Площадь Согласия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Площадь Согласия - бесспорно один из самых ярких архитектурных образов Парижа. Городской пейзаж захватывает здесь зрителя с неотразимой силой. Все, что построено по периметру площади, все, что поставлено в разных ее точках, - дворцы, ограды, изваяния, фонтаны и обелиск - создает мощную красоту самой площади в самом первичном смысле этого слова: перед обширным свободным пространством, образующим открытую панораму центральной части Парижа. При создании площади использован прием, основанный на архитектурном воздействии изолированного сооружения на далекое окружение, идея красоты громадных пространств.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..…………….. 3
Архитектура площади Согласия ………………………………………… 5
История площади Согласия ………………………….…………....…… 15
Заключение ………………………………………………………………...…… 18
Список используемой литературы ………

Файлы: 1 файл

Площадь Согласия.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Открытый  характер площади определяется не только тем, что она не имеет материально  замкнутых границ, но и тем, что  с площадью непосредственно связаны  магистрали, открывающие прямые перспективы  на отдаленные пункты города. Площадь  оказывается центром, с которого можно наблюдать ряд отдаленных точек города. В то же время площадь  соединяет собою отдельные значительные части городского комплекса:

Город, некогда  кончавшийся здесь, приобретает  вместе с созданием площади новое  направление своего роста и площадь  сама служит связующим звеном между  старой частью города и новыми предместьями.

Габриель  вобрал в свое ансамблевое творчество целый ряд идей, выдвинутых его современниками, - идей, намеченных в ряде других проектов. Тип площади-набережной, принцип открытого пространства, связь отдельных частей города с площадью, наконец, прямые перспективы, раскрывающиеся по осям-магистралям, - все эти начала ансамблевого построения были выдвинуты архитектурой XVIII века и обусловлены новым пониманием идей города и городского ансамбля. С этими принципами непосредственно согласован прием установки архитектурных «ориентиров» как средства связи между отдаленными точками городского комплекса. Ансамбль, созданный Габриелем, позволил в дальнейшем широко применить этот прием, и, находясь на площади Согласия, мы воспринимаем целый ряд отдельных архитектурных точек как бы включенными в единый ансамбль. Такова арка Триумфа на площади Звезды, завершающая перспективу Елисейских полей, такова упомянутая церковь Мадлен, таков, на той же оси, портик Бурбонского дворца, обращенный к площади Согласия с другого берега Сены.

Но площадь  Согласия зрительно и пространственно связана не только с этими отдельными архитектурными точками: непосредственно к ней примыкают обширный зеленый клин Елисейских полей - с западной стороны, Тюильрийский сад - с восточной, гладь реки - с южной. Продолжая это непосредственное соседство, ко всему этому обширному комплексу садов, аллей, набережных примыкают в некотором отдалении внушительный ансамбль Дома инвалидов с высоким куполом своего собора - с юго-запада, и мощный массив Лувра - с востока. Площадь, когда-то задуманная Габриелем как «аванплац» перед королевским дворцом, оказывается средоточием громадного пространства, наполненного разнообразными архитектурными построениями.

Обширный  район города архитектурно тяготеет к площади Согласия, она является узлом, стягивающим главные магистрали парижского центра. Этот громадный  ансамбль как бы собирает в одном  фокусе черты парижского архитектурного пейзажа. Художественная ценность этого  пейзажа не в отдельных зданиях, не в примечательных памятниках различных  эпох французского зодчества. Самое пространство, организованное и вправленное в четкие, легко воспринимаемые архитектурные рамки; ясно читаемые масштабы отдельных архитектурных элементов, дающих направление движению и взгляду; простор открытых площадей и прямых магистралей, простор, легко обозримый благодаря четким архитектурным ориентирам, которые связывают между собой отдельные части города, - вот что определяет характер архитектурного ансамбля, центром и сердцем которого является площадь Согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История площади Согласия

Площадь Согласия принадлежит к числу наивысших  достижений в мировом градостроительстве. Она лежит у берега Сены, между  садом Тюильри и Елисейскими  полями. Ее первоначальная планировка принадлежит выдающемуся архитектору  Ж. А. Габриэлю, проект которого был  утвержден королем в 1757 году. Центр  площади должна была занимать конная статуя Людовика XV работы скульптора Э. Бушардона.

