Основные исторические этапы формирования архитектуры русской православной церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия в России растет количество верующих. Храмы по большим церковным праздникам не имеют возможности вместить всех желающих, не смотря на то, что за последние 15 лет количество действующих храмов увеличилось. К тому же, большинство действующих храмов – это восстановленные старые.
Патриархия России сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Большинство же новых приходских храмов строится методом народной стройки, на средства прихожан и спонсоров. Все это – малые храмы, в основном деревянные.

Файлы: 1 файл

Истор.этапы развития русской церкви..docx

— 32.48 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ВОЗРОЖДЕНИЕ «РУССКОГО СТИЛЯ».

       В последние десятилетия в России растет количество верующих. Храмы по большим церковным праздникам не имеют возможности вместить всех желающих, не смотря на то, что за последние 15 лет количество действующих храмов увеличилось. К тому же, большинство действующих храмов – это восстановленные старые.

Патриархия России сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Большинство же новых приходских храмов строится методом народной стройки, на средства прихожан и спонсоров. Все это – малые храмы, в основном деревянные.

Как мы видим в настоящее время, после периoда огромного перерыва в строительстве храмов опыт их проектирования и строительства практически был утерян. Отсутствуют современные научные принципы формирования малых храмов, удобных в эксплуатации, выразительных по архитектуре и соответствующих канонам православия.

На мой взгляд, именно сегодня, необходимо по-новому рассмотреть историческое развитие церковной архитектуры, дабы понять прерванные этапы ее развития, а также осмыслить этот опыт в современной культуре.

Русь, с принятием христианства, переняла и культуру, и искусство Византии, которые были неотделимы от Церкви. «Но принимая новую веру и ее образный язык, созданный в упорной и подчас трагической борьбе, - пишет Л.А. Успенский, правда, об иконопи-сании, - русский народ творчески претворяет их сообразно со своим восприятием христианства. [...] И сама духовная жизнь русского народа, его святость и церковное искусство получают национальный отпечаток, как результат постоянно нового и своеобразного переживания христианства».

Древнерусское зодчество делится на два этапа с перерывом на время монгольского нашествия. Первый этап - это путь от тринадцати главой Софии Киевской к пятиглавой Софии Новгородской, и вершиной этого этапа, шедевром считается стройная одноглавая церковь Покрова на Нерли. Далее начались поиски новых решений, выражающие стремление к пирамидальной композиции через подъем центральной главы и снижения угловых закомар. Но эта эволюция была прервана монгольским нашествием. В новых условиях возникли небольшие новгородские и псковские храмы. Позже московское зодчество продолжило эволюцию пирамидальности силуэта, которая привела к новым вершинам - шатровой церкви в Коломенском и фантастической композиции храма Василия Блаженного. Завершают древнерусский период ярусные храмы.

Русские храмы с самого начала строились как украшение больших пространств, были рассчитаны не только на внутреннее, но и на внешнее восприятие. В этих условиях исключительное значение приобретали пластичность и особенно силуэт храма.

В конце XVII века проявилось западное светское влияние, но еще не были утеряны национальные формы. Этот стиль условно назван «московское барокко». Вместо скромных церквей с ярусами кокошников возникли пышные, затейливые, в то же время изящные ярусные храмы сложной пирамидальной композиции, как церковь Покрова в Филях. Вместо лаконичного величественного столпа Ивана Великого возникают сложные ярусные колокольни, украшенные ордерными колоннами и пилястрами.

Рассматривая развитие православной архитектуры, я могу однозначно сказать, что древнерусское зодчество, находясь в постоянном процессе развития, предлагает большое разнообразие архитектурных форм, способных вдохновить современного архитектора.   
Завершающим этапом древнерусского зодчества был конец XVII в. Никогда еще не возводилось так много храмов, как в этот период. Западные образцы перерабатываются, неприемлемое отбрасывается. В то же время заново переосмысливается наследие Византии и получается необыкновенный сoстав лучшего из наследия Запада, наследия Византии и накопленного к тому времени собственного русского опыта возведения храмов. Архитектура этого времени порождена талантом именно русских зодчих. После советского разрушительного периoда от этих памятников остaлось очень мало в сравнении с тем, что было, поэтому не очень легко понять и представить всю красоту того периода.

«...архитектура конца XVII в., по-видимому, не сказала своего последнего слова, как бы готовя его в следующем веке. Однако реформы начала XVIII столетия существенно изменили ход исторических событий».

