Особенности древнеримских ордерных композиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, реферат

Краткое описание

Со времен Возрождения считается, что ордерная система – «верх совершенства». Классицизм образовался на основе архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, затем развивался и перерастал в другие стилевые направления, такие как барокко, ампир, неоклассицизм и другие стили. В настоящее время классицизм является одним из основных стилей для создания сооружений и зданий: он используется, естественно, в сочетании с современными материалами, другими стилями, а также более свободными мотивами и мыслеформами архитектора.

Оглавление

Вступление
Особенности древнегреческих ордерных систем
Особенности древнеримских ордерных композиций
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гармонизация архитектурной формы на основе ордерных систем.docx

— 180.15 Кб (Скачать)

 

Рис. 11. Антаблемент

Рис 12. Разница  в архитравах дорического и ионического  ордеров

Совершенно обратная картина  в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной  деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким. Дорический фриз образует тектонический структурный  декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях имели чисто техническое назначение, – чередующихся триглифов и метопов. Триглиф 1 – прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп 2 – квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом или орнаментом. (рис. 13)

 

Рис. 13. Триглиф  – 1, метоп – 2

Познакомившись с разнообразием  деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление  конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места  сочленений, а третьи усиливают контрастность  архитектурных форм. Например, сочетание  обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили  антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

Подводя итог античному периоду  развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что  за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных  элементов, декоративные способы обработки  конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления  и психологического воздействия  архитектурных произведений. Все  эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной  с деятельностью человека и масштабами окружающей природы.

 

  1. Особенности древнеримских ордерных композиций

 

Следующий этап развития ордерных систем – архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более грандиозных сооружений.

Величие римских ансамблей  было предназначено отражать торжество  завоевателей, богатство поработителей  и призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях – совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.

 

На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых  были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.

В ранний период римского заимствования  греческие ордера без особой переработки  используют в создании ансамблей  форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров  с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте ко­лонн пьедесталов, а к базе снизу – плинта. (рис. 13)

 

Рис. 13. Плинт под  базой

В дальнейшем развитии римской  архитектуры, особенно в высоких  многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных  конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами, ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции.

 

Особенно ярко декоративность использования ордерных мотивов  проявляется в художественной обработке  арочных конструкций. Колонны, как  и антаблемент, перестают выполнять  присущие им функции (столба и навеса), а становятся декоративным придатком  стены, украшают ее своими художественными  формами. Они либо выступают непосредственно  из тела стены, либо располагаются немного  отступя от нее. Их расположению в  плане соответствует конфигурация изломов антаблемента, называемых раскреповками, которые порой венчают одиноую колонну.

Аналогично появляются чисто  орнаментальные приемы использования  деталей, берущих начало от конструктивного  аналога. Например, в римской трактовке  коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и  розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны – выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Уже само название говорит об их предназначении быть маленькими модулями в отсчете ритма, в данном случае при построении декоративной композиции сильно развитого карниза. Как правило, подробность деталировки декора подчеркивает принадлежность детали к крупным архитектурным формам. Таким образом, развитие самобытных художественных приемов, органически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции. Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе. (рис. 14)

 

 

Рис. 14. Развитой карниз с модульонами ( І век, храм Конкордии в Риме)

Замечено, что архитекторы  Древней Греции намеренно отходили от точности форм, якобы, для благоприятного восприятия глазом человека их архитектурных  творений. «Эти так называемые аномалии начинаются с горизонтальных искривлений, или курватур… они освобождали  сооружение от геометрической сухости  и придавали ему индивидуальную неповторимость и непринужденность живого организма.» В различных  литературных источниках есть сведения о том, что они знали о иллюзорности форм, о некой ассимметричной композиции, хорошо воздействующей на эмоции человека, а именно, на зрителя – это  фрактальность, инвариантные принципы построения архитектурного объекта.

Рис. 15. Общий вид  разновидности ордеров ( слева направо: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)

Рис. 16. Фасад административного  здания в Киеве

 

Вывод

По итогам исследования по образованию классической ордерной системы были сделаны выводы и  рекомендации по использованию этой системы в сочетании с будущими архитектурными стилями. Ордерная система  была образована, в принципе, ещё  до времен Древней Греции. Очевидно, что в те времена люди не только ради поклонения богам могли использовать форму финикийской пальмы, бараньих рогов или морских волн для  капители, а именно ради какого-то знака  о создании мира, его основах, его  «ордере», т.е. порядке явленном потомкам.

Таким образом, на примере  ордерной системы выявлено, что формы  для создания архитектурных объектов оказывают огромное эстетическое и  информационное влияние на человека. Архитектор при осознании инвариантности и фрактальности, её уместном использовании  способен создать соответствующую  благоприятную и здоровую среду  обитания, среду жизнедеятельности  человека.

 

Список литературы

  1. Агеев В.Н. Семиотика: Учеб. Пос. М .: Весь мир, 2002.
  2. Бабич В.Н. Графоаналитические основы и принципы инвариантности в архитектуре и дизайне. – Екатеринбург: Архитектон, 2003 г.
  3. Брунов Н. Очерки по истории архитектуры, 2 том.
  4. Семиотика искусства. М.: 1995.Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика, История, теория, практика. 2000. – 312 с.
  5. А. Раппапорт, Г.Сомов. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М. Стройиздат. 1990 ( Часть Первая. Методологические проблемы исследования архитектурной формф. Автор А.Раппапорт, 10 авт.л.)
  6. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г. С. Теория копмозиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 568 с.
  7. Барт Р. Структуруализм как деятельность. Электронн. Книга http//ihtik.lib.ru
  8. Добрицина И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науке // М.: Прогресс- Традиция. 2004. – 416 с.
  9. Азиян И. Теория композиции как поэтика архитектуры. / Под ред. И.А. Азиян. . – М: Прогресс- Традиция, 2002. – 568с.
  10. Араухо И. Архитектурная композиция. – М.: Высшая школа, 1982. – 208с.
  11. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: (пер. с англ.) – М.: Стройиздат, 1986. – 264с.
  12. Иовлев В. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма: учеб. Пособие.  Екатеринбург: Архитектон, 1996. – 304 с.
  13. Мальгин В.И. Выявление объемно-пространственных форм // Объемно-пространственная композиция: Учеб. Для вузовА.В. Степанов, В.И. Мальлгин и др.. – М.: Ладья, 2000. – с. 181-211.
  14. Михайловский И.Б. Теория классических архитектурных форм, издательство всесоюзной академии архитектуры, – М., 1940 г.
  15. Исаева В.В. Фрактальность природных и архитектурных форм / В.В. Исаева, Н.В. Касьянов. – Вестник ДВО РАН. - № 5. – 2006
  16. Хан – Магомедов, С.О. Архитектура мира. Запад – Восток: античная традиция в архитектуре / С.О. хан –Магомедов. – М, 1994
  17. Иовлев, В.И. Архитектурно-экологическое формообразование / В. И. Иовлев. – Интернет –конференция.
  18. Азизян. И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.А. Азизян, И.А. Добрицына, Г.С. Лебедева. – М.: Прогресс-Традиция, 2002

Информация о работе Особенности древнеримских ордерных композиций