;
  • форма и принадлежность композиции к регулярному либо пейзажному стилевым направлениям;
  • специфика колористического решения элементов цветочного оформления (цветовые гаммы нюансные близких тонов или однотоновые, контрастные двух-, трех-, четырех- и более тоновые).

Исходя из данных натурных обследований, 62% элементов цветочно-декоративного оформления характеризуются гармоничными цветосочетаниями, а также соответствием колористической гамме архитектурных компонентов городской среды, что обеспечивает единство колористического замысла.

Композиции  цветочно-декоративного оформления выполняются как в регулярном, так и в пейзажном стиле. Наиболее распространенной формой композиции цветочно-декоративных растений является группа (41 композиция), а наименее распространенной – модульная (7 композиций) и бордюрная (7 композиций).

На  основании данных натурных обследований, контрастная цветовая гамма цветочно-декоративных растений в композициях является преобладающей (65%). Необходимо отметить, что преобладают однотоновые  композиции (24%) и сложные четырех и более тоновые композиции (23%), а наименьшее количество композиций близких тонов (11%).

Преобладающими цветовыми тонами в цветочно-декоративных композициях г. Минска являются: белый (11,6%), серебристый (9,5%), красный (9,3%), золотисто-желтый (7,9%). Наименее встречаемым в композициях является темно-синий тон (0,2%). Необходимо отметить, что в композициях преобладают растения с розовой окраской цветков – 48%.

Таким образом, при создании цветочно-декоративных композиций можно рекомендовать  расширить использование модульных цветников, в основу которых положен тот или иной повторяющийся элемент, а также бордюрных композиций. Необходимо отметить, что четкость, геометрическая правильность и модульность рисунка цветника подчеркнут различие между цветовыми тонами, и композиция будет выглядеть более контрастной.

Для смягчения сильных контрастов в композициях рекомендуется применять ахроматические цвета (белый, серый, серебристый, редко – черный) и вводить их между контрастирующими хроматическими. Необходимо учитывать, что светлотный контраст с соответствующим хроматическим цветом должен быть определенным, т.к., если не учитывать данное условие, получатся неудовлетворительные результаты (к примеру, зеленый и синий цвета в черном окружении теряют силу выразительности, а желтые – в белом).

Дисгармоничные цветовые сочетания (красный и оранжевый, синий и зеленый) рекомендуется нейтрализовать другими цветами, для чего на границе этих цветов также необходимо вводить белый, серый, серебристый, а иногда черный цвета. В нюансных однотонных композициях необходимо учитывать сочетание растений между собой по размеру, форме, характеру листвы, т.к. при использовании растений одного вида и цветового тона композиция будет казаться плоской.

В тематических, геометризированных модульных, орнаментальных цветочно-декоративных композициях необходимо использовать контрастную колористическую гамму, которая подчеркнет четкую пространственную дифференциацию элементов композиции. В регулярных цветниках нежелательно использовать дисгармоничные сочетания близких тонов

При размещении растений в цветочно-декоративных композициях необходимо учитывать законы воздушной перспективы. Воздушная перспектива – это оптическое, кажущееся изменения цвета предмета, зависящее от расстояния, т.е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от прозрачности воздуха, освещения, погодных условий. При большой плотности воздух приобретает синеватую окраску, поэтому красный цветовой тон при удалении от зрителя приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков; желтый на значительном удалении становится зеленовато-желтым; зеленый переходит в синий; фиолетовый – в грязно-синий; черный светлеет, сереет и иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает синеватый оттенок.

Законами воздушной перспективы  обусловлено и то, что темноокрашенные, с синеватым оттенком элементы цветочно-декоративных композиций (синие, темно-фиолетовые) оптически  удаляются, меняются их контуры и  очертания, становясь мягче и расплывчатее, а контрастные, теплых тонов (желтые, красные) элементы, наоборот, кажутся ближе.

Если необходимо увеличить глубину  пространства, яркоокрашенные растения нужно помещать на переднем плане  композиции, а темноокрашенные –  на заднем. Если необходимо поместить растения темных тонов на заднем плане, таким образом, чтобы они выделялись, их нужно сочетать с растениями светлых или белых тонов. Большой концентрации цветочных контрастных пятен и слишком близкого расположения их к зрителю следует избегать.

При свободном размещении растений цветочными пятнами, хорошо воспринимаемыми  со всех сторон, необходимо, чтобы растения, расположенные в середине, были более  высокими и их цветовые тона доминировали.

В партерных участках с геометрической планировкой лучше всего размещать виды, цветущие одновременно, а также предусматривать смену ассортимента цветника в течение одного сезона.

При расположении цветочных растений у кустарниковых групп для  получения контраста необходимо, чтобы непосредственно у кромки газона располагались белые, красные и оранжевые растения, которые лучше сочетаются с зеленым фоном травы, чем желтые и синие.

Приглушенные, светлые оттенки  – голубоватые, розовые, бледно-желтые, белые – воспринимаются как фоновые. Растений с цветами пастельных тонов должно быть несколько больше, иначе они останутся не замеченными, будут смазаны яркостью других цветов

Таким образом, цвет играет важную роль в формировании ландшафтной композиции, способствует выявлению ее художественного замысла, подчеркивает уникальность и неповторимость. Цветочное оформление города должно быть не случайным собранием разностильных цветников, а продуманной системой, построенной с учетом перспективного развития городских территорий.

Арамович О.Л. Беларусь, г.Минск


Информация о работе Приемы формирования колористической среды с использованием элементов цветочного оформления