 «Разумеется, программная ориентация Петром I русской культуры на широкое освоение европейского опыта создала определенную напряженность в стилеобразовании, и можно вполне согласиться с Д.В.Сарабьяновым, что в XVIII в., особенно в его первой трети, Россия не столько испытывала влияния, сколько вынужденно поддавалась им [...] Новым фактором стал и сам творческий метод зодчих. На смену традиционной ориентации на образец и натуру происходит «планиметрический» метод точного проектного чертежа, который сразу же был внедрен в петербургскую практику возведения зданий и комплексов архитекторами-иностранцами. Это существенно изменило не только проектную технологию, но и характер архитектуры, ее «прочтение» в натуре, во многом рассчитанное на «фасадность» объектов, привязанных к точной и регулярной планировочной системе».

Далее мы можем наблюдать потерю национальной самобытности в русской архитектуре, приходящей на период XVIII и XIX вв. Классицизм вернул храму статический силуэт, оставив вертикали кoлoколен.

Конец XIX - начало XX века было временем эклектики, модерна и «русского стиля». Сейчас, в современной архитектуре возник интерес к другим историческим эпохам, к стилизации. После Отечественной войны 1812 года архитекторы начали интересоваться древними национальными корням. После Петровских реформ русская культура разделилась на дворянскую, шедшую по европейскому пути, и культуру народную, провинциальную, продолжавшую средневековые традиции. В то время, как в крупных городах после классицистических храмов вернулись к храмам «в русском стиле», в провинции все это время продолжали строить храмы в старых, архаичных формах и даже не замeтили этого витка развития столичной архитектуры. Таким образом, «русский стиль» давал надежду на объединение этих двух направлений русской культуры хотя бы в архитектуре храмов, но развитие было прервано революцией.

На первом этапе, в 1830-х годах, «русский стиль» пытался возродить русские традиции в условиях только что пройденного классицизма. Это было соединение общей классической композиции с древнерусскими формами и декором. В частности, храм Христа Спасителя представляет центричную композицию с четырьмя портиками со всех сторон, включая восточную алтарную сторону, и декоративные закомары, не связанные с шагом несущих столбов, более мелкие, приближающиеся скорее к кокошникам.

В конце XIX - начале XX века, русский («неорусский») стиль следовал не форме, а образу древнерусской архитектуры. В его основе была живописная общая композиция, характерная для древнерусской архитектуры, в рисованных деталях было заметно влияние модерна. Некоторые архитекторы стиля пытались подчеркнуть вертикальную устремленность силуэта, тем самым вытягивая не только шатры, но и главы. Некоторым современным архитекторам также близка эта идея. 

Как мы можем видеть сейчас, «русский стиль» был определенным этапом возвращения традиций и, благодаря этому он вызывает интерес современных архитекторов. Одним из главных направлений этого стиля было восстановление «связи времен», прерванную Петром I. По моему мнению, современные архитекторы и мы, в частности, должны в строительстве храмов восстановить «связь времен».

Конечно же, следует помнить современным архитекторам, что при обращении к теме храмового зодчества следует иметь в виду, что здесь свобода архитектурного творчества должна осуществляться в границах канона и традиции. Но это не означает, что нужно слепо следовать образцам прошлого, копировать их объемную композицию и архитектурный декор. В поисках образа современного православного храма следует ориентироваться не на модернистские течения в архитектуре, а на созвучное современным людям живое отражение в архитектурных формах смысла храма, красоты божественного устроения мира и Небесного Царства, что так ярко выражено в древнерусских храмах. Привычные формы смогут обогатить применение новейших достижений строительного искусства, а также лаконизм в декоре фасадов, связанный с современными условиями строительства храмов и применяемыми строительными материалами.

По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества».

 

 

Библиография

  1. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры И.Канаева
  2. Л.А.Успенский. Богословие Иконы Православной Церкви. 1989.
  3. А.И.Каплун. «К проблеме античной традиции в зодчестве Древней Руси». //Архитектурное наследство №38, 1995.
  4. И.Л.Бусева-Давыдова. Русское церковное искусство. X - XX вв.//Православная энциклопедия. М., 2000.
  5. М.П.Кудрявцев. Русский храм.//Къ свету №17.
  6. Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003 МОСКВА 2003

 

 

 


Информация о работе Основные исторические этапы формирования архитектуры русской православной церкви