Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, реферат
Со времен Возрождения считается, что ордерная система – «верх совершенства». Классицизм образовался на основе архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, затем развивался и перерастал в другие стилевые направления, такие как барокко, ампир, неоклассицизм и другие стили. В настоящее время классицизм является одним из основных стилей для создания сооружений и зданий: он используется, естественно, в сочетании с современными материалами, другими стилями, а также более свободными мотивами и мыслеформами архитектора.
Вступление
Особенности древнегреческих ордерных систем
Особенности древнеримских ордерных композиций
Выводы
Список литературы
Рис. 11. Антаблемент
Рис 12. Разница в архитравах дорического и ионического ордеров
Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким. Дорический фриз образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях имели чисто техническое назначение, – чередующихся триглифов и метопов. Триглиф 1 – прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп 2 – квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом или орнаментом. (рис. 13)
Рис. 13. Триглиф – 1, метоп – 2
Познакомившись с
Подводя итог античному периоду
развития архитектурного декора Греции,
можно сделать заключение, что
за это время были созданы художественные
приемы конструирования структурных
элементов, декоративные способы обработки
конструктивных стыков, орнаментальные
формы декора в целях усиления
объемно-пространственного
Следующий этап развития ордерных систем – архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более грандиозных сооружений.
Величие римских ансамблей было предназначено отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях – совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.
На римской земле до
заимствования греческой
В ранний период римского заимствования греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу – плинта. (рис. 13)
Рис. 13. Плинт под базой
В дальнейшем развитии римской архитектуры, особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами, ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции.
Особенно ярко декоративность
использования ордерных мотивов
проявляется в художественной обработке
арочных конструкций. Колонны, как
и антаблемент, перестают выполнять
присущие им функции (столба и навеса),
а становятся декоративным придатком
стены, украшают ее своими художественными
формами. Они либо выступают непосредственно
из тела стены, либо располагаются немного
отступя от нее. Их расположению в
плане соответствует
Аналогично появляются чисто орнаментальные приемы использования деталей, берущих начало от конструктивного аналога. Например, в римской трактовке коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны – выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Уже само название говорит об их предназначении быть маленькими модулями в отсчете ритма, в данном случае при построении декоративной композиции сильно развитого карниза. Как правило, подробность деталировки декора подчеркивает принадлежность детали к крупным архитектурным формам. Таким образом, развитие самобытных художественных приемов, органически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции. Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе. (рис. 14)
Рис. 14. Развитой карниз с модульонами ( І век, храм Конкордии в Риме)
Замечено, что архитекторы Древней Греции намеренно отходили от точности форм, якобы, для благоприятного восприятия глазом человека их архитектурных творений. «Эти так называемые аномалии начинаются с горизонтальных искривлений, или курватур… они освобождали сооружение от геометрической сухости и придавали ему индивидуальную неповторимость и непринужденность живого организма.» В различных литературных источниках есть сведения о том, что они знали о иллюзорности форм, о некой ассимметричной композиции, хорошо воздействующей на эмоции человека, а именно, на зрителя – это фрактальность, инвариантные принципы построения архитектурного объекта.
Рис. 15. Общий вид разновидности ордеров ( слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)
Рис. 16. Фасад административного здания в Киеве
Вывод
По итогам исследования по образованию классической ордерной системы были сделаны выводы и рекомендации по использованию этой системы в сочетании с будущими архитектурными стилями. Ордерная система была образована, в принципе, ещё до времен Древней Греции. Очевидно, что в те времена люди не только ради поклонения богам могли использовать форму финикийской пальмы, бараньих рогов или морских волн для капители, а именно ради какого-то знака о создании мира, его основах, его «ордере», т.е. порядке явленном потомкам.
Таким образом, на примере ордерной системы выявлено, что формы для создания архитектурных объектов оказывают огромное эстетическое и информационное влияние на человека. Архитектор при осознании инвариантности и фрактальности, её уместном использовании способен создать соответствующую благоприятную и здоровую среду обитания, среду жизнедеятельности человека.
Список литературы
Информация о работе Особенности древнеримских ордерных композиций