Проектировал  площадь знаменитый архитектор Жак-Анж Габриэль из габриэлевской династии архитекторов (он был уже Жак IV), тот самый Габриэль, что строил Малый Трианон и Оперу в Версале, Военную школу в Париже, замок в Компьене и два дворца здесь же, на площади Согласия, - отель Крийон и Министерство морского флота. Площадь Согласия Габриэль распланировал в стиле французского парка, и она ничуть не похожа на другие городские площади тех времен. Хотя, скажем, статуя Людовика XV работы Бушардона и Пигаля еще стояла на ней в полном соответствии с традицией – на пересечении главных осей площади. Понятно, что статуе не удалось пережить Революцию, в 1792 году и самая-то площадь Людовика XV была переименована в площадь Революции, а в 1795-м указом Конвента - в площадь Согласия. В 1814 году она снова стала площадью Людовика XV, в 1823-м – площадью Людовика XVI, а в 1830-м на несколько месяцев – даже площадью Хартии. Во время Июльской монархии, в 1830 году, она снова стала площадью Согласия. Король Луи-Филипп повелел украсить ее фонтанами, статуями, скульптурными группами и обелиском, столь древним, что уж он-то не мог разбудить никаких политических страстей.

А страсти  на этой площади кипели некогда бурные - это здесь, в той части площади, что ближе к Елисейским полям, отрубили голову королю Людовику XVI. Потом, перетащив гильотину поближе к саду Тюильри, труженики революции снесли головы прекрасной королеве Марии-Антуанетте, Шарлотте Корде, Дантону, Сен-Жюсту, мадам дю Барри, Камилю Демулену, а позднее - Робеспьеру и еще многим. 1814 год пожалуй что завершил миром эту историю страстей. В воскресенье 10 апреля 1814 года, на Пасху (в тот год католическая Пасха совпала по времени с православной), русский император-победитель Александр I приказал соорудить на этой площади алтарь и отслужить благодарственный молебен. День выдался великолепный, народу на площади и на террасе парка Тюильри собралось великое множество, и государь император, растроганный молебном, так описывал этот день в письме князю Александру Михайловичу Голицыну:

«Для моего  сердца это был момент торжественный, трогательный и пугающий. Вот они… мои православные воины, те, кого я по воле непостижимого Провидения привел из глубины их холодной северной родины, чтобы вознести нашу общую молитву к Господу в столице этих иноземцев, которые совсем недавно еще напали на Россию, вознести молитву на том самом месте, где несчастный король пал жертвою народной ярости… Царь Руси молился по своему православному обряду вместе со своим народом, как бы во очищение этого окровавленного места».В этом дворце весной 1814 года гостил у Талейрана Александр I. В угловой зале дворца были подписаны важные исторические документы. Позднее молодой Мопассан протирал здесь штаны в министерской канцелярии. 8

Как видите, место  это всякому навевало устрашающие  воспоминания, так что недаром  добрый король Луи-Филипп пытался сделать  его не просто красивым, но и по возможности  жизнерадостным. Помогал ему в  этом знаменитый архитектор Хитторф, тот самый, что проектировал Северный вокзал.

Тогда же по инициативе художника Давида она была украшена двумя великолепными статуями - «Укротители  коней» работы скульптора Г. Кусту, перенесенными из королевской резиденции Марли и установленными у въезда на Елисейские поля.

Значительные  изменения в облике площади произошли  в царствование Луи-Филиппа. Египетский обелиск из Луксора, выбранный Хитторфом для замены статуи Людовика XV и более позднего монумента Свободы, подарен был французскому королю правителем Египта. Он стоял когда-то перед храмом, и иероглифы на его гранях прославляют подвиги фараона Рамзеса II. Для доставки его в Тулон был построен специальный корабль, и на доставку ушло два года. А если учесть, что вес этого монолита 230 тонн, то легко представить себе, сколько было хлопот с его установкой. Зато успешному завершению последней стадии этой операции аплодировало 200000 парижан, собравшихся по этому поводу близ площади.

