Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:08, реферат
Cтроилась церковь князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. При них Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
Музей-Усадьба Останкино. История усадьбы.......................................2
Театр в Останкино....................................................................................4
Коллекции усадьбы..................................................................................7
Список Литературы..................................................................................9
Оглавление
Музей-Усадьба
Останкино. История усадьбы.......................
Театр в Останкино...................
Коллекции усадьбы.......................
Список Литературы.............
Музей
- Усадьба Останкино.
История усадьбы.
«Я должен рассказать тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике человек в пятьсот. Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами. Можно бы подумать, что этим ограничиваются владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр. Труппа, актеры, танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина", - записал очевидец.
Cтроилась церковь князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. При них Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
Cуществующий
ныне Останкинский дворец построен одним
из самых богатых и знатных людей своего
времени графом Николаем Петровичем Шереметевым
в последнее десятилетие XVIII века. В род
Шереметевых Останкино перешло в 1743 году
в числе приданного за его матерью, урожденной
княжной Черкасской.
Родители Николая
Петровича в качестве подмосковной резиденции
избрали Кусково и потому до конца XVIII
века Останкино имело преимущественно
хозяйственное значение.
Над проектом
этого необычного дворца работали известные
русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна
и И.Старов. Воплощали его крепостные архитекторы
графа - А.Миронов и П.Аргунов. Строительство
длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец
целиком из дерева, но оштукатуренные
стены его кажутся каменными. Воплощение
незаурядной идеи было оценено по достоинству.
Театр в Останкино.
Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства.
Кроме того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики, скульптуры и т.п., парадные залы дворца, помимо фойе, становились своеобразным протомузеем. В центре дворца находится театр, к которому из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял Итальянский павильон. Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке. Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе.
Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные "кунштюки" представляют гостям "новый вкус" хозяина дворца - самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок. Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне. Он выстроен в форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров отразились в нем наиболее полно.
Высокий
профессионализм труппы, насчитывавшей
до 200 актеров, певцов и музыкантов, позволял
ей успешно соперничать с императорским
театром. Более сотни опер, комедий, балетов
составлял ее репертуар, включавший произведения
французских и итальянских композиторов
- Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини,
русские комические оперы Фомина, Козловского,
Пашкевича... На сцене Останкинского театра
было представлено немногое.
При открытии
театра в 1795 году давали оперу И.Козловского
на слова А.Потемкина "Взятие Измаила
или Зельмира и Смелон". В день праздника,
устроенного Шереметевым в 1797 году в честь
императора Павла I была поставлена опера
А.-Э.Гретри "Самнитские браки", повторенная
чуть позже для польского короля Станислава
Августа Понятовского. В этой опере главную
роль исполняла блистательная Прасковья
Жемчугова, крепостная актриса, лучшая
певица труппы, ставшая впоследствии графиней
Шереметевой.
В 1801 году в Останкине состоялся
последний при жизни Н.П.Шереметева праздник
в честь императора Александра I. Расцвет
Останкина был ярок, но краток. Вскоре
труппа была распущена, а усадьба надолго
оставлена владельцами.
В
настоящее время Останкино - единственный
в России театр XVIII века, сохранивший сцену,
зрительный зал, гримировочные комнаты
и часть механизмов машинного отделения.
Великолепные акустические свойства этого
театра, о которых специально заботились
архитекторы и строители, делают его лучшим
по акустике залом Москвы.
Некогда обладавший
возможностью трансформации, театр дошел
до нас в виде бального зала "воксала",
но до сих пор используется для постановки
старинных опер и проведения камерных
концертов.
Коллекции
усадьбы.
Из
музейных собраний осветительных приборов
конца XVIII века, связанных с определенными
усадебными интерьрами того времени, останкинское
по полноте и разнообразию является единственным
в стране.
Из первоначального убранства
дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников,
канделябров, жирандолей, фонарей, люстр
в основном русской и французской работы
сохранилось к настоящему времени.
В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX веков, в которой представлены работы Ивана и Николая Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и др. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников. Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов. В конце XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них до наших дней дошло только пять. Помимо антиков украшают интерьеры работы западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и бронзовых ваз.
Хорошо
подобранное собрание русского, европейского
и восточного фарфора, начало которому
было положено еще при фельдмаршале Борисе
Шереметеве, содержит редкие образцы ранних
изделий. Это в первую очередь относится
изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен
ранний фарфор производства Севрской,
Венской мануфактур, английских заводов
Дерби, Веджвуда, Лонгтон-холла и немецких
заводов Тюрингии.
Обширную группу керамики,
коллекционирование которой началось
еще князьями Черкасскими, составляют
редчайшие изделия японского и китайского
фарфора XVI-XVIII веков.
Коллекция русских
и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков
основана в 1958 году известным коллекционером
Ф.Е.Вишневским и с тех пор значительно
расширилась, превратившись в одну из
крупнейших в стране и ценнейших по составу.
Основную ее часть составляют веера и
опахала, созданные во второй половине
XVIII века - времени наивысшего расцвета
веерного искусства.
Список литературы