Он был  воздвигнут в центре площади в 1836 году. Обелиск 23 метра высотой, находившийся раньше в храме Рамзеса II в Фивах и подаренный Франции египетским пашой Мехметом-Али. Несколько позднее архитектор Гитторф соорудил по бокам обелиска два монументальных фонтана, аналогичных фонтанам на площади св. Петра в Риме. На массивных пьедесталах, которыми заканчивались угловые балюстрады площади, было установлено восемь мраморных статуй, символизирующих главнейшие города Франции: Лион, Марсель, Бордо, Нант, Лилль, Брест, Руан и Страсбург (эта последняя во время оккупации немцами Эльзаса была покрыта траурным флёром). В таком виде площадь Согласия сохранилась до наших дней. 9

 

 

 

 

Заключение

Эта площадь - создание нового времени. Еще в  середине XVIII века здесь был большой  пустырь, отделявший королевский сад  Тюильри от Елисейских полей, западной окраины города, через которую  пролегала дорога на Версаль. Площадь  Согласия возникла сразу, как возникает  одно здание по воле владельца и  замыслу архитектора. Очень скоро  она сделалась средоточием городской  жизни Парижа, которому так нужен  был новый форум в эти годы огромных исторических перемен. Но прошло почти сто лет, пока площадь Согласия приобрела тот облик, какой она  имеет сегодня. Архитектурное произведение абсолютизма, площадь Согласия стала  центром города в эпоху буржуазной революции и в последующий  период усиленного роста нового, капиталистического Парижа. Задуманная как продолжение  чисто дворцового ансамбля, она самым  ходом исторических событий сделалась  едва ли не первым архитектурным ансамблем  «мирового города». И этот образ  мощного городского ансамбля, утверждающего  новые масштабы пространства, новые  ритмы жизни и движения, свойственные громадному городскому центру, отпечатлелся здесь куда сильнее и внятнее, чем первоначальный образ парадного  плаца перед резиденцией короля. Именно вокруг площади Согласия начали нанизываться и вырастать новые  куски города, составившие в своей  совокупности современный облик  центральной части Парижа. Именно эта парижская площадь заставила  внести в традиционное понимание  ансамбля, сложившееся в эпоху  феодализма, весьма существенные новые  черты - поправки нового времени.

Хотя ее архитектурно-декоративное оформление и принадлежит к разным периодам, все его элементы сливаются  в один удивительно целостный  и праздничный ансамбль, который  дополняется по вечерам ослепительным  светом многих сотен старинных фонарей.

Но, конечно, главная красота площади заключается  не столько в этом парадном оформлении, сколько в самом ее пространственном решении, расположении и масштабах. Площадь размером 357 на 217 метров раскинулась на стыке двух магистральных осей, связывающих ее со всем Парижем и открывающих изумительные по красоте перспективы. Монументальная строгость архитектуры, ограничивающей площадь с северной стороны, река, омывающая ее с юга, зеленые массивы Елисейских полей и Тюильрийского сада, примыкающих с флангов, создают неповторимое богатство аспектов, не нарушая в то же время стройного единства и ясной гармонии целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Носик Б., Прогулки по Парижу. - М.: Радуга, 2000. С. 72 - 73
  2. Михайлов Б. П.,  История архитектуры. - М.: Высшая школа, 1979. С. 99
  3. Виолле де Дюк. Беседы об архитектуре. - М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. С. 100
  4. Бартенев И. А. Формы и конструкция в архитектуре. - Л.: Издательство литературы по строительству, 1968. С. 60, С. 71
  5. Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат. 1975.  С. 152
  6. Глазычев В. Л. Эволюция пространства в архитектуре. - М.: Стройиздат.1986, С. 228
  7. Моруа А. Париж. - М.: Искусство, 1970. С. 113 - 114

 

 

 

 

 

 

1 Носик Б., Прогулки по Парижу. – М.: Радуга, 2000. С. 72

2 Михайлов Б. П.,  История архитектуры. - М.: Высшая школа, 1979. С. 99

3 Виолле де Дюк. Беседы об архитектуре. М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. С. 100

4 Бартенев И. А. Формы и конструкция в архитектуре. - Л.: Издательство литературы по строительству, 1968. С. 71

5 Бартенев И. А. Формы и конструкция в архитектуре. - Л.: Издательство литературы по строительству 1968. С. 60

6 Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат. 1975. С. 152

7 Глазычев В. Л. Эволюция пространства в архитектуре. – М.: Стройиздат.1986, С. 228

8 Носик Б., Прогулки по Парижу. – М.: Радуга, 2000. С. 73

9 Моруа А. Париж. - М.: Искусство, 1970. С. 113 - 114


Информация о работе Площадь Согласия